МААМ-картинки

Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы (2 фото)

Светлана Лутаева
Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы

Детство – есть определенный период первоначальной жизни человека. Усвоение ребенком знаний и умений происходит в процессах различных видов познавательной деятельности – игры, наблюдения, эксперименты, опыты, практикум. Поэтому, знакомясь с предметами и явлениями окружающей природы дети становятся «почемучками», и я с ними в том числе. С детьми своей группы я работаю по теме: «Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы». Познавательную деятельность мы рассматриваем как поисково – исследовательскую. Для осуществления исследования мы разработали программу «юный эколог». Составлен план мероприятий опытно – исследовательской работы с объектами живой и неживой природы по временам года, где используется «экологическое пространство» на территории детского сада и в групповой комнате.

Публикация «Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы» размещена в разделах

«Экологическое пространство»- это развивающая предметная среда, которая используется в познавательных и оздоровительных целях, для формирования у детей навыков общения с природой и пропаганды экологических знаний взрослыми.

«Экологическое пространство на территории детского сада включает следующие виды деятельности :

• наблюдение за неживой природой (воздух, земля, вода, ветер, солнце, осадки);

• наблюдение за прилетом и отлетом птиц, их гнездованием;

• помощь птицам, обитающим на участке (скворечники, кормушки);

• наблюдение за разнообразием насекомых;

• посев семян цветов в открытый грунт;

• посев огорода, цветочных клумб, газонов;

• сбор гербарных образцов растительных культур;

«Экологическое пространство» в групповой комнате включает в себя:

• уход за комнатными растениями;

• разведение «огорода на окне»;

• ведение зарисовок в дневник наблюдений.

Для ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы мы применяем разные виды деятельности.

Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы

Экспериментирование – это особый вид наблюдения. Опытническую работу следует проводить в разное время года. Можно показать детям такие явления природы, как: замерзание воды, превращение снега и льда в воду, как обнаружить воздух, круговорот воды в природе, существование света и тени и т. д. Применяя лабораторное оборудование, можно запланировать опыты по ознакомлению со свойствами магнита, пластмассы, стекла, ткани, бумаги, резины, дерева и т. д. В играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливается чувственный опыт, так как, например, они узнают, что вода бывает холодной и теплой, развивается, в ней тонут камешки, плавают щепки и мелкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. В нашей группе имеется папка по опытно – исследовательской работе с предметами неживой природы. В ней описаны: цель, пояснение, ход, анализ, выводы опытов. Папка эта для воспитателя, а для детей прилагаются карты – схемы проведения опытов по различным тематикам. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Формирование задачи исследования.

2. Продумывание методики эксперимента.

3. Выслушивание инструкций.

4. Повторение правил безопасности.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Наблюдение и фиксирование результатов.

8. Анализ полученных данных.

9. Формулирование выводов.

Фото №1 Детство есть определенный период первоначальной жизни человека

Игра с воспитателями. «Угадай на ощупь».

Цель игры: рассказать, закрыв глаза, какие ассоциации вызывают прикосновение к поверхности.

Лабораторный практикум - практическая деятельность детей с использованием оборудования и объектов природы. В качестве исследовательской работы воспитатель вместе с детьми разводит «огород на окне» по проращиванию семян. Для группы заведена тетрадь, в которой условно обозначены цветом времена года. В ней имеются: цель, задачи, таблицы, анализ наблюдений, выводы. Для детей – дневники наблюдений, в которых они зарисовывают этапы роста и развития растений.

С февраля (соответственно это зима, обозначаем голубым кружочком) планируется выращивание лука на перо. Дети зарисовывают фазы проращивания луковицы.

С марта – апреля (соответственно это весна, обозначаем красным кружочком) планируется посев и выращивание помидорной рассады.

Практикум, начатый в средней группе, можно разнообразить в старшей. Например, луковицу можно проращивать в сравнении (в земле и в воде, на основе наблюдений делать выводы и зарисовки. На территории детского сада имеется огород овощных и лекарственных растений. Вся рассада, выращенная в групповой комнате переносится открытый грунт. Зримые результаты труда вызывают у детей желание трудиться без напоминания воспитателя. Дети с гордостью показывают свой огород родителям. С детьми своей группы применяем разные способы проращивания семян (в вате, в опилках, в клубне картофеля, в губке, в шерстяном носке). Свои размышления о высказываниях детей в разных видах познавательной деятельности фиксирую в тетрадь «Детский лепет».

