Лучший педагог года

Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»

Татьяна Прохорова
Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»

Цели:

показать обучающимся важную роль лекарственных растений на протяжении всей жизни человека; расширить кругозор учеников;

развивать словесно-логическую память, фонематический слух, инициативу, стремление к активной деятельности, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

Публикация «Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях „Целебное лукошко“» размещена в разделах

воспитывать умение работать самостоятельно, интерес к различным видам деятельности при выполнении заданий, содействовать воспитанию информационной культуры, уверенность в своих силах, желание доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за окружающую среду.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор. Бумажная ромашка для конкурса. Травы: мята, липа, чабрец, ромашка, зверобой. Карточки-подсказки. Карточки для игры «Отгадайка». Кроссворд для каждой команды.

Ход мероприятия:

Ведущий I.

Весенние свежие травы

Покрыли луга и поля.

Оделись листвою дубравы,

Зеленой стала земля.

[Ведущий II.

В лесу теперь тень и прохлада

И воздух – целебный настой.

Вновь слышатся птичьи рулады

В глуши потаенной лесной.

Ф. И. Тютчев.

Ведущий I.

Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии «Целебное лукошко»!

Здесь у нас собрались креативные, умные и активные любители природы! Мы надеемся, что вы также блестяще будете отвечать на наши вопросы и участвовать в конкурсах!

Что вы знаете о природе родной страны?

Ведущий II.

Россия. Это громадная страна с ее необъятными просторами полей, синью рек, озер и морей, лесов с птицами и животными. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства, имя которым – лекарственные растения, которые были и будут источником жизни и здоровья.

Ведущий I.

Восточная мудрость гласит-«Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя было бы растениями вылечить»

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Так, сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи (маральего корня, которые обладают сильным тонизирующим действием, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.

Ведущий II.

Люди начали изучать эти целебные растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Народная фитотерапия сохранила для современных людей бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний и применению их в области косметологии.

Ведущий I.

А сейчас мы поговорим о более важной и значительной роли этих замечательных растений в нашей жизни. Думаю, все мы знаем, какую важную дату отмечает наша страна в этом году. Растения принесли большую пользу нашим бойцам в военное время, приближали День Победы. Мощные деревья, такие как сосны, пихта, дуб служили убежищем для партизан. Мох, особенно сфагнум, был отличным средством, заменяющим вату, отлично впитывал гной и кровь, обладает бактерицидным действием, использовался при операциях.

Ведущий II.

Чтобы поддерживать иммунитет раненных и ослабленных солдат, собирали чеснок, лук, готовили различные целебные напитки из хвои, мяты. Настой из корней одуванчика мог заменить бойцам кофе. О роли растений в обеспечении голодных и измученных блокадой людей можно говорить с полной уверенностью – в столовых в начале 1942 года мы могли наблюдать в меню следующие блюда: Щи из подорожника, котлеты из одуванчиков, пюре из крапивы, биточки из лебеды.

Ведущий I.

В наше время лекарственные растения очень хорошо изучены. Их очень много (более 500 видов) в наших лесах, степях, на лугах. На сегодняшний день растения применяются не только для приготовления целебного чая и настоек, но и для изготовления лекарств (успокоительные, противопростудные и иммуномодулирующие препараты, витаминов (больше всего в растениях витамина С, А, В и К, косметики (парфюмерия с экстрактом различных растений, эфирных масел (для лечения простуды, нервозности и др.) и многого другого.

Ведущий II.

А сейчас мы немного разомнемся!Разминка не оценивается. Правила таковы: мы зачитываем вам вопрос, команда, которая знает ответ, поднимает руку. Если ответ, данный командой, неверный, другая команда, которая второй подняла руку, имеет право ответить на него и заработать один балл. Начнем!

(По очереди) :

1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (Мох-сфагнум)

2. Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина)

3. Лесная трава, споры которой на Руси применяли как детскую присыпку. (Хвощ полевой)

4. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло)

5. Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса! (Мята)

6. Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)

7. Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. (Сосна)

8. Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник)

9. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”? (Полынь)

10. Назовите сорные лекарственные растения. (Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.)

11. Какие лекарственные растения ядовиты? (белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.)

12. Какое растение живет до 300 лет? (брусника)

Ведущий II.

Следующий конкурс-«Ромашка»! Сейчас по очереди, представители каждой команды, вытянут из ромашки лепесток с вопросом, и ответят на него в течение 30 секунд!

1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла,

морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)

4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)

5. Какие растения заживляют раны?

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)

8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)/

9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка — календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)

Ведущий I.

Думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.

Дидактическое упражнение "Определи по запаху"

(мята, душица, пижма, чабрец, ромашка, липа, тысячелистник)

Ведущий II.

Познавательная игра «На приеме у врача»

Команды по очереди. Одни врачи, а другие больные (работа в парах).

Описание игры

«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;

«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.

КАРТОЧКИ:

1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;

2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;

3) частые ангины – ромашка лекарственная;

4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;

5) бородавки – росянка, чистотел;

6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;

7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;

8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;

9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;

10) кровотечение – тысячелистник;

11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.

12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.

Ведущий I.

Конкурс «Отгадай загадки».

1. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

2. Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)

3. Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

4. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

5. Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

6. Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)

7. Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива!

8. На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства-

Быть может, взглянете не так:

Кровотеченье остановит,

В Китае он – салат к столу.

Сорняк живуч:

Семян так много в плоде,

Похожим на суму. (Пастушья сумка).

9. На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы - коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

10. Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый.

И может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной. (Женьшень)

11. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

Ведущий II.

Кроссворд «Зелёная аптека»

Каждая команда получает свой кроссворд. Побеждает та команда которая быстро и правильно разгадает его.

Вопросы:

1. Лекарственное растение, получившее название за форму своих листьев.

2. Растение с жёлтыми цветками, которое любит купаться.

3. Второе название растения «кукушкины слёзы».

4. Наука о растениях.

5. Растение, чьи мелкие жёлтые цветочки собраны в корзинки.

6. Второе название «одолень-травы».

7. Часть растения, находящаяся в плодах.

8. Часть растения, закрепляющая его в земле.

9. Жёлтая кувшинка.

10. Цветок, чьи красные ягоды считаются ядовитыми.

11. Растение, капли из которого являются успокоительным средством.

Ответы:

1. Тысячелистник

2. Купальница

3. Ятрышник

4. Ботаника

5. Пижма

6. Кувшинка

7. Семена

8. Корень

9. Купавка

10. Ландыш

11. Валериана

Ведущий I.

«Отгадайка»

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений :

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающимся корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблем и листочком.

( Ответ:1. Семя; 2. Проросток с развивающимися корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

Ведущий II.

Ну что ж, ребята, настало время подводить итоги! Пока жюри совещаются, предлагаю вам отдохнуть!

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Закончить наше мероприятие хотелось бы такими строками:

Вот на земле огромный дом,

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли,

Зовётся это дом!

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме викторины «Экология и мы» Шестакова Галина Николаевна. Родительское собрание на тему «Экология и мы» Форма проведения: Викторина Цель: Повышение уровня экологической.

Конспект открытого мероприятия в старшей группе в форме игры-викторины «Знатоки птиц»Конспект открытого мероприятия в старшей группе в форме игры-викторины «Знатоки птиц» Тема: «Знатоки птиц» Цель: создание условий для выявления в игровой форме знаний детей о зимующих и перелётных птицах. Задачи: 1. способствовать.

Конспект занятия в форме игры — викторины «Наша Родина — Россия» с детьми старшей группы. ККонспект занятия в форме игры – викторины «Наша Родина — Россия» с детьми старшей группы. Тема занятия «Наша Родина — Россия»Цель: Обобщить.

Конспект НОД в форме игры-викторины «Знатоки природы» Группа – старшая Тема – «Животные» Тема НОД: "Игра-викторина «Знатоки природы»" (познавательное развитие) Цель: расширить и пополнить знания.

Родительское собрание в форме игры-викторины КВН для детей с нарушениями речи 5–6 лет и родителейРодительское собрание в форме игры-викторины КВН для детей с нарушениями речи 5–6 лет и родителей Родительское собрание в форме игры – викторины КВН в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет и родителей.

Сценарий досуга для детей подготовительного дошкольного возраста в форме викторины «Что? Где? Когда?»Сценарий досуга для детей подготовительного дошкольного возраста в форме викторины «Что? Где? Когда?» Игра — викторина «Что? Где? Когда?» Сценарий досуга для детей подготовительного дошкольного возраста разработан в форме викторины «Что?.

Сценарий игры-викторины «День птиц»Сценарий игры-викторины «День птиц» Сценарий игры- викторины «ДЕНЬ ПТИЦ» Цель мероприятия: углубить и обобщить знания о птицах; активизировать познавательный интерес детей.

Сценарий интеллектуальной игры по пожарной безопасности для детей 6–7 лет в форме игры «Что? Где? Когда»Сценарий интеллектуальной игры по пожарной безопасности для детей 6–7 лет в форме игры «Что? Где? Когда» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска Сценарий интеллектуальной игры по познавательному развитию, в группе общеразвивающей.

Сценарий игры-викторины «Мой город — Новотроицк»Сценарий игры-викторины «Мой город — Новотроицк» ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Новотроицка. Сценарий разработала:Белоногова Татьяна Викторовна, воспитатель 2б класса.

Экологические Игры О хвойных растенияхЭкологические Игры О хвойных растениях Друзья или соседи Цель: -закрепить знания детей о взаимосвязях в мире природе, помочь осознать, что нарушение условий произрастания растения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»
Опубликовано: 12 октября 2017 в 10:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД