Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Лариса Ондар
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями в подготовительной группе

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для того чтобы дети любили природу, заботились о растениях, о животных и птицах, насекомых, знали элементарные правила поведения в природе, учили устанавливать причинно-следственные связи в природе у меня возникла проблема: Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны, они для своих детских исследовании рвут цветы, ломают ветки, ловят жуков. В этот период нужно закладывать позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. На начальном этапе работы проведена диагностика, где выявлялись умения и знания детей: элементарное представление о природе, о растениях, животных, насекомых, о правиле поведения в природе. Выявлено, что в среднем 15% имеют высший уровень, 30% средний уровень, 55%- низкий уровень. Связи с этим 55% имеют низкий уровень, не имеют представления об окружающем мире, о растениях, животных, насекомых и о правиле поведения в природе, я начала проводить работу по формированию экологического представления с детьми среднего дошкольного возраста.

И я разработала проект: «Я и природа», для детей старшего дошкольного возраста сроком на 1 год.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира- метод экспериментирования. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Основная идея проекта это:

-Создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, и экспериментальная деятельность является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Цель достигается путем выполнения следующих задач:

Дать конкретное, чувствительные представления о предметах и явлениях природы, различить живое от неживого. Умение правильно, взаимодействовать с неживой и живой природой, создав для них условия. Познакомить с реалистическим представлением об окружающем мире. Умение ухаживать за животными и растениями совместно со взрослыми. Умение проводить несложные экспериментальные действия. Формировать осознанное отношение к окружающему миру, самому себя, как к части природы. Умение совместно со взрослыми ухаживать за растениями и животными. Воспитать любовь и заботу ко всему, что существует рядом.

Реализация проекта:

Знать: конкретные, чувствительные представления о предметах и явлениях природы, различать живое от неживого.

Уметь: правильно взаимодействовать с неживой и живой природой, создав для них условия.

Знать: реалистические представления об окружающем мире.

Уметь:1. Ухаживать за животными и растениями совместно со взрослыми.

2. Проводить несложные опытно-экспериментальные действия.

3. Формировать осознание отношение к окружающему миру, самому себе, как часть природы.

Знать: обобщенные представления об окружающем мире.

Уметь:1. Самостоятельно ухаживать за растениями и животными.

2. Проводить опытно – экспериментально - исследовательскую деятельность.

3. Воспитать любовь и заботу ко всему, что существует рядом.

Основные направления деятельности по проекту «Я и природа», осуществляются через занятия, развлечения, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание, чтение художественной литературы, работу с родителями, на еженедельной кружковой работе. Для успешной работы по данному направлению я разработала перспективное планирование работы по экологию на 2015-16 учебный год, которое согласуется с комплексной программой «Радуга», с методом и приёмами работы по достижению поставленных целей. Осуществляется проектная деятельность по экологическому воспитанию совместно с родителями и в группе с детьми.

В группе имеется уголок природы: комнатные растения, имеются оборудования: баночки, ящик, стеки, лейки, земля, песок, глина, уголь, природные материалы, иллюстрация картин, книжки, открытки, книжки – раскраски.

Совместно с родителями дети оформляли детские книжки о растениях, животных, явлениях природы.

Работа с родителями:

-Онлайн консультации, беседы, придумывание сказок о растениях, животных и природных явлениях, совместный проект, изготовление книжек, выставка из природного материала, выставка рисунок.

Проект даёт свои результаты: дети совместно с родителями осуществляют экспериментально-проектную деятельность, походы, совместные прогулки, праздники, развлечения, беседы, консультация, выставки поделок, совместные с родителями из природного материала, выставка литературы на экологическую тематику.

Работу проводимую по данному направлению считаю доступным, эффективным и результативным в формировании правильного отношения ребёнка к природе.

Сухомлинский говорил: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина». Но что может быть прекраснее самой природы! И если вглядываться в нее внимательно, то сколько самых ярких красок увидишь, и не услышишь даже в самом гениальном произведении искусства. Давайте научим ребёнка любить природу и беречь её, восхищаться ею, и жалеть её. Пусть у него никогда не поднимется рука на маленькую букашку и на цветок, на беззащитного птенца или бездомного щенка выброшенного взрослыми. И если проходя мимо вместе с вами ребёнок остановился, чтоб погладить животное, не дергайте его, не торопите, а пожалейте, сопереживайте вместе с ним, а если можете, дайте кусочек хлеба или ещё что-то, и гордость за вас, за то, что вы не прошли равнодушно мимо, а пожалели собачку. По-разному можно любить природу и выражать свои чувства.

«Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите все зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя».

Природа даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить долго и сделать свою Родину ещё краше. Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать и никому не причинять зла. Удивительна наша природа, но она нуждается в защите. Берегите всё, что есть на Земле!

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность Цель: формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: • Формировать представление.

Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие на паровозике» Мастер-класс «Путешествие на паровозике»Автор: Морочко Светлана Львовна, воспитатель МКДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 1" города.

Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Изучаем камни»Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Изучаем камни» Цель: развитие у детей познавательной активности. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с различными видами камней, их свойствами. 2. Активизировать.

Познавательно-исследовательская деятельность «Свет-лучистая энергия»Познавательно-исследовательская деятельность «Свет-лучистая энергия» Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка. Возрастная группа: 7-й год жизни (подготовительная группа). Форма.

Познавательно-исследовательская деятельность «Чудеса магнита»Познавательно-исследовательская деятельность «Чудеса магнита» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» дошкольников» Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Опубликовано: 17 января 2016 в 10:21
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

18 апреля. День отпечатка пальца

Говорят, у любого человека найдётся на планете двойник. Если это правда, то очень забавная: где-то, скажем в Австралии или просто в Урюпинске в этот самый момент трудится на огороде или кушает борщ...

Конспект НОД по лепке с использованием природного материала в средней группе «Барашек»
Тема: «Барашек» Цель: формировать умение лепить четвероногое животное ( овальное тело, голова, прямые ноги) с использованием природного материала (...
Кулинарно-развлекательное шоу «Вместе с мамою вдвоем»
Вкусное шоу «Вместе с мамою вдвоем… » Цель: установление позитивных взаимоотношений родителей, представителей служб системы профилактики с детьми и...
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ «Музыкальные загадки. Птицы»
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ «Музыкальные загадки. Птицы» Цель: Повторение и закрепление пройденного музыкального материала по...