Повышение педагогической культуры родителей в группах семейной логопсихотерапии

Александра Полякова
Повышение педагогической культуры родителей в группах семейной логопсихотерапии

Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление личности заикающегося дошкольника оказывает семья. В ней формируются основы характера ребенка, интеллектуальные и творческие способности, его отношение к моральным и материальным ценностям. Именно семья, по мнению Н. Л. Карповой, создателя семейной групповой логопсихотерапии, является основной формирующей и развивающей средой для ребенка, поддерживающей и «вдохновляющей» для любого человека, какого возраста он ни был [2]. Многие исследователи (Н. Л. Карпова, М. А. Черкасова, Л. М. Шипицына и др.) отмечают особую значимость семьи для детей с речевыми нарушениями, одним из которых является заикание, понимаемое в логопсихотерапии как нарушенное речевое общение [2, 4, 5]. Именно поэтому в группе семейной логопсихотерапии, которую посещают дошкольники нашего учреждения с заиканием, семья является активным и постоянным участником коррекционно-образовательного процесса. Это определено и программой, реализуемой педагогами и специалистами на протяжении более десяти лет (Н. В. Глухова-Зиздо) [1].

Важной задачей в указанных группах является повышение педагогической культуры родителей в рамках просветительской психолого- педагогической работы. В одном из словарей педагогическая культура определяется как компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущим поколением и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье [3]. Педагогическая культура родителей подразумевает достаточную подготовленность родителей, развитие тех личностных качеств, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.

Многолетний опыт логопсихокоррекции заикания у дошкольников в условиях детского сада говорит о неразрывной связи и взаимодействии детей, родителей и педагогов в преодолении этого речевого недуга. Поэтому педагогическая просвещенность родителей имеет особое значение в системе реабилитации. Повышение педагогической культуры родителей включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании и обучении дошкольника, представления о психологических особенностях детей при заикании, а также практические умения в воспитании, организации жизни и деятельности детей в семье. Кроме того, родители должны овладеть комплексом психологических знаний, позволяющих своевременно и грамотно оказывать своим детям помощь в случае речевых ошибок и неудач, связанных с речевым общением.

В задачу педагогов и специалистов группы для заикающихся дошкольников входит оказание помощи родителям в воспитании, обучении и развитии детей. При этом основным средством выступает организация взаимодействия детского сада и семьи и обеспечение в группе благоприятных условий не только для жизни, воспитания ребенка, коррекции его речи и общения, но и для просвещения родителей.

Несмотря на большие возможности воздействия учителя-логопеда и воспитателей на речь и личность заикающегося ребёнка, автоматизация приобретённых речевых и коммуникативных навыков не всегда удаётся в рамках пребывания ребёнка в детском саду. Большая работа предстоит детям и родителям в семейных условиях. В обстановке, в которой ребёнок привык находиться, это закрепление может проходить легко и естественно, но, как показывает опыт нашей работы, родители часто не знают и не умеют помогать своим детям в случае запинок, затрудняются в создании необходимых условий для постоянной тренировки речи ребёнка (щадящие условия, речевой режим, режим молчания и т. п.). Иногда родители не понимают, как стимулировать активность ребенка в общении, как развивать нужные личностные качества. В этом помогают групповые и индивидуальные беседы, совместные с родителями логопедические занятия, где показываются приемы, участие родителей в ежедневной работе группы (зарядка Стрельниковых, речевые упражнения, игровые и реалаксационные сеансы и пр.).

Следует отметить, что мы постоянно ищем такие формы работы с родителями, в результате которых они сами приходят к определенному пониманию того, что будет полезно для их ребенка, какие приемы сработают в большей степени, какие семейные правила будут оптимальными для автоматизации речевых навыков, развития коммуникации и воспитания творческой личности. Таким образом, работа с семьей по повышению педагогической культуры взаимодействия родителей с детьми является центром всего комплекса социально-педагогической деятельности в группе по преодолению заикания у дошкольников.

Список использованной литературы

1. Глухова Н. В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Программа. Таганрог, 2005.

2. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. М.: Флинта, 2003.

3. Педагогический терминологический словарь // http://pedagogical_dictionary.academic.ru/

4. Черкасова М. А. Организация взаимодействия с семьей ребенка-инвалида // Материалы научно-практической конференции «Механизмы реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях», 2010. С. 198-207.

5. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под научн. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2003.

Публикации по теме:

Конспект семейной КОП художественно-эстетического направления «Подарочные упаковки своими руками» Цель:оказание помощи родителям в совместной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста по созданию подарочной упаковки.

Консультации для родителей «Повышение интереса к математике»Консультации для родителей «Повышение интереса к математике» Консультации для родителей «Повышение интереса к математике». Цель: Познакомить родителей с условиями повышения интереса детей к математике.

Консультация для родителей «О диалоге музейной и семейной педагогики в практике образования дошкольников» Консультация для родителей «О ДИАЛОГЕ МУЗЕЙНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Всем родителям хочется, чтобы.

Консультация «Повышение педагогической компетенции родителей детей 4–5 л. по формированию безопасного поведения детей по ОБЖ». Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей по ОБЖ. Эту задачу можно.

Логопедическое развлечение для детей и родителей в виде семейной игры: «Это мой ребенок?!»Логопедическое развлечение для детей и родителей в виде семейной игры: «Это мой ребенок?!» «Это мой ребенок!» (развлечение) Цель: способствовать развитию коммуникативных умений, диалогической и монологической речи у детей и формированию.

План «Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры дошкольников в соответствии с ФГОС до» Цель:Сформированность положительных тенденций,обобщение новаторского опыта педагогов в организации работы по экологическому воспитанию детей.

Понятие и сущность педагогической культуры родителей В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощен.

Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи Полноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей.

Типичные уровни проявления педагогической культуры педагога Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, она объединяет педагогику и культурно-исторический опыт, регулирует педагогическое.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Повышение педагогической культуры родителей в группах семейной логопсихотерапии
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 19:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета» (Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Оформление участка «Зимние забавы».
Зима шагает весело по городам и сёлам. С Новогодними праздниками, кучей подарков, интересными и весёлыми развлечениями для детей и взрослых. Много снега,...