Лучший педагог года

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Ольга Литвинова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика».

Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла);

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Приключения Карандаша и Гвоздика“» размещена в разделах

Цель: Создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей о свойствах и качествах дерева и металла, умение сравнивать предметы по характерным признакам, а также изучать свойства материалов опытным путем.

Развивающие:

Продолжать развивать у детей познавательный интерес к экспериментированию, вниманию, памяти, логическому мышлению, умению сравнивать, анализировать и делать выводы, высказывать предположения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей стремление узнавать новое, слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей, любознательность и самостоятельность.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Методические приемы: сюрпризный момент, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Проведена предварительная работа: беседа на тему: «Дерево-металл», дидактические игры “Плавает-тонет”, “Наоборот”; д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».

Словарь:

Активный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.

Пассивный: шероховатый, шершавый.

Материалы и оборудование: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, гвозди, ёмкости с водой, деревянные палочки по количеству детей, деревянные бруски, металлические пластины, 2 ложки (деревянная и металлическая, картинки, мультимедийный проектор.

Ход НОД. Звучит спокойная музыка, воспитатель с детьми входит в группу.

1. Организационный момент. Слайд *1

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки.

Как вы думаете, кто их сюда положил?

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в них лежит.

Остро носик ты заточишь.

Нарисуешь все, что хочешь.

Будет солнце, море, пляж.

Что же это? (Карандаш)

Из металла острый нос,

На него в хозяйстве спрос.

Может брюки рвать и тапки.

Бьют его по круглой шляпке.

Он в дощечках частый гость,

Любопытный, тонкий (гвоздь)

Молодцы ребята загадки отгадали.

- Как же нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.

- А если не смотреть, то, как можно узнать? (по звуку, понюхать, потрогать)

- Давайте потрясем коробками, может узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? Можно точно понять где гвоздь, а где карандаш? Нет.

- А по запаху можно различить? Тоже не получается.

- Как же нам узнать? Ну, что придётся открыть коробочки.

Но прежде, чем достать предметы нужно вспомнить правила. Слайд* 2

Правило №1 – Будь осторожен с острыми предметами, не играй с ними.

Правило №2 – Нельзя заталкивать в нос, ухо, рот гвоздики и карандаши и размахивать ими.

Правило №3 – Гвоздик и карандаш нужно держать острым концом от себя.

Открываем коробки поочередно:

1. Что это? (карандаш) Из чего он сделан? (из дерева).

2. Что в этой коробке? Из чего сделан гвоздь? (из железа, металла).

Всё верно, ребята, Слайд* 3 посмотрите, нам сразу на электронную почту пришло письмо. Сейчас узнаем, что написано в письме и от кого оно.

Слайд* 4 Воспитатель открывает письмо и читает: Слайд* 5

«Здравствуйте, ребята. Мы с гвоздиком большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав? Гвоздь говорит, что он самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из металла! А я - карандаш утверждаю, что я главней, из дерева гораздо больше нужных вещей делают! Помогите нам, пожалуйста, разобраться кто же из нас главнее и важнее!»

- Ну, что ребята, поможем карандашу и гвоздику?

2. Основная часть

1. Дидактическая игра «Из чего сделано» Слайд* 6

Подойдите к столу. Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздика.

Назовите предметы, которые делают из дерева? (Стол, стул, ложки, дом, лестница, шкаф).

А теперь назовите предметы, которые изготовлены из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, колокол, монеты, ножницы, кружка).

Какой вывод можно сделать? Кто же прав - гвоздь или карандаш?

Вывод: Из дерева, из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш прав!

2. Сравнение дерева и металла. Посмотрите на экран. Слайд* 7

- Гвоздь все не унимается (Включить звук с голосом гвоздика) : «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»

- Что ему ответит Карандаш, давайте узнаем, определив, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

- Возьмите металлическую пластину, погладьте, пощупайте ее, а теперь возьмите деревянный брусок и сделайте тоже самое.

- Отличаются ли они? Чем? Какие они на ощупь? Слайд* 8

- Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая).

- А у деревянного бруска? (шероховатая, повтори Руслана, Амир).

- Теперь возьмите и приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.

Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый).

- Какой вывод можно сделать? Слайд* 9 (металл – холодный, а дерево – теплое).

Посмотрите на экран Слайд* 10 Карандаш гордится этим (Включить звук с голосом карандаша) : «Вот видите, дерево теплее, чем металл. А еще дерево мягче металла».

- Как вы думаете, прав Карандаш?

Давайте проверим.

3. Первый опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

- Какой можно сделать вывод? Слайд* 11 (дерево мягкое, а металл твердый).

- Можно проверить и другим способом.

Второй опыт «Сломать руками металл и дерево».

Получилось сломать гвоздь! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? (палочка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? Слайд* 12 (дерево хрупкое, металл – прочный).

- А сейчас, ребята, посмотрим, убедили мы друзей. Слайд* 13

Гвоздь и Карандаш (Включить звук) : «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».

- Вот и хорошо. А сейчас предлагаю всем немного отдохнуть.

4. Физкультминутка Слайд* 14

Отлично, теперь можно посмотреть «Удивительное путешествие гвоздика и карандаша».

«Гвоздик и Карандаш отправились в сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке. Слайд* 15 Обрадовался Карандаш (Включить звук) : «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!». А Гвоздик призадумался

Как вы думаете почему? Давайте проверим, кто из них поплывет, а кто потонет?

Опыт «Тонет-плывет»

Возьмите деревянную палочку и опустите в емкость с водой, а затем гвоздик. Что произошло? (Ответы детей)

- Какой можно сделать вывод? Слайд* 16 (металл тяжёлый, а дерево легкое.)

- Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег? (Его может перевести Карандаш, плот).

«Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег. Слайд* 17

Гвоздь : Как я устал! Карандаш : А, я есть очень хочу!

Слайд* 18 Гвоздь : Давай сварим уху. Карандаш : Я пойду рыбу ловить.

Гвоздь : И я пойду, а кто будет костер разводить?

- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.

(Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня)

- Сварили друзья ухи, сели есть, Гвоздик достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?

(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным)

- Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».

Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.

- Как вы думаете, что произойдёт? Слайд* 19

(Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет).

Это свойство называется теплопроводность. Повторите.

Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти. Что они забыли сделать? (погасить костер). Слайд* 20

Как затушить костер?

(залить водой – это может сделать карандаш; забросать песком – с этим справится гвоздь) Слайд* 21

- Молодцы! Мне приятно, что вы знаете, как погасить костер, оставлять его нельзя, иначе случится пожар.

Так они и сделали.

Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.

3. Заключительная часть:

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто знает тот быстро отвечает» в которой вы назовете, какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.

Дерево - шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Слайд * 22

Металл - гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается, не боится огня. Слайд* 23

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» .

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства дерева»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства дерева» Дети очень любят проводить опыты и эксперименты. Поэтому такая организованная образовательная деятельность вызывает у детей положительные.

Познавательно-исследовательская деятельность «Знакомство со свойствами глины» в старшей группеПознавательно-исследовательская деятельность «Знакомство со свойствами глины» в старшей группе Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным творчеством, с изделиями филимоновских, дымковских, каргопольских мастеров неразрывно.

Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с элементами ручного труда в старшей группе «Зимующие птицы»Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с элементами ручного труда в старшей группе «Зимующие птицы» Тема:«Зимующие птицы»Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие».

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке летом в старшей группе компенсирующей направленностиПознавательно-исследовательская деятельность на прогулке летом в старшей группе компенсирующей направленности Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Секрет шишки»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Секрет шишки» Цель: Совершенствовать представления детей о хвое и шишках. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Разные отражения»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Разные отражения» .

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Вода и её свойства» Любая исследовательская деятельность (опыты, эксперименты) с различными предметами и материалами вызывает у дошкольников большой интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 11:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД