Светлана Филиппова
Познавательно-исследовательская деятельность «Что мы знаем О Рыбах??» старший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ НА ТЕМУ :
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РЫБАХ?»
СТАРШАЯ ГРУППА
Аппликация на тему: «КРАСИВЫЕ РЫБКИ В МОЁМ АКВАРИУМЕ»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых, творческо-музыкальных и познавательных задач; умеет выдвигать гипотезу, находит способы её доказательства или опровержения, применяет полученные знания в практической деятельности интересуется творческой деятельностью детской деятельностью (аппликация по теме «Красивые рыбки в моём аквариуме»).
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Что мы знаем О Рыбах??“ старший возраст» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Материалы и оборудование: фотографии морских и речных рыб; бумага бледного голубого тона формата (аквариум, разных цветов 10*3см, клей, ножницы, магнитофон, голубая ткань, ёмкости с солёной и пресной водой, свеча, зажигалка, алюминиевая ложка, алгоритм опыта, разноцветные перчатки, ширма.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Шум моря»,
«Песнь индийского гостя» из оперы «Садко».
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
– Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного.
– Ребята, а где плавает корабль, как вы думаете? (По океану, на море, реке.)
– Правильно, по водным просторам. Мы будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. Каких обитателей водоемов вы знаете? (Ответы детей.) Вот как удивителен подводный мир. О ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть – не говорю.
(Рыба.)
– Что вы знаете о рыбах? А хотите узнать еще больше об этих обитателях подводного мира?
2. Беседа-рассказ «Какие они – рыбы?».
Педагог. Ну вот мы и начали погружение. Ребята, вы кого-нибудь видите?
Дети. Дельфина
1. Дельфин чёрного цвета. У него очень умные глаза. Дельфин самое доброе морское животное.
-Это кто?
2. Электрический скат У него сильно сплюснуто тело. Поэтому, кажется, что он не плавает, а летает по воде. Он электрическим током отгоняет врагов.
-Это кто?
3. Рыба ШАР Внутри у неё воздушный мешок, который раздувается при опасности, и чешуйки в виде иголок.
-Это кто?
4. МОРСКАЯ ЗВЕЗДА Посчитайте, сколько их? Какого они цвета? Как красиво! Настоящая морская радуга!
-Это кто?
5. Камбала – морская рыба необычной формы. Говорят, что она похожа на тарелку или блинчик. Удивительно то, что глаза камбалы расположены на одной стороне. Она приобретает цвет дна-Это кто?
-Это кто?
6. Рыба меч- она не боится врагов. С таким-то мечом…
7. Сом – довольно крупная пресноводная рыба, часто её можно увидеть в водоемах и быстро распознать по усам и по коричневой окраске.
Но мальчики и девочки! Сом не может жить в солёной воде! Как же быть?
(поместить в пресную чистую воду… речку)
8. Щука - хищная рыба причудливой формы. Щука как торпеда носится по рекам и привлекает к себе внимание рыбаков. Она тоже не может жить в солёной воде.
9. Окунь – яркая красивая речная рыбка. Тоже не может жить в солёной воде.
3. Загадки о рыбах.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом.)
На дне один лежит плоский блин.
(Камбала).
Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине. И щука не проглотит.
(Ерш.)
Хвостом виляет, зубастая, а не лает.
(Щука.)
Я всеми и всегда узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)
Изогнулась в море спинка,
Показался из воды,
Добродушный и послушный,
Жизнерадостный (Дельфин)
И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Я всегда электротоком
Отгоняю прочь врагов. (Электрический скат)
Никогда мне страх неведом,
Смело дам отпор врагу.
Острым носом, как торпедой,
Танкер я пробить могу. (Рыба-меч.)
Хищная рыба,
В речке живёт,
Рыбам другим,
Житья не даёт!
(Щука)
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
4. Опыты с пресной и солёной водой.
- Ребята, а чем отличается вода в океанах и морях, от остальной воды?
(В океанах и морях вода солёная, а в реках и озёрах – пресная).
- Интересно, как можно отличить пресную воду от морской?
(Попробовать, понюхать.).
- Разве можно пить морскую или речную воду?
(Нельзя, она грязная, неочищенная.)
- Я приглашаю вас отправиться в лабораторию и провести эксперимент.
Дети рассаживаются за столом.
- Ребята, посмотрите, перед вами две емкости с водой. В одной из них – вода солёная, морская, а в другой – вода пресная. Как же нам определить, где какая вода, не пробуя её на вкус?
- Если вода солёная, значит в ней что присутствует?
(Соль.)
- Как можно увидеть эту соль? (Предполагаемые ответы детей)
А я знаю способ, как можно увидеть соль. Мы будем её получать путём выпаривания.
Опыт с выпариванием соли.
- Осторожно зажигаем свечку. Набираем в чайную ложку воду и нагреваем её над пламенем свечи. Как вы думаете, что происходит с водой?
(Вода кипит.)
- А при дальнейшем кипении, что будет происходить с водой?
(Вода испарится).
- Правильно. Вода кипит и испаряется. Посмотрите, что осталось в ложке?
(Ложка чистая и пустая)
- А теперь возьмём воду из другой ёмкости.
Вода закипает и испаряется. Что это в ложке осталось?
(Соль.)
Педагог. Значит, какой можно сделать вывод?
(В этой ёмкости у нас солёная вода, а здесь – пресная вода.)
- Великолепно! Ребята, а вы сможете таким способом определить наличие соли в воде?
(Нет. Это опасно).
- Я же знаю более безопасный способ, как определить наличие соли в воде.
Как вы думаете, если положить в воду картофель, что с ним случиться?
(Он упадёт на дно, утонет).
Педагог. Замечательно! Картофель утонет, если вода пресная. А солёная вода - тяжёлая, поэтому предметы, помещённые в неё, не утонут.
Посмотрите на алгоритм и проведем опыт.
изкультминутка
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Дети надели перчатки на руки и спрятавшись за ширму ладошками изображают рыбок…
5. Практическая работа-аппликация по теме «Красивые рыбки в моём аквариуме».
- А в доме том Во все концы Снуют жильцы. (аквариум)
– вы хотели бы иметь дома аквариум?
– придумаем сегодня свой аквариум?
–посмотрите на заготовки геометрических фигур и сами решите как сделать из этих фигур овальную рыбку, плавники и хвостик.
– Приступайте к работе.
6. Рефлексия.
– Давайте рассмотрим наши аквариумы и выберем наиболее интересные.
- Посмотрите какой сюрприз подарило нам море! Сундучок! Волщебный! Что же в нём?