Лучший педагог года

Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях

Кудряшова Людмила
Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях

«Познавательно – исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях»

(Эффективные средства, формы и инновационные методы работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья -

из опыта работы)

«Дошкольный возраст уникален,

именно поэтому важно не упустить

этот период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка».

С. Гин

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях» размещена в разделах

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». Любопытство – естественная реакция дошкольников на все новое и неожиданное. Постепенно любопытство трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность. «Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности». (А. И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ).

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим в ДОУ педагоги широко используют различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, научаются изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Наша с вами задача создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет самореализовать себя, найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Исследовательская деятельность, экспериментальная работа в музыкальном воспитании пронизывают все виды детской музыкальной деятельности и тесно связаны с детским музыкальным творчеством, ведь творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие. Например, занятие, посвященное музыкальному инструменту – колокольчику. На протяжении всего занятия используются разные виды детской музыкальной деятельности: слушание, исполнительская деятельность, игра. Дети знакомятся со строением колокольчика, с разнообразием звуков, издаваемых колокольчиками не только различной величины, но и сделанными из различных материалов, экспериментируют со звуками, анализируют высоту звучания и тембр, подбирают точную словесную характеристику голосов, издаваемых колокольчиками. На этом занятии можно познакомить детей с колокольным звоном разного настроения: набатный звон – взволнованный, тревожный; торжественный звон – радостный, праздничный; перезвон церковных колоколов во время христианских праздников – светлый, звонкий. Затем можно предложить детям изобразить звучание колокольчиков голосом (дон-дон-дон – большой колокольчик; дили-дили-дили – маленький колокольчик, а еще можно исследовать другие музыкальные инструменты и найти, на которых можно имитировать звучание колокольчика. В конце занятия можно поговорить о том, где в повседневной жизни можно услышать звучание колокольчика, как его можно использовать, поиграть в «Жмурки с колокольчиком».

Чаще всего исследования и эксперименты я включаю только в какую – либо часть занятия. Пример знакомства детей первой младшей группы с музыкальным инструментом БУБЕН и приемами игры на нем: я обращаю внимание детей на бубен, лежащий на столе. Говорю им, что это музыкальный инструмент бубен, у него есть свой голос, но сейчас он лежит на столе и молчит. Как только я его возьму в руки, он начинает радоваться и весело звенит, вот так (показ). Ребята, у моего бубна есть много друзей, они тоже хотят веселиться! (дети берут в руки бубны, рассматривают их, пробуют тоже позвенеть). Я сыграю веселую музыку, и, бубны повеселятся вместе с нами (исполняем первую часть произведения «Бубны» муз. Фрида). Ребята, а если я ударю по бубну кулачком, он на меня обидится и рассердится, послушайте. Попробуйте тоже его ударить кулачком (дети пробуют, слушают, исполняется вторая часть «Бубны» муз. Фрида). Аналогично можно знакомить детей со звучанием и приемами игры на БАРАБАНЕ (разными палочками, пальцами, ладонями, веточками от веника и т. д.).

Когда весной звенит капель, знакомлю детей с песней М. Картушиной «Капель», а затем вношу на занятие «СОСУЛЬКУ» (трубочку от трубчатого металлофона, повешенную на ленточке). Показываю детям трубочку, говорю, что в трубочке живет капелька и у нее есть свой голос, когда солнышко пригреет сосульку, капелька оживает и поет свою песенку, вот так: «Кап! Кап! Кап!» (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки). Позже, говорю детям, что на трубочке можно исполнить моросящий дождь или сильный летний ливень.

Если в младших группах дети исследуют инструменты и осваивают разные приемы игры на них с помощью взрослого, то в средней группе дети могут уже самостоятельно выбирать музыкальный или шумовой инструмент, на котором можно исполнить то или иное произведение. Вспомним упражнение М. Раухвергера «Лошадки в конюшне». С помощью этого упражнения дети совершенствуют движение прямого галопа, создают выразительный образ всадников. На музыкальное вступление конь бьёт копытом, а всадник сдерживает коня, натягивая повод, затем двигается прямым галопом. На последнем аккорде, натянув повод, всадник останавливает коня на всем скаку. Даже в простое упражнение можно включить элементы познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Выкладываю перед детьми набор музыкальных и шумовых инструментов, разных по звучанию, предлагаею выбрать те, на которых можно изобразить цокот копыт коня. Делю детей на две подгруппы: одна подгруппа – всадники, другая подгруппа сопровождает выполнение упражнения игрой на инструментах. Затем дети меняются ролями. Дети – всадники отмечают начало и окончание движения возгласами «Но!» и «Тпру!», а воспитателю (затем ребенку) можно дать тарелку и отмечать ударом в нее начало движения.

Когда дети знакомятся с осенним явлением природы «листопад», мы поем с ними песню Шаламоновой «Простая песенка». В ней поется про то, как осенние листочки весело шуршат, которое хорошо изображено во вступлении к песне. Я предлагаю детям выбрать из набора разных по звучанию шумовых инструментов тот, голос которого похож на шуршание осенних листочков. Затем мы поем песню, а вступление к песне исполняем на выбранных инструментах.

В группах старшего возраста, когда дети знакомы с разными шумовыми и детскими музыкальными инструментами, мы с детьми можем организовать целый оркестр. Пример оркестровки песни «Приметы осени». Если песню даю в разделе «слушание», то, на первом занятии мы с детьми слушаем эту песню, вспоминаем приметы осени, о которых поется в песне, рассматриваем иллюстрации. На втором занятии начинаем исследовать инструменты и выбирать, на каких можно изобразить: как дует ветерок в лесу (маракасы, баночки, гнутся ветки до низу (скрип стволов и веток старых деревьев изображаем с помощью инструмента «козу», птиц пугают холода, улетают кто куда (шум птичьих крыльев исполняем на султанчиках, тарелке с веточкой от веника, осенний дождь изображаем с помощью трубочек, металлофонов, треугольника, а осенние холода и засыпание природы изображаем на «болтушках», сделанных из внутренностей неваляшки. На третьем занятии пытаемся исполнить всю песню с инструментами. Если песня взята в разделе «пение», ее можно исполнить на осеннем празднике в сопровождении детского оркестра.

Внутри каждого из нас живет самый главный наш инструмент – голос. С голосом тоже можно поэкспериментировать. Для этого существуют игры с голосом. Например: для детей первой младшей группы – катимся на санках с горки вниз «Ух!» (показать иллюстрацию с изображением горки); дети второй младшей группы могут покататься на санках по высоким и низким горкам (показать рисунок с изображением высоких и низких горок); со средней группы можно использовать графическое изображение голосовой партитуры; для старших детей у нас есть волшебная коробочка, в которой «живут» детские голоса, как только ниточку потянешь, голос сразу зазвучит (пока звучит голос, нитка тянется, затем обрезается, дети могут сравнить - у кого дольше всех звучал голос, затем из этих ниток можно складывать различные звуковые рисунки и пропевать их вместе со всеми, а можно создать коллективный проект – партитуру и исполнить его хором.

Наше тело – это тоже своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы называем их «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т. д.). Оно может изображать повадки и характерные движения животных и птиц, с помощью жестов и движений можно о многом «рассказать» и многое показать (качание веток деревьев на ветру, как вырастает и распускается подснежник, как тает снеговик и т. д.).

Следующий вид музыкальной деятельности, где мы используем исследовательскую деятельность и экспериментирование – это музыкально – ритмические движения: упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен. Начнем с простого: игра – приветствие (под музыку дети двигаются врассыпную, на окончание музыки – находят себе пару и здороваются друг с другом с помощью заданного движения или жеста, предварительно согласованного с детьми, далее, кто-либо из детей кричит свое задание – приветствие и игра повторяется). Казалось бы, чего проще… но, как правило, дети ограничиваются лишь пожатием руки друг другу. Я предлагаю им поздороваться носами, объясняю, что так приветствуют друг друга жители одного африканского племени. Дети исполняют приветствие по моему предложенному сценарию. Далее, предлагаю детям самим придумать, как можно еще здороваться с помощью разных движений и разных частей тела. Происходит своего рода «мозговой штурм», дети наперебой начинают придумывать приветствия с помощью разных частей тела: и локоточками, и спинками, и ушками, и пальчиками и т. д.

Большую ценность в экспериментировании с телом представляют элементарные танцы народов мира. Например – «Танец ткачей» (Франция). На первую часть музыки дети двигаются по кругу, «ткут ковер». На вторую часть – ведущий - художник, стоящий в центре круга, показывает с помощью любого движения «узор», которым разукрашивает ковер. Все дети помогают «художнику» в «разукрашивании» ковра, повторяя движение за ведущим. Танец повторяется несколько раз. Нацеливаю детей, что движение может быть не танцевальным, может выполняться любой частью их тела, но «узор» не должен повторяться.

Сочинительство – довольно редкий вид деятельности, используемый на музыкальных занятиях. Стремление к сочинительству – это творческая переработка накопленных впечатлений, комбинирование их, построение из них новой деятельности. На своих занятиях я использую этот вид деятельности, но не часто. Есть замечательная песня наших челябинских - композитора Е. Попляновой, поэтессы Н. Пикулевой «Слово на ладошках».

1 часть. Я найду слова везде: и на небе и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке!

Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово!

2 часть. Мишка – мишка, мишенька – мишенька,

Кукла – кукла, куколка – куколка,

Мячик – мячик, Буратино – Буратино,

Карандаш – карандаш, Чиполлино – Чиполлино.

Эту песню я использую на занятиях для закрепления знаний какой – либо темы, чаще всего это - времена года. После прослушивания песни на первом занятии, дети ищут слова на потолке, на носу, на руке и т. д., даю задание детям придумать к следующему занятию слова по заданной теме из двух, трех и четырех слогов. На втором занятии мы с детьми накладываем слова на музыку второй части, и у нас получается «новая» песня, с текстом, сочиненным детьми. Например:Тема: «Ранняя весна».

Весна – весна, ручейка – ручейки,

Капель – капель. Лужицы – лужицы.

Птицы – птицы, прилетают – прилетают.

Солнышко – солнышко, припекает – припекает

Тема: «Мамин день».Мама – мама, мамочка – мамочка,

Люблю – люблю, милую – милую,

С весной – с весной, поздравляем – поздравляем.

Радости – радости, вам желаем – вам желаем.

Тема: «Зимние забавы».

Зима – зима, к нам пришла – к нам пришла,

Игры – игры, принесла – принесла.

Снежки – снежки, лыжи, санки – лыжи, санки,

И коньки – и коньки, и ледянки – и ледянки.

Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Для создания шумового оркестра можно использовать разные предметы: связки ключей, газеты, целлофановые пакеты, оберточная бумага и т. д.

Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и слушать музыку. Творчество, исследовательская деятельность, экспериментирование на занятиях – это реальный шаг к успеху, свободе мышления и радости получения знаний. С принятием ФГОС в дошкольном образовании каждый из нас понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом. Задача нас - взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к познанию, экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

2. Т. Н. Девятова образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник» М., «Линка - пресс» 2006 г. ;

3. Интернет ресурсы;

4. Е. Поплянова «А мы на уроке – играем» М., «Новая школа» 1994 г. ;

5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение» М., «Просвещение» 1983 г.

Публикации по теме:

Доклад «Развитие речи на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ» Доклад на тему «Развитие речи на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ» Подготовил: музыкальный руководитель Кислова Светлана Владимировна.

Познавательно — исследовательская деятельностьПознавательно — исследовательская деятельность Говоря о познавательно — исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность дошкольников Актуальность использования детского экспериментирования при формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления состоит в том,.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы «Помощница вода» Интеграция образовательных областей: познание, развитие речи, художественная литература, экспериментирование, экология. Цель: Развитие познавательной.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ. Экспериментирование – важнейший вид практической деятельности. Детское экспериментирование.

Познавательно-исследовательская деятельность «Во саду ли, в огороде» Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование с водой» Цель:  Вовлечение детей в элементарную познавательно – исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы. Задачи:.

Проект «Осень золотая». Экспериментирование. Исследовательская деятельность в средней группе Познавательно – творческий проект «Осень золотая» (средняя группа) Тип проекта: познавательно – творческий Участники проекта: дети, родители,.

Специфика работы с детьми, имеющими особенности речевого развития в театрализованной деятельности на музыкальных занятиях [Не секрет, что у каждого ребенка свой темперамент, у каждого свой характер и особенности. Учитывая возрастные особенности от 3 до 5, речь.

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 16:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД