Познавательная игра-занятие с предметами-орудиями «ЧТО в Трубке лежит?»

Тамара Ярошенко
Познавательная игра-занятие с предметами-орудиями «ЧТО в Трубке лежит?»

Игры – занятия с предметами – орудиями органически связаны с другими занятиями, направленными на развитие действий с предметами, формирование сенсорных процессов, обогащение детской речи, расширение знакомства с окружающим. Вместе с тем, занятия с предметами – орудиями имеют специальное и очень важное значение в системе умственного воспитания, так как служат формированию культуры мышления в раннем возрасте, способствуют решению различных практических задач, с которыми ребенок постоянно сталкивается в быту, на занятиях, в игре.

Мышление ребенка действиях, направленных на достижение той или иной цели. В процессе становления предметной деятельности на втором году жизни начинают формироваться действия с таким предметом, который является средством целевого воздействия на другие предметы.

Таким средством являются, прежде всего, предметы – орудия, к которым относятся ложка, совочек, молоток, лопатка, сачок.

Однако, прежде, чем понять назначение и способы использования этих орудий человеческого быта, ребенок на специальных занятиях осваивает более простые орудийные способы действий в условиях наглядных и понятных ему.

Игры с применением вспомогательных предметов развивают у ребенка целенаправленность действий: с помощью вспомогательного предмета надо действовать в определённом направлении, добиваясь результата. У детей вырабатывается координация движения рук, умение зрительно контролировать свои действия, формируются пространственные ориентировки. Действия с предметами - орудиями обогащают чувственный опыт ребенка, развивают его мышление, таким образом, они очень важны для умственного воспитания детей.

Эти занятия имеют определенное нравственное значение, так как приучают ребенка самостоятельно достигать несложной цели. У ребенка возникают приятные переживания, связанные с ощущением своей умелости, ребенок познает радость самостоятельного достижения.

Показав способ применения того или иного предмета, воспитатель следит, чтобы все дети научились самостоятельно пользоваться им. Если, в основном, дети правильно выполняют действия со вспомогательными предметами – орудиями, но делают это по своему, не точно так, как им было показано, то поправлять их не нужно. Важно, чтобы каждый ребенок научился правильно употреблять предмет.

Нужно создать условия для проявления самостоятельности ребенка, его смекалки и умения.

Проводить игры – занятия с использованием любых вспомогательных предметов – орудий можно только под наблюдением взрослых. Это необходимо, так как дети, неправильно пользуясь этими предметами, могут ушибить друг друга.

Игры – занятия по развитию действий с предметами – орудиями проводятся раз в неделю.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА : «ЧТО В ТРУБКЕ ЛЕЖИТ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить детей правильно пользоваться предметами – орудиями, развивать координацию мелких движений кистей рук и зрительный контроль, развивать сосредоточенность, всегда добиваться поставленной цели, обогащать речь детей, расширять знакомство с окружающим, воспитывать усидчивость.

СЛОВАРЬ: трубка, палочка, достань, игрушка, маленькая.

МАТЕРИАЛ: прозрачные трубки, пластмассовые палочки, различные мелкие игрушки, знакомые детям.

Ход ЗАНЯТИЯ: Дети находятся в групповой комната, сидят за столом.

Воспитатель показывает детям большую красивую лисичку.

«Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?»

«Это лисичка» - отвечают дети.

«Ребята, лисичка пришла к нам на занятие, она хочет сидеть рядышком с вами и смотреть, что вы будете делать на занятии, ей это очень интересно».

Воспитатель показывает детям белые прозрачные трубки, в которых что – то лежит, завернутое в салфетку.

«Ребята, посмотрите, а что это там в трубке лежит внутри? Вы наверное очень хотите знать?»

«Да, мы хотим знать» - отвечает Димка.

Заинтересовав детей, воспитатель берет палочку, на глазах у детей выталкивает из трубки маленький сверточек, медленно разворачивает его и показывает его детям.

«Что это?» - Саша, «Что это?»

«Это маленькая собачка».

«Правильно, это собачка, теперь скажите мне, а как она лает?»

«Ав, ав, ав, ав.» - отвечают дети все вместе.

«Давайте посмотрим, что ещё лежит в трубке

Воспитатель берет палочку и выталкивает еще сверточек.

«Давайте посмотрим, а что здесь лежит

«Это шарик» - правильно Ильюша, это шарик. Маша, скажи мне, а какого цвета шарик?»

«Синий» - молодец, правильно, шарик синего цвета.

После показа, воспитатель раздает детям прозрачные трубки со свертками внутри и палочки, затем предлагает детям самим извлечь игрушки.

«Соня, скажи, что ты вытолкнула из трубочки? Что это?»

«Это цветочек» - правильно, Соня. Это маленький цветочек. А что у нас Кристина вытолкнула из трубки? Давай, Кристинка, посмотрим, что это?»

«Это куколка» - молодец, это куколка, скажите мне, какая она - большая или маленькая?

«Маленькая» - умница Лерка, куколка маленькая. Артёмка, а ты что хочешь, игрушку пальчиком достать? Нет, у тебя это не получится, пальчиком невозможно достать игрушку, - достань палочкой.

Вот, видишь, получилось. Посмотри, что ты достал.

«Это белочка» - молодец, правильно, это маленькая белочка.

На протяжении всего занятия воспитатель должен внимательно следить за действиями детей и помогать им.

Литература:

Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова «Игры с малышами»;

М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1г. до 3лет»;

Л. Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром»;

Э. Г. Пилюгина «Сенсорные особенности малыша».

Публикации по теме:

Ельцова Надежда Вячеславовна — воспитатель МБДОУ «ЦРР ДС №56» (г. Глазов УР) «Игры - занятия с детьми раннего возраста по формированию действий с предметами – орудиями» Актуальность: Игры-занятия с предметами-орудиями.

Тезис «Игры-занятия с детьми раннего возраста по формированию действий с предметами-орудиями» Ельцова Надежда Вячеславовна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 56», воспитатель (г. Глазов УР) «Игры - занятия с детьми раннего возраста по формированию.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Познавательная игра-занятие с предметами-орудиями «ЧТО в Трубке лежит?»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 14:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 декабря. Международный день чая

Те, кто придумал Международный день чая, обладали изрядным чувством юмора, установив его на день «бостонского чаепития» – бунта американских колонистов против английской метрополии. Когда они побросали...

15 декабря. Праздник новогоднего рисунка на МААМ

Этот праздник надо встречать с мольбертом и кисточками в руках. Рисовать новогоднюю пору — одно удовольствие, ведь она такая красочная. Колоритные герои и сказочный декор так и просятся в картину.

Мастер-класс по изготовлению символа Нового года  «Денежная мышка»
Наступающий 2020 год по восточному календарю – год серебристой ( белой) мыши. Год символизирует благосостояние и богатство. И так, одариваем близких и...
Сценарий новогоднего квеста «В поисках Деда Мороза и Снегурочки» для детей старшего...
Новогодний квест "В поисках Деда Мороза и Снегурочки" для детей старшей группы ( с активным участием родителей) Все роли играют родители воспитанников....
Фотоотчет об украшении группы в детском саду
С наступление зимних холодов в конце года в каждый дом приходит наш любимый праздник новый год. Много ли мы знаем об истории этого праздника? Новый...