Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников.

Светлана Котова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников.

Содержание трудовой деятельности дошкольников направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и его результатам. Формирование первичных представлений о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников,» размещена в разделах

Ежедневно общаясь с детьми, мотивируя их на трудовую деятельность, наблюдая за трудовой деятельностью детей их отношению к труду других детей и взрослых, я сделала вывод, что у детей недостаточно сформированы трудовые навыки, часто не ценят труд своих сверстников. Из разговоров с детьми я определила, что многие дети плохо представляют, кем работают их родители и потому недостаточно ценят их труд. К домашнему труду родителей относятся без должного уважения.

У меня возникла идея осуществить трудовое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность. Тема актуальна потому, что в исследовательской деятельности ребенок выполняет трудовые действия, ищет новую информацию и видит, как работают другие дети и взрослые, может оценить результат своего труда и сверстников. Но все же существует противоречие. Оно в том, что дети к старшему возрасту уже многое умеют, но часто на практике свои знания не применяют и интереса к работе не проявляют. Возникает проблема как труд сделать интересным и привлекательным для детей. Трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям увидеть как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни. Я определила цель: формирование осознания детьми через исследовательскую деятельность того, что труд, работа, занимающая в жизни людей очень важное место, это основа жизни людей.

Исходя из цели, я поставила ряд решаемых задач.

Задачи:

1. Рассматривать познавательно-исследовательскую деятельность с точки зрения трудового воспитания.

2. Осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность, в процессе которой будут формироваться трудовые навыки, а также познавательные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

3. Через познавательно-исследовательскую деятельность ознакомить детей с трудом взрослых, формировать представления об общественной значимости труда, развивать уважение к людям труда, помочь детям осознать, что люди трудятся в течение всей жизни.

4. Обновить содержание центра познавательно-исследовательской деятельности, приобрести новые орудия труда.

5. Изучить методическую литературу по познавательно-исследовательской и трудовой деятельности дошкольников.

Начала свою работу со старшей группы дошкольников, так как трудовая деятельность и познавательно-исследовательская деятельность включает в себя компоненты (цель, мотив, процесс, результат, но их формирование и развитие своеобразны. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат.

Я использовала познавательно-исследовательскую деятельность детей как средство формирования трудовых навыков и убеждения в общественной значимости труда людей.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

Для того, чтобы отработать навык работы с лопатой поставила перед детьми проблемный вопрос: Каких полосок будет больше от узкой или широкой лопаты. Мы провели эксперимент, разделив участок на две равные части. Сделали вывод, что от широкой лопаты дорожек меньше, а от узкой больше. Дети, выполняя эксперимент, отрабатывали навык чистки снега. Я обратила внимание детей на работу дворника. Сколько дорожек сделает дворник, сколько на это нужно времени. Дети сравнивали свой участок, и участок дворника через замер рулеткой. Пришли к выводу о том, что в участок дворника помещается 15 участков для детей. Ребята восхитились тем, что столько много работы выполняет один человек, у них возникло желание помочь ему. В детях появилось осознанное уважение к труду взрослого.

. Экспериментальная деятельность формирует познавательный интерес и окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, трудовую активность. Когда мы ходили с детьми в дендрарий дети увидели разные породы деревьев. Зная, что деревья выделяют кислород, дети предложили, посадить деревья в группе. Так возникла познавательно-исследовательская деятельность «Бонсай». Результатом нашего труда стало выступление на научно-практической конференции дошкольников.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому. Почему? Как? Зачем?

Рассматривая с детьми энциклопедию «Наш дом - Земля» - дети задавали вопросы, что это? Земля, солнце. А где они? Как их увидеть? А почему земля вертится, а солнце так далеко, но нас греет? И всех этих вопросов возникла научно - практическая работа «Что такое солнце, его влияние на планету Земля». Дети изготовили теллурий.

Проводя работу по трудовому воспитанию через познавательно-исследовательскую деятельность в старшей группе, я отметила, что трудовые навыки детей стали более уверенными, правильными. У детей поменялось отношение к труду, оно стало более осознанное.

Продолжая работу в подготовительной группе, особое внимание я уделила знакомству с профессиями. Для того, чтобы дать знания детям о профессиях, я должна владеть сама необходимыми знаниями, а главное- материал должен быть адаптирован для детского восприятия.

По формированию у детей представления о строительных профессиях я провела с детьми игру-эксперимент «Изготовим бетон». Дети познакомились с новым строительными материалами (щебень, цемент, их свойствами. В ходе эксперимента дети узнали, что бетон можно изготовить самим. Эксперимент побудил детей пересмотреть свое отношение к специальности бетонщика, так как ему отводится в строительстве дома важная роль.

Говоря с детьми об осенних работах людей, мы рассматривали тему посева озимых. У детей проявился интерес. Почему посев проводят осенью, ведь скоро наступит зима, будет холодно, посевы замерзнут. Мы решили проверить так ли это. Налили в три пластиковые бутылки воды и закопали в снег на разную глубину, через двое суток откапали бутылки. Сделали вывод о том, что глубоко под снегом вода не замерзла, значит, снег способен удерживать тепло. Выполняя эксперимент, дети формировали навыки откапывания, закапывания, умение правильно держать лопату, формировались выносливость, терпение, сила рук.

Выйдя с детьми на прогулку, мы заглянули на свой цветник. Вспомнили, что снег способен сохранять тепло, если он лежит толстым слоем. На этом участке его не бывает много. Мы говорили о профессии садовника. Какую работу он выполняет осенью. Защитить растения от вымерзания это обязанности садовника, мы сами побыли садовниками, когда утепляли растения. Вспомнили, кто такую работу выполнял дома (родители, как мы им можем помочь. Определили, что конечный результат мы увидим весной. Предположили, что если цветы не замерзнут, и вырастут, то мы все сделали правильно.

Воспитывая в детях трудолюбие, я придерживаюсь гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников. Например, проводя НОД по теме «Поможем малышам» из проведенной мною мотивации, дети поставили перед собой цель помочь воспитателю малышей сделать кукольные кроватки и юбочки. Дети определили, что девочки шьют юбочки, а мальчики делают кроватки. Куклы разного роста, но известно, что у всех юбки по колено. Девочкам нужно было найти свою выкройку. Они измеряли расстояние от талии куклы до колена и соотносили с выкройками, искали свою. Вырезали выкройку, пришивали пуговицы. Мальчики работали с деревянными заготовками для кроваток. Измеряли рост куклы, искали такого же размера доску и к ней прибивали спинки кровати. Они сами определили, что удобнее работать в парах, распределили обязанности. Дети работали слаженно и с желанием.

Формируя в детях уважительное отношение к людям труда, интереса к трудовым действиям, желание что-то сделать своими руками или помочь кому-либо невозможно без участия родителей, поэтому я активно сотрудничаю с ними.

Опыт был представлен на педсовете МБДОУ «Саргатский детский сад №3», где был одобрен и предложен для использования коллегами, районном методическом объединении. Моя работа позволила мне войти в десятку педагогов областного очного тура «Воспитатель года», но главное у детей появился интерес к труду, желание что-то сделать своими руками, оценить результат труда и не останавливаться на достигнутом.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС до «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания Эстетическое воспитание занимает сегодня все более значительное место в процессе формирования личности: современный человек чаще общается.

Игра как средство физического воспитания дошкольников Игра как средство физического воспитания дошкольников Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна (консультация для воспитателей.

Консультация для педагогов «Трудовое обучение в ДОУ как средство трудового воспитания» Трудовое обучение в ДОУ проводиться с целью формировать навык у детей правильно организовывать и осуществлять различные виды труда. Поскольку.

Методическая разработка. Проектная деятельность как средство нравственно-трудового воспитания детей Проектная деятельность, как средство нравственно – трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Взаимосвязь.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Вода и ее свойства». (вторая младшая группа) Цель: Знакомство детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная, со значением ее для жизнедеятельности человека и.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников.
Опубликовано: 29 марта 2017 в 07:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД