светлана марута
Познавательно-исследовательский проект для детей разновозрастной группы «В огороде у Смешариков»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В огороде у Смешариков»
Светлана Марута
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 2 месяца (апрель – май)
Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы (3-5 лет, воспитатель, родители.
Актуальность темы:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей разновозрастной группы „В огороде у Смешариков“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В связи с реализацией ФГОС ДО в практическую работу дошкольных образовательных учреждений активно вошел такой инновационный вид педагогической работы, как проектная деятельность. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, однако ребёнок не может самостоятельно сформулировать проблему и определить замысел, он не может быть автором и организатором проектной деятельности, нуждаясь в помощи взрослых, которые способны понять его интересы и воплотить в предстоящей деятельности.
Поскольку мы живем в селе,то многие родители, имеют свои огороды.
Они и не подозревают, что растения начнут вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет; осознают значимость овощей в жизни человека. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Беседуя с детьми, я выяснила, что дети называют овощи, знают, где они растут, понимают, что мамы и бабушки высаживают рассаду на огороде, сеют семена. Но, как выглядят эти семена, как появляются росточки и вырастает рассада, какие условия нужны для нормального роста, дети имеют обрывочные представления.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений нашего края.
Формировать положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Задачи:
1. Учить правильно, ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка) .
5. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
6. Разъяснять значимость труда.
7. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
8. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и рассады овощных культур, выращенных самими дошкольниками.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
5. Оформление воспитателями и детьми огорода на подоконнике, тема: «В огороде у Смешариков» (бревенчатый колодец, пугало, жители деревеньки и их дома).
6. Итог проекта – Итоговая беседа с детьми «Урожай у нас неплох».Презентация проекта. Высадка рассады в огород на улице.
Работа над проектом включает три этапа:
1. Подготовительный этап
- Беседа о пользе овощей, зеленого лука, укропа, листового салата.
- Создание мотивационной ситуации. Приход мультипликационного героя Копатыча, который всю зиму всю зиму спал. Теперь он очень слаб. Как ему помочь? Беседует о пользе овощей и фруктов. Подведение к идее создания огорода на окошке. Дарит ребятам пугало для огорода. Что нужно для создания огорода? Где это взять? Решили попросить помощи у родителей.
- Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить задачи проекта. Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Консультация для родителей: «Огород на окне».
- Предложить родителям приобрести для проведения проекта необходимые материалы: контейнеры, землю, посевной материл для огорода на окне; изготовить пугало для своего огорода.
- Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома, привлечь к наблюдению за ростом лука малышей.
- Подбор художественной литературы: сказки, стихи, потешки, пословицы, загадки; дидактических игр, иллюстраций.
- Организация предметно – развивающей среды
2. Основной этап (исследовательский)
- Рассматривание семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, укроп). Выявление их многообразия: круглые, овальные, большие, маленькие, гладкие, шершавые, разных цветов.
- Рассматривание земли для посадки. Определение ее свойств: цвет – темный, при поливе темнеет; рассыпается, мокрая - держит форму.
- Посев и посадка семян лука, томатов,перца и пр.
- Оформление огорода на окне. Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике тема: «На грядках у смешариков» (бревенчатый колодец, пугало, жители деревеньки и их дома).
• Обогатили знания детей о быте в нашем регионе и труде деревенских жителей.
- Уход за посаженными культурами – полив, рыхление, удаление сорняков.
- Наблюдение за ростом растений.
- Опыты: наблюдение за семенами гороха, кукурузы, бобов (одни сухие, другие – замоченные в воде); лук в темном месте без полива, лук в темном месте с поливом, лук на солнечном месте поливом.
- Срезка лука и укропа на обед.
- Продуктивная деятельность:
• Лепка «Морковки большие и маленькие»;
• Рисование «Лучок»;
• Аппликация «Солим огурцы»;
• Конструирование «Огород для мишки».
- Игровая деятельность:
• Дидактические игры – «Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Найди пару», «Целое и часть», «Доскажи словечко».
• Игровая ситуация «Сварим из овощей суп»
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».
• Подвижные игры: «Есть у нас огород», «Собери овощи в корзинку», «Вершки и корешки».
- Коммуникативная деятельность:
Чтение: О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», В. Сутеев «Яблоко», С. Сирена «Огород», русская народная сказка «Репка», А. Максакова «Посадила в огороде», белорусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», К. Чуковский «Огород», стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» пер. шотл. И. Токмаковой, потешки, загадки, пословицы об овощах, фруктах.
3. Заключительный этап
- Итоговая беседа с детьми «Есть у нас огород».
- Презентация проекта.
- Высадка рассады в огород на улице.
Работа с родителями:
- Предложить мамам и папам привлечь своего ребёнка к посадке выращенной рассады и уходу за растениями в своем огороде, выделив для этой цели небольшую грядку для малыша.