Карина Вишнякова
Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи
Полноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста в семье возможно при соблюдении ряда условий. В исследованиях многих авторов (Н. С. Жуковой, М. М. КольцовойЕ. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, В. И. Селиверстова и др.) в качестве таковых выделены:
Публикация «Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
1)повышение педагогической компетенции родителей, что предполагает не только овладение знаниями о периодах развития детской речи и об отклонениях от нормы в речевом развитии, но и овладении умением наблюдать за речью своего ребенка и выявить какие-либо проблемы и отклонения в говорении, понимании и общении;
2)правильная организация жизни ребенка в семье, которая позволяет вырастить ребенка крепким и здоровым физически, интеллектуально и эмоционально развитым, владеющим чистой, благозвучной речью;
3) обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы.
1. Повышение педагогической компетенции родителей.
Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях :
-речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;
-отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;
-овладение ребенком родного языка в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;
-развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;
-появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;
-нормальное развитие детской речи проходит насколько этапов от предречевой реакции и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;
-отклонение от нормы в речевом развитии проявляются по-разному – задержка речевого развития, нарушение произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушение голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия, системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи, нарушение письменной речи (дислексия, дисграфия);
-успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.
Повышение педагогической компетенции родителей, по мнению О. В. Правдиной (1973г.) В. И. Селиверстова (1968г., способствует знание причин и факторов риска возникновение речевых нарушений, а также путей и мер профилактики.
Причины, вызывающие нарушение речи, могут быть самые разнообразные. В возникновении речевых нарушений большую роль играют внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) вредоносные факторы. Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять механизм речевых нарушений, запущенный под влияние тех или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка.
К экзогенно-органическим факторам относятся:
1)заболевание матери во время беременности вирусными и нейроинфекциями;
2)прием лекарственных препаратов;
3)ионизирующая радиация;
4) алкоголизм и курение во время беременности;
5) иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, по системе АВО и другим антигенам эритроцитов). При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся с другими полиморфными отклонениями в развитии (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта);
6)многообразная акушерская патология (узкий таз, тяжелые или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.);
7)акушерские манипуляции (сильные механические воздействия на плод во время родов, особенно его тракция на головку или тазовый конец, чрезмерное сгибание головки при защите промежности, вращение позвоночника, наложение вакуум-экстрактора и др.);
8)асфиксия (кислородное голодание плода во время родов,
9)родовая травма, ведущая к внутричерепному кровоизлиянию и гибели нервных клеток, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения произносительной стороны речи – дизартрии;
10)снижение слуха;
11)нарушение строения артикуляционного аппарата, прежде всего его костного и мышечного строения. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка (подъязычную связку); нарушение строение челюстей, ведущие к аномалиям прикуса (прогнатии, прогении, открытому прикусу); неправильное строение зубов и зубного ряда; аномалии строения нёба (высокое «готическое», куполообразное, низкое, плоское небо); расщелины губы, твердого и мягкого неба; аденоидные разрастания, носоглоточные полипы и опухоли, искривление носовой перегородки.
Перечисленные органические нарушения периферических органов речи являются причинами возникновения дислалии и ринолалии.
К функциональным причинам относятся нарушение правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения и социально – психологические причины (воспитание в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением, познавательная и социальная депривация, отсутствие образа для подражания, психические травмы, педагогическая запущенность, двуязычие).
Нарушения речи могут возникнуть под воздействием эндогенных факторов – таких, как общая физическая ослабленность, незрелость, различные заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ. К биологическим факторам риска речевых нарушений относится леворукость.
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы или семейная отягощенность патологией речи. Часто они являются предрасполагающими условиями. Реализующимися в речевую патологию в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами.
Знание факторов риска возникновения речевых нарушений позволяет обеспечить условия воспитания, полноценного физического и духовного развития детей дошкольного возраста. Решение этих задач неразрывно связано с просвещением родителей в вопросах профилактики и своевременного выявление отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии у детей.
Основными направлениями профилактики возникновения речевых нарушений являются :
1)принятие комплексных мер по организации и устранению воздействия на организм человека внешних вредоносных факторов, связанных с его производственной деятельностью;
2)реализация профилактического направления здравоохранения через своевременное генетическое консультирование будущих родителей, создание максимально благоприятных условий для женщин в период беременности, совершенствование техники родовспоможения и повышения квалификации акушеров, ранняя диагностика и лечение с применением современных методов;
3)создание научно обоснованной системы разъяснения среди населения комплекса мероприятий по лечебному, педагогическому и социальному воздействию, направленному на предупреждение речевых нарушений;
4)ранняя коррекционно – педагогическая и профилактическая работа с детьми с факторами риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи.
Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева и др.) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. Период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировки именно в период естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
М. М. Кольцова (1973г.) отмечает, что для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития первые три года жизни ребенка : к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Родители должны знать, что речь-это инструмент развития высших разделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Нарушения речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсировано впоследствии.
Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже не резко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.
2. Правильная организация жизни ребенка
Не менее важным условием для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является правильная организация его жизни, которая предполагает соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития, соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями правил формирования полноценной речевой среды.
Режим дня. Ребенок с отклонением в речевом развитии нуждается в общеоздоровительных мероприятиях, в соблюдении режима сна, бодрствования, кормления, в выполнении общегигиенического режима. Органические поражения центральной нервной системы, сочетание речевых нарушений с общей физической ослабленностью, значительные индивидуальные различия в работоспособности обуславливают необходимость решение вопросы о продолжительности сна совместно с врачом.
Крайне важно, чтобы промежутки между приемом пищи, сном, гигиеническими процедурами и специальными занятиями были заполнены не только доступной и интересной для детей деятельностью (просмотром телепередач, видеофильмов, компьютерными играми, но и развивающими играми и упражнениями.
Закаливание. В связи с повышенной восприимчивостью детей с речевыми нарушениями к простудным и инфекционным заболеваниям, плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям внешней среды (температурным и атмосферным) большое значение имеет укрепление их общего здоровья. Выбор способа закаливания (умывание прохладной водой, ношение облегченной одежды, обтирание, обливание) зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Специальные занятия. На родительских собраниях и консультациях логопед дает рекомендации по выполнению домашних заданий. Родители получают информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, о содержании и приемах работы по закреплению в домашних условиях речевых умений и навыков, усвоенных на занятиях.
Речевой режим и общие правила для родителей. Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
-с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда (родителям рекомендуется всю повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называть свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давать ему возможность видеть лицо взрослого, наблюдать за его артикуляцией);
-чаще брать ребенка на руки, пеленат, кормить – младенцу необходим постоянный телесный контакт с матерью;
-необходимо поощрять любые попытки малыша заговорить – ребенок начнет говорить только тогда, когда родители захотят его слушать;
-говорить с малышом нужно медленно, короткими фразами; пользоваться правильным русским языком, не переходить на «детский язык» самим и не разрешать делать этого другим взрослым;
-рекомендуется уделять больше времени ребенку; быть чаще рядом с ним, в пределах его досягаемости;
-необходимо каждый день читать малышу; ни в коем случае не показывать свои досады и нежелания, если ребенок просит почитать; не нужно раздражаться, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил малыш; родителей должно радовать, что ребенок уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
-не рекомендуется поправлять речь ребенка, нужно повторить сказанную ребенком фразу правильно;
-важно поощрять любопытство, стремление задавать вопросы, для этого родителям необходимо научиться отвечать на каждый детский вопрос;
- нельзя сравнивать малыша с другими детьми.
3. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам работы.
Воспитание детей, имеющих речевые нарушения, и коррекция отклонений в речевом развитии также осуществляется при активном участии родителей. Учитель-логопед обучает родителей некоторым приемам работы
1. по развитию фонематического слуха,
2. по выработке сильной и направленной воздушной струи,
3. по подготовке органов артикуляции к постановке звуков,
4. по автоматизации усвоенных на индивидуальных занятиях с логопедом навыков произношения звуков в слогах, словах, фразах и связных высказываниях,
5. по контролю над речью детей в различных ситуациях общения.
Литература:
1. Гвоздев А. Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» / Под ред. С. А. Абакумова.
- М. : апн РСФСР, 1949.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. «Если ваш ребенок отстает в развитии».
-М., Медицина, 1993.
3. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга»
- М., Педагогика, 1973г.
4. Люблинская А. А. «Беседы с воспитателем о развитии ребенка».
-М., Учпедгиз, 1962г.
5. Правдина О. В. «Основы логопедии»,Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. .
-М. : "Просвещение", 1973
6. Розенгарт-Пупко Г. Л. «Формирование речи у детей раннего возраста».
-М., «Просвещение», 1963г.
7. Под редакцией профессора В. И. Селиверстова, доцента О. А. Денисовой, доцента Л. М. Кобриной «Специальная семейная педагогика».Учебное пособие.
- Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005г.
8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)».
-М., Просвещение, 1981.