Папки-передвижки

Занятие по формированию целостной картины мира. Беседа «Зимушка-зима. Зимние забавы»

Оксана Пелих
Занятие по формированию целостной картины мира. Беседа «Зимушка-зима. Зимние забавы»

Программные задачи: Уточнить знания детей о характерных признаках зимы, о жизни животных, состоянии растений, птиц зимой. Формировать представление о том, как изменился труд людей зимой. Рассказать о зимних явлениях природы : метель, вьюга, пурга. Упражнять в подборе определений к существительным. Активизировать словарь. Закрепить умение любоваться красотой зимней природы, общую моторику. Воспитывать интерес и любовь к природе, внимание, усидчивость.

Словарь: мороз, лепить, санки, снежная крепость, дружно, весело.

Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира, Беседа „Зимушка-зима, Зимние забавы“» размещена в разделах

Материал и оборудование: картинки с изображением зимней природы, зимние забавы, презентация.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

1. Организационный момент.

В-ль: Ребята, мы живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью.

II.Основная часть.

В-ль: А, сколько всего времён года?

Дети: четыре: зима, весна, лето, осень.

В-ль: Отгадайте загадку, о каком времени года идёт речь.

Загадка.

Снег на полях,

Реки во льдах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой)

В-ль: Читаю стихотворение «Вы узнаёте зиму.

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый.

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

В-ль: По каким признакам вы узнали зиму?

Дети: Снег, лёд, иней, пурга, позёмка, снегопад, мороз, вьюга, сугробы, гололёд.

В-ль: Чем радует нас зима, мы сегодня постараемся разобраться в этом.

В-ль: Как изменилась природа зимой?

Сравните с природой осенью. Какая погода осенью, а какая зимой?

-Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег.

-В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки, озёра покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры. Эти узоры нарисовал невидимый художник. А зовут его «мороз». Он приходит в дома ночью, когда все спят и начинает свою работу, а утром люди просыпаются и радуются рисункам на окнах. Узоры на окнах нарисованы не красками, а льдом. Прикоснёшься к нему пальцем и лёд тает.

В-ль: Часто зимой идет снег. Белые красивые снежинки падают на землю и покрывают все вокруг красивым белым покрывалом.

В-ль: Смотри какими красивыми бывают снежинки, если посмотреть на них близко-близко!

В-ль: Снег на самом деле –это замерзший дождик. Просто зимой так холодно, что капельки воды, которые падают с неба – замерзают и превращаются в снежинки. В-ль: Зимой замерзает не только дождик. Если на улице мороз – любая вода замерзает и превращается в лед.

В-ль: А, кто знает, почему снег хрустит под ногами?

-Он хрустит, потому что под тяжестью наших ног ломаются звёздочки и лучи на снежинках. Куда не посмотришь зимой, всё кругом бело.

В-ль: Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась?

В-ль: Как зимуют растения, что происходит с деревьями?

-Деревья и кусты спят, стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Почему? Зимой мало влаги, света, питательных веществ. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

В-ль: Как вы думаете, снег приносит пользу?

Дети: Да, приносит.

В – ль: Мы знаем, что большое количество снега, выпавшего на землю, может привести вред: машинам, пешеходам трудно идти, погибнут растения. Но снег, ребята, может приносить пользу. Чтобы росли деревья, кустарники, цветы, которые остались зимовать в земле, необходимо вода. Откуда берётся вода? Она поступает в землю с дождём, тающим снегом, потом просачивается сквозь поверхность земли и так поступает ко всему живому. Снег не просто падает на деревья, травку и цветы. Он служит им одеялом. Он укрыл их, и им стало тепло, ни, какой мороз и стужа не страшен. А с наступлением весны, этот снег растает и получится вода, которая нужна для орошения полей.

В-ль: Почему мы не встречаем насекомых?

-Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.

В-ль: Почему мало птиц?

-С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод, поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека. Люди подкармливают птиц, вешают кормушки, помогают им выжить в холодное время года. Давайте насыпим корма в кормушки птицам.

Физминутка.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей.

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках,

Всем хватило зёрнышек.

В-ль: Как живут звери в лесу?

-По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Медведь, накопив за лето и осень слой жира в теле, спит в берлоге.

В-ль: Как изменился труд людей?

-Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины.

В-ль: Долго длится зима, целых три месяца. Мудрый народ дал каждому месяцу своё определение. Давайте вместе подумаем и объясним значение пословиц.

-Декабрь – стеденец.

-Январь – году начало, зиме середина.

-Февраль – ветродуй, бокогрей, вьюговей.

Декабрь - Студенец, потому что стужа и холод становятся долгими спутниками погоды. Смотри, сколько выпало снега! Снег белый, пушистый и еще липкий, можно лепить снежки. Вот-вот и настанут морозы, станет еще холодней. А вот улицы весело играют нарядными огоньками. У всех праздничное настроение, скоро новый год!

Декабрь снежный месяц. Что ни день, то снегопад. А сколько всего можно сделать во дворе. Можно слепить снежную бабу, можно построить крепость из снега, а можно залить водой лед и кататься на коньках. Только временами в декабре могут наступать оттепели, и снег становится мокрым и липким, но бывают и крепкие морозы. И, главное, все ближе Новый Год!

Январь - Просинец, потому что январские дни наполнены солнцем. Ударили морозы. Теперь долго на улице не пробудешь, вон какой нос красный! Зато зимнее солнце ярко светит в чистом голубом небе, но складывается ощущение, что от этого еще морозней.

Здравствуй Новый Год! Праздничное настроение! Ёлка, дед мороз со Снегурочкой и подарки! А еще трескучий мороз. В январе морозы, особенно, сильные и долго не погуляешь, зато, как краснеют щеки при катании с горки. И еще можно играть в снежки. правда, чем становится холодней, тем снег не такой липкий, но тогда можно кататься на лыжах.

Февраль - Бокогрей, потому что еще слабое солнце начинает пригревать щеки. Все дольше солнце задерживается на небосклоне. Чувствуешь! Едва заметное тепло исходит от ярких лучей февральского солнца. А вот и послышался стук капели - это сосульки заслезились водой, разогретые лучами пригревающего солнца. Еще немного и наступит праздник Масленицы. А вслед - придет весна!

Веселые сосульки переливаются в ярких солнечных лучах. Значит, скоро весна! А пока еще холодно и случаются морозы. 23 февраля не забываем поздравить своих пап с мужским праздником. А в самом конце месяца наступает масленица. Мамы пекут блины, и все мы с удовольствием их едим.

В-ль: Зимой очень холодно! Люди одевают очень теплую одежду – теплые куртки, шубы, шапки, теплые сапоги и обязательно – варежки или перчатки – чтобы не замерзали руки.

В-ль: Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер?

-Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая.

В-ль: А, какие проказы зимы вы наблюдали?

Чем удивила вас зима?

Зима – это волшебное время года. Поэты и писатели написали о зиме много прекрасных произведений. Где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, шаловливую озорницу, вьюжную проказницу, чудную чародейку.

В-ль: Нравится ли вам зима? Чем?

Дети: Дети перечисляют зимние забавы.

Детям зимой очень весело! Зимой можно кататься на санках, на лыжах и коньках, играть в хоккей, играть в снежки, лепить снеговика и снежную бабу, съезжать вниз по ледяной горке, строить крепости из снега. Чтобы построить снежную крепость, сначала нужно слепить маленькие комочки, потом покатать их по снегу и получается большой снежный ком. А, если поставить рядом несколько таких снежных и получится снежная крепость. Как интересно смотреть друг на друга через стенки ледяной крепости, которую легко сделать снежной, только нужно облить водой её. Тогда крепость станет твёрдой и прозрачной.

В-ль: И еще только зимой дети празднуют самый любимый зимний праздник – Новый год!

-В Новый год все веселятся и играют возле красивой елки!

-В Новый год к деткам приходят Дед Мороз и его внучка – Снегурочка!

-У Деда Мороза за спиной всегда большой мешок с подарками! Он – волшебный – в нем найдутся подарки для всех детей на свете!

-Целый год Дедушка Мороз готовит подарки, чтобы в Новый год подарить их детям!

-Очень любят ребята сбивать сосульки с крыш.

В-ль: Знаете ребята, что такое сосульки и как получаются они?

В-ль: Зимой на крыше домов можно увидеть ледяные сосульки – это замерзшая вода, которая не успела стечь на землю.

-Когда пригреет солнышко, снег на крыше начинает таить, капать с крыш, а потом, когда станет холодно, водичка, которая капала с крыш, превратится в сосульку. Сосульки бывают разные: большие и маленькие.

В-ль: Давайте придумаем красивые слова – определения к слову «зима».

Дети: Волшебница, кудесница, кружевница, красавица.

В-ль: Про зиму написано много книг, художники пишут картины.

III. Заключительная часть.

Итог.

В-ль: Предлагаю вам на некоторое время стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления. Звучит запись П. И. Чайковского «Времена года.

Список использованной литературы:

1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Зима». – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

Публикации по теме:

Формирование целостной картины мира. Интегрированное занятие в старшей группе «Из прошлого ложки» Формирование целостной картины мира. Интегрированное занятие в старшей группе. Тема: «Из прошлого ложки». Цель: познакомить ребят с кухонной.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Откуда сыр пришел?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/сад с. Репец Конспект проведения занятия по формированию целостной картины.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и рисованию «Автобус едет по городу» Воспитатель: Сейдылдаева Дамира Осеевна г. Москва Цель: 1. формировать знание детей о различиях между городом и деревней, о видах транспорта.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Комнатные растения» Образовательная область: познавательное развитие Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная. Цель: развивать.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» в старшей группе.Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» в старшей группе. Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Космос» Задачи: 1. Расширить и обогатить знания детей о космосе и профессии космонавта.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Черное море» Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Черное море». Интеграция образовательных.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Обувь» .

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Луговые цветы» Задачи: Расширение представлений детей о родной стране, формирование интереса к «малой родине»; формирование понятия о том, что в природе.

Познание (формирование целостной картины мира) Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала) Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Звери зимой» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация Задачи: 1. Учить детей трансформировать окружающее пространство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию целостной картины мира. Беседа «Зимушка-зима. Зимние забавы»
Опубликовано: 12 января 2016 в 22:32
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД