Камалутдинова Гульсина
Познавательно-исследовательский проект «Аленкины валенки» для детей старшего дошкольного возраста
Камалутдинова Г. К., воспитатель.
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение центр
развития ребенка – детский сад № 5
«Чебурашка» г. Вятские Поляны
Кировской области
Проект для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:
«Аленкины валенки»
Не забывайте корни свои, предков,
Язык отцов, традиции и быт,
Любите это сердцем своим крепко,
Пока в груди оно у вас стучит!
А. Имадилов
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Аленкины валенки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Валенки
- Валенки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном наследии. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.
«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенки будут самой модной обувью!
Реализация проекта «Аленкины валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Проанализировав знания детей о ремеслах Вятского края, пришли к выводу, что они имеют недостаточный уровень знаний в этом направлении. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Аленкины валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространенных промыслов Вятки – катанием валенок.
Цель проекта : формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.
Задачи проекта :
• развивать интерес детей к народному быту;
• познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки;
• формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
• поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности;
• воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни, потребность заботиться о своем здоровье.
Тип проекта : творческо-исследовательский, краткосрочный.
Время реализации проекта : 1 месяц (ноябрь).
Участники проекта : воспитанники и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Предварительная работа:
1. Чтение русской народной сказки «Два Мороза».
2. Просмотр художественного фильма «Морозко».
3. Заучивание потешек, частушек, танца с валенками.
4. Консультация для родителей «О пользе валенок».
5. Конкурс для родителей и детей на лучшее оформление валенка.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
- сбор информации;
- создание консультации для родителей;
- подбор информации в книгах, журналах, в интернете;
- привлечение родителей к участию в творческом конкурсе «Ай-да, валенки!».
2. Основной
- знакомство со сказкой «Аленкины валенки»;
- тематические занятия по ознакомлению с историей возникновения валенок;
- составление и отгадывание загадок;
- разучивание русской народной песни «Валенки», частушек;
- просмотр мультфильма по теме: «Откуда валенок пришел»;
- экскурсия в дом к мастеру по изготовлению валенок;
- опыты с овечьей шерстью с целью изучения ее свойств;
- занятия по изобразительной деятельности – украшение макета валенка : рисование, аппликация;
- украшение валенок детьми совместно с родителями, организация выставки «Ай-да, валенки!».
3. Итоговый:
- проведение совместного развлечения для детей и родителей «Праздник русского валенка»;
- организация выставки «Ай-да, валенки!».
Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей.
Народная культура – важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды детской деятельности, а работа была организована с учетом приоритетного направления по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, дали возможность глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта была создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт, оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам, к традициям народной культуры и будет способствовать духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Т. П. Анчикова, М. Ю. Виноградова «Праздник русского валенка», Журнал «Воспитатель», № 4, 2008 г., с. 70-75.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.
3. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
Приложение 1
Сказка «Аленкины валенки»
Жила-была девочка Аленка, любила она петь, плясать, гулять с подружками, в снежки играть, с высокой горки кататься. Собралась Аленка гулять, глянула – а валенки-то прохудились. Нельзя в них гулять, снег попадет. Пошла она к матушке (так раньше маму называли) и говорит:
«Матушка, дай мне новые валеночки, я гулять пойду». Отвечает ей матушка: «Пойди, доченька, к батюшке (так раньше называли папу) и попроси, пусть он тебе новые валенки скатает». (Платье шьют, шапку и носки вяжут, а валенки катают.)
Пошла Аленка к батюшке и просит : «Батюшка, скатай мне валеночки, мои уже износились». Батюшка ей отвечает: «Поди к деду Семену, попроси у него шерсти, я и скатаю тебе валеночки».
Пошла Аленка к деду Семену и говорит: «Дед Семен, дай мне шерсти, я отнесу батюшке, а батюшка скатает мне новые валеночки». Дед Семен отвечает внучке: «Пойдем, внученька, попросим шерсти у моей овечки».
Пошли они к овечке Нюрке, попросили у нее шерсти на валенки. Разрешила овца Нюрка состричь с себя шерсть. Поблагодарила девочка овечку и деда Семена и побежала к батюшке. Скатал батюшка Аленке новые валенки – мягкие, теплые, удобные. Поблагодарила его дочка и побежала показать обновку матушке. Вот так появились у Аленки новые валенки.
Приложение 2
Сценарий музыкального развлечения для детей и родителей
«ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА»
Предварительная работа с детьми и родителями.
• Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.
• Знакомство с историей русского валенка.
• Художественное оформление детских валенок.
• Разучивание русского танца с родителями и детьми.
Оборудование: валенки детские и взрослые, гармошка детская, фуражка с цветком, ширма, самовар, чашка.
Декорации: Стоит печка, на печке – валенки. На центральной стене рушники, салфетки, самодельные дорожки, контуры валенок, вырезанные из картона и раскрашенные, деревенские половики, расписные платки.
В зале звучат русские народные песни, большими буквами написано «Выставка «Русские валенки».
Действующие лица:
1-й скоморох – ребенок,
2-й скоморох – ребенок,
Ванюша – ребенок,
Дуняша – взрослый,
Дедушка – взрослый.
Забегают в зал два скомороха.
1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке,
Прибежали скоморошки.
2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.
1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить,
С праздничком поздравить!
2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!
Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление!
Под русскую народную мелодию «Прялица» выходит Дуняша и танцует.
Дуняша: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!
Если валенок вам дорог,
Если в доме, на работе
У вас валенок в почете,
Мы вас, как своих друзей,
Приглашаем поскорей
На праздник русского валенка.
Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные!
Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.
Русский танец с гармонистом.
1-й скоморох: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит!
2-й скоморох: Мы грустить не разрешаем, и играть здесь начинаем!
Конкурс: «Бой валенками». Участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, встают на лавку и стараются сбить противника.
Дуняша: Вижу я издалека, едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод, расступитесь честной народ!
Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия.
Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ваня: Нет… Я падал понарошку, рассмешить хотел немножко!
Девочка (Дуняше) : А у нашего Ванюшки большое горюшко:
Валенки с дырой! Стоит один под горой.
Дуняша: так пойдёмте к моему дедушке. Он быстро вам валенки подошьет. Он на все руки мастер. Снег-снежочек отряхнем да во горницу войдём. А вот и мой дедушка, дедушка Всеведушка!
Появляется Дедушка-Всеведушка.
Дедушка-Всеведушка: деточки мои родные, очень даже дорогие. Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на скамейки) Все уселись? Сегодня у нас веселье, праздника продолжение!
Дуняша: дедушка выручай, подшей валеночки.
Дедушка-Всеведушка: что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей работалось, частушки б спели да поиграли, порадовали старика.
Ребята поют частушки.
Частушки
Начинаю петь частушку,
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
Чтоб прогнать мороз и стужу,
Мы в ладоши хлопаем,
В валенках через сугробы
Радостные топаем!
Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
А я валенки надену,
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше.
Наши девки маленьки
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят,
Всех в округе удивят.
Охоньки да оханьки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.
Тетеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
Моя Милка маленькая,
Чуть побольше валенка,
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.
Если кто меня обидит –
Я не плачу, не реву,
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю!
Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь,
Так что, хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть!
Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы,
Не возьмем ни рублика.
Дедушка-Всеведушка: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего?
Дети: Отвечают.
Дедушка-Всеведушка: Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.
Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.
Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.
Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.
Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.
По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Дуняша: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная.
Дедушка-Всеведушка: ну вот, принимайте работу, новые валенки на вырост!
Показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок).
Дуняша: Великолепные валенки. Во славу их наши родители сейчас подарят нам замечательный танец.
Танец «Валенки» (исполняют родители с детьми).
1. Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».
2. Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).
Дуняша: Как же нам, дедушка, тебя за работу отблагодарить?
Дедушка: А, я, Дедушка-Всеведушка,
Долго живя, много видал,
Что на свете знаю,
К себе в решето собираю.
Все бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.
1-й ребенок: Баю, баю – баюньки,
Скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
2-й ребенок: Без шубы и валенок –
И зима без конца.
3-й ребенок: Как у Даши маленькой чёсаные валенки
А шуба багряная, а личико румяное.
Вот какая Даша красавица,
Красавица наша!
Дедушка: А теперь загадки:
Не ботиночки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки, в них мы
Бегаем зимой, утром – в садик,
Днем – домой. (Валенки)
Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)
Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)
Да, отгадка одна – это валенки.
Дедушка: спасибо вам, ребята, прибавилось в моём решете. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь.
Театр Валенок показывают дети и скоморохи.
Дуняша: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком.
1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление.
2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей!
Танец «Кадриль» Дедушка дарит детям валенок, а дети дарят гостям и дедушке валенки из теста.
Дуняша: Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.
Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.
Приложение 3
Интересные факты про валенки
Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.
На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.
Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой. Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!
В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время трюка.
Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре. Как говорят участники, главное в валенкометании не сила броска, а точность прицела, ведь валенок в силу своих специфических аэродинамических свойств часто капризничает и летит не по заданной траектории.
В 2002 году модельер Джанфранко Ферре создал специальную коллекцию валенок. А на зимней Олимпиаде – 2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.
В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» - за самые исключительные промахи и ляпы.
Приложение 4
Конспект занятия по познавательному развитию
на тему: «Кузины валенки» для детей 5-6 лет
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: заучивание потешек о валенках, презентация «Как делают валенки», мастер-класс «Валенки», беседы о валенках.
Цель: обобщить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.
Задачи:
1. Формировать представления о русской северной обуви.
2. Развивать интерес к данной теме, желание узнавать новое о валенках.
3. Воспитывать любовь к русским традициям.
Ход занятия
В группу заходит домовенок.
- Здравствуйте, куда это я попал? Как в детский сад, что такое детский сад? Меня зовут Кузя, я у бабы Яги живу под печкой. Она, вообще-то не злая, только вредная немножко. У нее волшебные валенки есть, я только хотел их померять и оказался тут, ох, оказия, недоразумение.
- Не огорчайся, Кузя, погости у нас в детском саду.
- Ладно. Погощу, если отгадаете мою загадку:
Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки)
- Молодцы, а что вы знаете про валенки? (ответы детей)
- А на улице мороз
Щиплет щечки, щиплет нос.
Чтобы нам не заболеть
Нужно валенки надеть.
Кто готов отправиться со мной в зимний лес? А замерзнуть не боитесь?
- Нет, Кузя не боимся. Мы даже знаем потешку про валенки :
Баю, баю, баиньки,
Скатаем Маше валенки!
Валенки по ножке-
Бегать по дорожке,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
Без шубы и валенок –
Зима без конца.
- Тогда одеваем все валенки (Имитация). Я только забыл, а почему зимой носят валенки? (дети объясняют)
- Это самая теплая обувь, а я думаю, почему баба Яга так валенки любит. А почему они самые теплые? (дети рассказывают)
- Мы пришли в лес, снега-то намело, ой беда, беда-огорчение. Придется идти через сугробы. (идут, высоко поднимая колени).
-Ну, вот здесь под елочкой отдохнем, (садятся на ковер, мне баба Яга рассказывала, чтобы шерсть превратить в валенки, требуется несколько дней тяжелой работы. Состриженную шерсть обрабатывают паром или кипятком. Затем взбивают шерсть и получают войлок. Потом войлок катают на столе. Потом на колодке. Пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают. А вы знаете, баба Яга ласково называют валенки? Катанки, потому что их катают. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди.
- Ну, что отдохнули? Чтобы не замерзнуть, надо нам поплясать немножко (пляска под музыку «валенки, валенки, не подшиты, стареньки»)
- Вот мы и пришли. В нашем лесу живу не только я и баба Яга, еще здесь живет Кикимора болотная, Леший – мой дружок и старичок–лесовичок. А зимой стужа в лесу лютая, ой, беда, беда, огорчение. Как же они-то без валенок.
Мы поможем, Кузя. Мы с ребятами сделаем всем твоим друзьям валенки
(дети украшают шаблоны валенок кусочками шерстяных ниток).
-Ой, спасибо, вот помогли, так помогли, какие катанки скатали, всем на удивление. Давайте, развесим валенки на деревья, мои друзья придут и увидят. А ваши валенки я сейчас превращу волшебные, и вы сразу окажетесь в детском саду. Надо только всем закрыть глаза. (Кузя уходит).
Теплые удобные валенки мои.
Сделаны из шерсти, мех у них внутри.
Я надену валенки, в лес пойду гулять.
Буду в теплых валенках я в снежки играть.