Повышение профессиональной компетенции начинающих педагогов с элементами тренинга

Якуш Ольга
Повышение профессиональной компетенции начинающих педагогов с элементами тренинга

Целевая группа: молодые педагоги детских садов

Продолжительность занятия: 50 минут

Оборудование,оснащение: бумага формата А3, А4, цветная самоклеющаяся бумага разных цветов (5цветов, бейджи с буквами А, И, Я, ХА, М для педагогов, набор для каждого педагога: ножницы, бумага, клей, фломастеры, карандаши, кисточки, краски, цветные стикеры (5 цветов) для каждого участника.

Форма занятия: занятие с элементами психологического тренинга.

Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии.

Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием использования метафор, прием саморефлексии, прием обратной связи.

Конспект

Цель - стабилизация психоэмоционального благополучия молодых педагогов

Задачи:

- повышать профессиональную компетенцию в деятельности начинающих педагогов;

- повышать психологическую готовность начинающих педагогов к принятию профессиональной деятельности;

- углублять знания о способах и приёмах сохранения психологического здоровья, обучать снятию эмоционального напряжения;

- способствовать развитию профессионально значимых качеств личности педагогов, навыков самопознания и рефлексии;

- формировать внутреннюю позицию успешного педагога у молодых специалистов.

План занятия.

1. Организационный момент.

Вводное слово.

Всем раздаются бейджики (у каждого участника бейдж с определенной буквой: А, И, Я, ХА, М). Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на необычной выставке, которая проходит в белгородском художественном музее и посвящена молодым педагогам города Белгорода. В чем заключается её необычность, я расскажу позже, а пока предлагаю ответить на вопрос, - что сегодня у вас было хорошего (обсуждение)

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.

2. Основная часть

А теперь я расскажу, в чем заключается необычность выставки. На данной выставке вы сможете увидеть картины не только опытных педагогов, но и сами сможете принять участие в создании шедевров. Обратите внимание на эту картину (на картине очертание «состаренного» пейзажа). Автор картины пытался выразить свои трудности на начальном этапе своей профессиональной деятельности. Как Вы считаете, с какими трудностями столкнулся автор картины (обсуждение).

Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с трудностями или проблемами. В связи с этим, я предлагаю выразить их на листах, которые находятся на столах (формат А3, педагоги расходятся на выбранные места). А также перед вами лежат фломастеры, карандаши, краски, кисть, ножницы, цветные листы с высказываниями (желтый, красный, синий, зелёный, выражающими трудности. Выберите высказывания, которые вам подходят, и создайте из них картину (коллаж).Вы можете пользоваться всем,что есть у вас на столах: ножницы, клей, краски, фломастеры и тд

Упражнение «Коллаж»

Цель: выделить профессиональные трудности для каждого педагога.

Время: 7 минут

Материалы: фломастеры, карандаши, краски, кисть, ножницы, цветные листы с высказываниями (желтый, красный, синий, зелёный)

Поведенческие (желтый)

Сопротивление выходу на работу

Частые опоздания

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные (красный)

Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Повышенная раздражительность

Ощущение придирок со стороны других

Равнодушие

Бессилие, эмоциональное истощение

Подавленное настроение

Когнитивные (синий)

Мысли о смене профессии, уходе с работы

Отсутствие наставников

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Разочарование профессией

Ощущение того, что я делаю –не получается или не правильно

Озабоченность собственными проблемами

Физиологические (зеленый)

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Обсуждение: Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует? И это важно,так как каждый цвет имеет свое значение: красный – трудности в аффективной сфере; желтый – в поведенческой; синий – в когнитивной; зелёный – в физиологической. Все участники выставки подходят каждому коллажу, определяют «доминирующую проблемную зону» (поведенческая, когнитивная, физиологическая, аффективная).

Упражнение «Подарок»

Цель: обогащать знания молодых педагогов о способах решения трудностей.

Время: 12 минут

Материалы: цветные стикеры (5 цветов) для каждого участника.

Предлагается каждому участнику поделиться способом, как с этой трудностью можно справиться, при этом участник приклеивает стикер своего цвета к той трудности, на которую он нашел выход. Возможно, что один и тот же педагог найдет несколько вариантов, тогда на данной проблеме будет приклеено столько стикеров, сколько каждый участник предложил вариантов.

Если у участников возникают трудности при определении решения из сложившейся ситуации, ведущий предлагает свои упражнения, которые направлены на решение трудностей любой проблемной зоны (поведенческая, когнитивная, физиологическая, аффективная).

Картина «Формула успеха»

Цель: формировать внутреннюю позицию успешного педагога у молодых специалистов.

Время: 5 минут

Материалы: картина с формулой

Существует несколько способов решения разных трудностей. Перед вами один из них. Картина – «Формула успеха», её создали опытные педагоги для того, чтобы молодые педагоги были успешны в своей деятельности.

