Людмила Конюшевич
Познавательно-исследовательская деятельность по теме «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст).
▼ Скачать
Познавательно – исследовательская деятельность
(старший дошкольный возраст).
Конюшевич Л. С., воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №36».
Я слышу – забываю,
Я вижу – помню долго,
Я делаю – понимаю.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность по теме „Зимующие птицы“ (старший дошкольный возраст),» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Развитие ребенка дошкольного возраста зависит от разнообразия видов деятельности. В познавательно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир). Ребенок практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности способствует организация партнерской деятельности со взрослым. Задача педагога, с требованиями ФГОС, создать условия в РППС, в которой дошкольник познает предметы или явления, учится сравнивать, делать выбор, получать результат.
Предлагаю материал из опыта работы по познавательно – исследовательской деятельности по теме «Зимующие птицы».
В группе совместно с родителями изготовлены кормушки из разных материалов (дерева, пластика, бумаги, сеточки). Исследуя свойства и качества дерева (твердое, гладкое, прочное, не мнется, не гнется, пластика (крепкий, твердый, не боится воды и снега, бумаги (мнется, рвется, легкая, боится снега, воды, сеточки (легкая, можно завязать, много дырочек, дети могут сделать вывод, что деревянная и пластиковая кормушки прочные и удобные. Сравнивая кормушки по величине, определяют в какой кормушке лучше будет клевать корм большой по размеру птице, в какой маленькой птице. Исследовательская деятельность активизирует познавательный интерес, расширяет кругозор.
Из чтения познавательной литературы (Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», А. Яшин «Покормите птиц») дети узнали о жизни зимующих птиц, их повадках, чем любят питаться. Собрали разного вида корм (крупа, семечки, хлеб, сало, хлопья геркулеса). На основании исследования видов корма и видов кормушек, проведения практических действий, стали определять какой корм куда положить Пришли к выводу, что крупу, семечки, хлопья нельзя положить в сеточку, они высыпаются. Подходит только хлеб. Кусочек сала нельзя просто положить в кормушку, т. к. ворона или сорока могут его утащить, значит его нужно привязать на веревочку, чтобы птицы клевали. Чтобы ветер не сдул семечки и крупу, у кормушки должны быть бортики, которые защитят корм от ветра. Результатом наших исследований и знаний будут наблюдения на прогулке за птицами.
Вместе с детьми заготавливали корм для птиц.
Разработаны и оформлены дидактические игры
«Сложи зимующую птицу из частей», «Расколдуй птицу».
Игры направлены на закрепление знаний зимующих птиц. Могут использоваться в центрах образовательных областей.
Познавательное развитие.
- называние птиц, рассматривание внешнего вида, знакомство с новыми видами (клест, свиристель);
- при конструктивной деятельности – складывание из частей, расположение на листе бумаги;
- при исследовательской деятельности – сравнение птиц, обследование частей тела, определение сходства и различия;
- при формировании математических представлений - счете разрезных частей, определении размера птицы, цветовосприятие.
Речевое развитие.
- проговаривание названий зимующих птиц, частей строения тела;
- подбор слов-признаков (маленький, слабый, беззащитный)
- словообразование (длинный хвост – длиннохвостая, красная грудь – красногрудый);
- рассказывание о птице по предложенной схеме;
Физическое развитие.
- развитие мелкой моторики.
Наблюдения на прогулке.
Игра «Следопыт», дети рассматривают следы на снегу, могут определить направление птицы, ее размер, сколько птиц было на снегу (одна или много, когда птица шла, когда полетела, предположить, почему прервались следы (кто-то ее спугнул, кончился корм)