Елена Безносенко
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Воздух-невидимка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Воздух-невидимка!»
Воспитатель: Безносенко Елена Николаевна.
Область: Познание.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира,
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Воздух-невидимка!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха : прозрачность, невидимость, легкость, сила.
Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Материалы: фартуки, стаканы, трубочки, пакеты, дудочка, свистулька, резиновые игрушки, стирательные резинки, емкости с водой, иллюстрации, конверт.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
А сейчас пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
В: загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей.
В: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
В: Так значит для чего нам нужен воздух?
Д: (дышать)
Делают вывод: воздух необходим для дыхания.
В: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
В: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Вывод: все живое на земле не может жить без воздуха.
Аудиозапись: звук ветра
В: Как вы думаете, что такое ветер?
Д: Артикуляционная гимнастика с учителем-логопедом.
В: Посмотрите, у меня есть полоски бумаги давайте подуем на них. Что происходит с ними? Почему бумага движется, наклоняется?
Д: Бумага изгибается под струей воздуха.
В: Ветер –это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, Получается, что у воздуха есть свои секреты?
Ребята, а ведь я не просто у вас спрашиваю о воздухе. Сегодня, когда я шла в детский сад, мне повстречался почтальон, который передал мне письмо.
Это письмо из института «Воздуха». В этом институте взрослые, образованные люди, проводят исследования и эксперименты с воздухом, изучают его свойства, состав. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты. Поможем, ребята? (ответы детей). А все результаты наших экспериментов мы передадим в институт.
Теперь вы понимаете, почему мы с вами так одеты? Мы с вами теперь сотрудники института «Воздуха». Сейчас я хочу вас пригласить в нашу лабораторию.
Дети одевают халатики.
На экране изображение лаборатории
- Что делают в лаборатории?
Ответы детей:
- Правильно, проводят опыты и эксперименты.
- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Ответы детей:
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся) Проверяйте, правильно ли вы сели?
Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимый)
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? А почему? (ответы) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
А я знаю один способ.
Эксперимент № 2 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Физминутка:
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать
В: Ребята, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь. : Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух умеет переносить запахи
Релаксация под музыку «Звуки природы» (синестезия – цветовая реакция)
Эксперимент № 5 «Воздух легче, чем вода?»
В: Это мы сейчас проверим.
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух легче, чем вода.
В: Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. А скажите, вам понравилось проводить эксперименты (ответы детей)
Какой эксперимент вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Как вы думаете, мы смогли помочь ученым? Давайте результаты наших экспериментов вложим в конверт и отправим почтой в институт «Воздуха»
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.