Татьяна Пысина
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. «Приключения Карандаша и Гвозда-Гвоздовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)
Образовательная область: познание.
Программное содержание.
• Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.
• Учить сравнивать предметы по характерным признакам.
• Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы.
• Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе, „Приключения Карандаша и Гвозда-Гвоздовича“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
• Продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи.
• Закрепить правила обращения с горячими предметами.
• Развивать сообразительность, смекалку, гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
Предварительная работа: дидактическая игра “Поплывет-потонет”, “Наоборот”.
Методические приемы: Сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Словарь:
Активиный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.
Пассивный: шероховатый, теплопроводность, шершавый.
Материалы и оборудование:
2 коробки, большой гвоздь, карандаш,
молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя;
таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей,
картинка с изображением реки, костра,
металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей;
металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой.
картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого.
Ход:
1. Загадки детям.
- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки.
Как вы думаете, кто их сюда положил?
А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт
Там след кладёт.
Любим нос везде совать,
И чертить и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (Карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь)
Молодцы ребята загадки отгадали.
2. Проблемная ситуация.
-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.
А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)
Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
А по запаху можно различить?
Как же нам узнать? (посмотреть).
Вот они. Знакомьтесь, это Карандаш, а это Гвоздь-Гвоздович (куклы- игрушки)
«Здравствуйте, ребята,
Мы с карандашом большие друзья,
Но не можем никак решить, кто из нас прав?»
Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
- Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.
3. Дидактическая игра «Из чего сделано»
Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвозда-Гвоздовича.
Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)
А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)
Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?
Вывод: И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш прав!
4. Сравнение дерева и металла.
Но Гвоздь все не унимается: «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»
- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.
Отличаются ли они? Чем?
Какие они на ощупь?
Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)
А какая у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).
Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)
Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)
И Карандаш гордится этим.
А еще он говорит, что дерево мягче металла.
Как вы думаете, прав Карандаш?
Давайте проверим.
5. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый).
- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный).
Гвоздь и Карандаш: «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».
- Вот и хорошо.
А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.
6. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре (дети маршируют)
Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)
И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)
Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)
Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)
- Гвоздь-Гвоздович и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет).
Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».
А Гвоздь-Гвоздович приуныл. Как вы думаете почему?
- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
7. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)
-Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)
-Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег? (Его может перевести Карандаш, плот) ребенок показывает.
Так наши друзья и поступили.
Перебрались на другой берег.
Гвогдь: Как я устал!
Карандаш: А я есть очень хочу!
Гвоздь: Давай сварим уху.
Карандаш: Я пойду рыбу ловить, и я пойду.
Гвоздь: А кто будет костер разводить?
- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.
(Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.)
-Сварили друзья ухи, сели есть, Гвоздь-Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?
(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным)
-Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».
8. Сейчас мы убедимся в этом на опыте.
Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.
- Как вы думаете, что произойдёт? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет).
Это свойство называется теплопроводность,
-Какой вывод можно сделать? (Металл проводит тепло).
9. Проблемная ситуация:
-Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды? (ответы детей)
Карандаш поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю- Гвоздовичу деревянную ложку.
- Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти.
Как затушить костер? (Залить водой – это может сделать Карандаш, закидать песком – с этим может справиться Гвоздь). Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.
10. Итог:
Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вас свои фотографии. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».
- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. (Дерево: шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивается магнитом, нагревается)