Философская игра с воспитателями.

«Дерево – это …».

Цель игры: определить, какую роль играет дерево в жизни окружающего мира.

Игровая технология – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающей природой. В играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов. Например: Арина – продавец (положила в формочки сухой и мокрый песок – напекла пирожков, а Саша – покупатель. Какой пирожок купит Саша? Почему? Актуальна постановка проблемного вопроса, потому что дети самостоятельно анализируют, делают выводы. Забавляясь с вертушками, султанчиками, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые помогут им понять физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и т. д.). Вместе с детьми мы приняли участие в мастерской по изготовлению флюгеров. Доступно, просто, оригинально. Гуляя на участке полезно обращать внимание на сучки, ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами.

Оздоровительная разминка с воспитателями по методу рефлексологии (снятие стресса и легкого недомогания).

Он основывается на точечном воздействии на зоны ладоней (голова, шея, спина, глаза).

Совместно с детьми и родителями наработали следующий материал:

• Гербарий разнообразных растительных культур.

• Картотека лекарственных растений.

• Паспорт «Условия жизни комнатных растений».

• Наглядный материал «Тип почвы», «Разнообразие семян».

• Опытно – исследовательская работа с предметами неживой природы.

• Практикум по проращиванию семян.

• Разработана программа «Юный эколог».

Проведена творческая работа с родителями по сбору материала и информации на тему: «Свет», «Лесная аптека».

• Открыт информжурнал «Хочу всё знать».

«Каждый ребенок – это уникальный мир, понять этот мир – значит найти путь к сердцу ребенка, знать, как управлять этим миром. В детстве начинается длительный процесс познания – познания умом и сердцем».

Публикации по теме:

Готовим ребенка к школе. Развиваем фонематическое восприятие у детей с помощью игрГотовим ребенка к школе. Развиваем фонематическое восприятие у детей с помощью игр Сейчас в наше время встречается много детей с нарушениями фонематического восприятия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение.

«Жалобная книга природы» — познавательная игра в старшей группе «Жалобная книга природы». Познавательная игра в старшей группе. Задачи игры: учить детей внимательно всматриваться в окружающий мир, видеть.

Формирование познавательных способностей через сенсорное восприятие и сказочные образы у детей младшего возраста .

Художественно — эстетическая деятельность. Восприятие музыки «Три чуда» Н. А. Римский — КорсаковХудожественно — эстетическая деятельность. Восприятие музыки «Три чуда» Н. А. Римский — Корсаков Здравствуйте, уважаемые коллеги! Все пишут о своих увлечениях, хобби. А у меня хобби – моя любимая работа! На этой неделе я провела для.

Образовательно-познавательная деятельность «Необычные куклы из соломы» Образовательно –познавательная деятельность: «Необычные куклы из соломы». Подготовила: Прудникова С. Н. Цель: познакомить детей с природным.

Открытое занятие в средней группе «Полезное и вредное в окружающей ребенка среде» Воспитатель: Ванькаева Наталия Борисовна. МКДОУ «Детский сад «Алтн Булг». Республика Калмыкия. п. Цаган Аман Открытое занятие в средней группе.

Познавательная деятельность старшего дошкольного возраста «Вот так пуговицы» Занятие по развитию познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вот так пуговицы» Задачи: Образовательные: • познакомить.

Познавательная и исследовательская деятельность «Волшебница-Вода» (экспериментирование)Познавательная и исследовательская деятельность «Волшебница-Вода» (экспериментирование) Цель: формировать знания детей о свойствах воды. Задачи: ОО «Социально-коммуникативное развитие»: 1. воспитывать умение работать сообща.

Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды»Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды» Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды» Зеленые долы, леса и поля Большой вред окружающей природе.

Экскурсионно-познавательная деятельность старших дошкольниковЭкскурсионно-познавательная деятельность старших дошкольников Экскурсионно-познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста Тема: Экскурсия по микрорайону родного города (поселку Химмаш).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 17:10
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД