Наталья Максимова
Познавательная беседа «Фольклор северной земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная беседа
«Фольклор северной земли».
Цель: Уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок.
Учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы.
Познакомить с поговорками и потешками ненцев.
Закрепить знания о быте, и промыслах ненпев.
Демонстрационный материал:
Игрушки: машинка, кукла, мишка.
Игрушки ненецких детей: лялька, кукла.
Публикация «Познавательная беседа „Фольклор северной земли“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Ход занятия:
В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки, говорит, что они играли с этими игрушками, когда были маленькими, что мамы забавляли детей потешками чтоб им интересней было засыпать и играть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые.
Рассматривает вместе с детьми книжки, предлагает вспомнить песенки-колыбельные.
- А это игрушки, в которые играют дети ненпев.
Вечером, когда в чуме все готовятся ко сну, уютно потрескивает огонь в печке, мамы поют песенки своим малышам, вот одна из них:
Морошка, морошка, тонкая ножка
Ягода-фонарик, сладостью подарит.
Солнца луч в окошке- золотые рожки.
Вышла я из чума - нет нигде морошки
Белою метелью гуси налетели,
На болото сели, всю морошку съели.
Гуси на болото прилетают рано.
Завтра за морошкой раньше солнца встану.
- Подумайте, как можно поиграть с малышом, используя эту песенку.
Послушайте еще одну песенку:
В тундре стало тихо- тихо.
Ветер к морю убежал.
Задремала мать- зайчиха,
И зайчонок задремал.
Гуа, гуа, гуа, гуа-
Потянулся и зевнул.
Гуа, гуа, гуа, гуа-
Улыбнулся и заснул.
Мальчик тоже лег в кровать.
Он набегался, устал
И как зайчик сладко- сладко
Рядом с дедом задремал.
-Как вы думаете под эту песенку легче усыпить малыша или поиграть с ним;
-Много веселых и нежных песенок, замысловатых загадок, мудрых пословиц сочинил ненецкий народ. Какие-то из них вы уже знаете, слышали и учитесь понимать. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица.
Послушайте пословицу ненпев и скажите, как вы ее понимаете:
"У одного ум в словах, у другого в делах".
Если дети затрудняются, воспитатель дает пояснительный рассказ
-Жили в одном стойбище два ненца. Вместе они у ходили к реке рыбачить. Проходило немного времен, один возвращался домой и начинал хвастать - как много он поймал рыбы, да какой крупной.
Но на самом деле рыбы было немного, и она была крупной и мелкой. Второй ненец задерживался до вечера на рыбалке, и приносил много крупной рыбы. Проходил день а у первого ненца рыба заканчивалась и ему приводилось снова идти на рыбалку, а у второго рыбы хватало на неделю и больше. Верно говорят: "У одного ум в словах, а у другого в делах».
- Послушайте еще одну поговорку: "С хорошим человеком и без чума тепло".
-Почему так говорят?
-Чему учит эта пословица?
«Тундра - наша поилица и кормилица.
-Придумайте по этой пословице рассказ, нарисуйте к нему иллюстрацию.
Самостоятельная работа детей: заслушиваются несколько ответов детей.