Елена Малышева
Познавательно-исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» детьми старшего дошкольного возраста
Актуальность: Все дети иногда болеют. И одним из лекарств, которым лечат мамы, является мёд. Как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, дети задумалась: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Полезные свойства меда“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Гипотеза: Мы предположим, что мед является полезным продуктом питания и что качественный мед можно определить опытным путем.
Цель исследования: с помощью опытов доказать, что мед может быть полезным,если он натуральный.
Объект исследования: мед.
Задачи исследования: изучить материалы по теме «Мед»;
выяснить с помощью опытов, натуральный мед или нет.
Методы исследования:
• сбор информации;
• чтение умных книг;
• проведение опытов.
Определение: Мы прочли в энциклопедии определение меда «Мед – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека.
Ход исследования.
1 Откуда берется Мед? В рамках тематической недели разговора о правильном питании, с детьми была проведена виртуальная экскурсия на пасеку. И у детей возник интерес к данной теме. Работа на данном этапе строилась через следующие формы работы:
МЕД ЭТО ПЧЕЛИНЫЙ ПРОДУКТ, Каким же образом пчёлы производят мёд? Как пыльца превращается в мёд? Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Если пчёлы не находят нектара, они собирают всевозможные сладкие жидкости. Небольшую дозу проглоченного нектара пчела использует для своего питания, остальное несет в улей и передает пчеле – приемщице. Нектар пчелой – приемщицей подвергается сложной переработке, после которой она отыскивает свободную шестигранную восковую ячейку, куда откладывает каплю нектара.
Однако из этой капли ещё не получилось капли мёда, другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от много воды, и для того, чтобы приготовить мёд, пчёлы должны удалить иногда её большую часть. Это достигается тем, что каждую каплю пчёлы многократно переносят из одной восковой ячейки в другую, третью и так далее, до тех пор, пока не испарится часть влаги и мёд не станет густым. В удалении влаги принимают участие много пчёл, которые взмахами своих крыльев (26400 взмахов каждая в минуту) создают циркуляцию воздуха в улье, ускоряя процесс испарения.
Кроме такого сгущения нектара, происходит также сгущение его в медовом желудочке пчелы. Помимо того, в организме пчелы капелька нектара обогащается ферментами, органическими кислотами, обеззараживающими веществами и так далее. Заполнив ячейку мёдом, пчёлы запечатывают её воском. Запечатанный мёд продолжает созревать ещё 3-4 недели.
Дальше идет процесс извлечения мёда из ульев человеком.
Соты Пасека с пасечником
Нуклеус «Домик для выведения маток» Заготовка ульев «Домики для пчел»
Рамка для меда
Вощина
Готовая рамка из улья
Поэтому мы решили проверить, какой мед мы кушаем в детском саду. Из книг и Интернета мы узнали, какие опыты можно провести, чтобы определить настоящий он или нет. Попросили воспитателя провести с нами опыты вместе с нашими друзьями. Взяли на кухне немного меда и вот какие опыты мы провели:
2 Настоящий или не настоящий мед
Опыт № 1 «С медом и ложкой»
Если набрать мед ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мед – настоящий.
Вывод: В результате исследования последняя капелька подтянулась к ложке – мед настоящий.
Опыт № 2 «С мёдом и шариковой ручкой.
Нужно размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что-нибудь шариковой ручкой. Если мед настоящий, то черта не растекается.
Вывод: В результате исследования черта от ручки не растеклась – мед настоящий.
Опыт № 3 «С медовой водой и йодом.
Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий.
Вывод: В результате исследования вода стала просто темнее оттенком, не посинела- мед настоящий.
Опыт № 4 «С мёдом и кусочком хлеба.
Если в мед на некоторое время положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед. (Этот опыт мы решили провести каждый отдельно и определить, какой мед у каждого из нас дома.)
Вывод: Мед бывает ненастоящим, потому что у некоторых детей хлеб дома не затвердел.
Выводы по исследовательской работе:
Таким образом, ответив на свои вопросы, мы сделали выводы:
Пчелы делают мед из нектара цветов, а живут они семьями - каждая в своем улье (домике).
Мед разного цвета потому что пчелы собирают нектар в разное время и разных цветов (поздней весной, в середине лета, ранней осенью).
Мед полезный, потому что в нем находятся нужные нам вещества и витамины.