Волевое принуждение

«Мышечный корсет»

Настроение

Вера

Результат!

Вначале принимаем мышечный корсет, то есть, распрямляем спину. Расправляем плечи и растягиваем рот до ушей. Другими словами, сознательно создаем осанку и мимику победителя. Затем искусственно вызываем внутреннее состояние радости. Дальше формируем мысленный образ успеха – усилием воли заставляем себя в него поверить. При таком поведении результат сам собой, даже не спрашивая вашего разрешения, будет всегда при вас.

Для того чтобы правильно сформировать мышечный корсет, нужно научиться управлять мышцами.

Упражнение «Напряжение – расслабление»

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния посредством способов саморегуляции.

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Формировать мышечный корсет помогает дыхательная гимнастика – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Вашему вниманию представлена еще одна картина под названием «Звуковая гимнастика» (молодым педагогам показывается картина с изображением букв, где указано,какая буква на что воздействует:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение

Картина «Звуковая гимнастика»

Цель: углублять знания о способах и приёмах саморегуляции через дыхание, обучать снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

Время: 3 минуты

Материалы: картина с буквами

У каждого из вас на бейджике есть буква, звук которого вы будете припевать. В результате чего мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике,расскажу о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Потренируемся (и каждый педагог припевает свою букву в соответствии с инструкцией)

А теперь попробуем спеть все вместе.

Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение, время формировать «мышечный корсет»: распрямляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.

После такого упражнения мы легко найдем верные пути решения трудностей, которые вы сегодня для себя выделили.

Итак, у каждого из вас нашелся способ, помогающий справиться и найти внутренние ресурсы. Значит, они есть. А воспользуетесь ли вы ими, будет зависеть от того, какие сильные стороны у вас есть.

Упражнение «мои сильные стороны»

Цель: активизация внутренних ресурсов

Время: 4-5 минут

Материалы: бумага формата А4, фломастеры

У каждого на столе лист бумаги. Обведите свою руку, и в каждом пальце напишите, какими сильными качествами вы обладаете.

Обсуждение: итак, сегодня вы определили трудности в работе, нашли пути решения, которые, по большей части зависят от нас самих. Другими словами – все в наших руках - что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах.

Рефлексия.

Вы сегодня поделились многим со мной и в свою очередь, хотелось каждому из вас подарить презент на память.

Картина «Профессиональное будущее».

Цель: формирование профессиональной мотивации

Время: 2 минуты.

Материалы:картина с предметами: монета, ключик, перо, бусинка, радуга, конфета, краски, кристальный цветок.

Ход проведения: ведущий просит каждого выбрать из всех предметов на картине те, которые понравились больше всего.

Итак, сейчас мы узнаем, что каждого из вас ждет в педагогической деятельности:

Монета – повышение зарплаты, ключик – без труда найдете подход к родителям и детям, перо – обобщение опыта, бусинка – приобретение новых профессиональных качеств, радуга – энтузиазм в профессиональной деятельности, конфета – установка на профессиональные перспективы, краски – активная профессиональная позиция, кристальный цветок – стойкое психологическое здоровье.

Уважаемые посетители выставки, подошло время прощаться и мне хотелось сказать, что работать с молодыми педагогами доставляет мне большое удовольствие, а от этого поднимается мое настроение, возникает желание еще больше работать в этом направлении и совершенствовать свои навыки. Сейчас я поделилась с вами своими мыслями, желаниями и настроением. А теперь прошу вас ответить на последний вопрос- с какими мыслями, желаниями и настроением вы покидаете выставку? (ответы педагогов)

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Повышение компетенции педагогов в игровой деятельности» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО и игровой деятельности.

Деловая игра для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка» Деловая игра для педагогов «Повышение.

Конспект деловой игры для воспитателей ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов» Конспект деловой игры на тему: «Повышение профессиональной компетентности педагогов» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции.

Конспект деловой игры с воспитателями «Повышение профессиональной компетентности педагогов» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов. Задачи: • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов,.

Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы» Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования,.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по проблеме применения педагогической технологии М. Монтессори Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы, раскрывающие специфику технологии М. Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста;.

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные.

Выступление «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов» СЛАЙД 2 Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога дошкольного образовательного.

Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение коллектива» Цель: создать условия для сплочения педагогического коллектива. Задачи: • Способствовать улучшению эмоционального контакта между членами.

Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов «Профилактика стресса у педагогов» Тема: «Профилактика стресса у педагогов». (Занятие с элементами тренинга для педагогов). Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Сад и огород
  • Сад и огород
Автор публикации:
Повышение профессиональной компетенции начинающих педагогов с элементами тренинга
Опубликовано: 8 октября 2019 в 16:18
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки