Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Мир птиц» в старшей группе

Ольга Попова
Познавательно-исследовательский проект «Мир птиц» в старшей группе

«Птицы - волшебное украшение природы.

Они самые трудолюбивые ее работники.»

Провела: Попова О. Н.

Тип проекта : познавательно - творческий, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный (три месяца)

Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы и родители.

Актуальность:

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мир птиц“ в старшей группе» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это время, когда происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна.

Пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому по птицам мы можем судить о состоянии природы вокруг нас. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужна чистая вода и чистый воздух.

Но знаем ли мы птиц? Можем ли различать их по голосу, по пению? Имеем ли представление об удивительном мире птиц?

В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждать чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по поводу этой проблемы и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представление о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: У детей слабые познания о птицах. Сохранения и охрана всех видов птиц является проблемой всего человечества. Сохраняя птиц, сохраняем всю природу. И вне её существовать не можем. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Помочь получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.

Предполагаемый результат:

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.

Дети научатся относиться к себе, как к части природы, практическим действиям по охране природы. Благодаря новым знаниям развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности. Дети научатся ухаживать за птицами.

Формы реализации проекта :

• Занятия

• Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры

• Беседы

• Рассматривание иллюстраций, картин, книг, открыток

• Изготовление кормушек, скворечников

• Работа с родителями

I этап Целеполагание.

Цель проекта : формировать у детей обобщенные представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям. Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи проекта :

• Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых

существах, живущих на земле;

• Развивать интерес к жизни птиц;

• Уточнить внешние признаки птиц, особенности строения, позволяющие летать;

• Уточнить представление о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;

• Формировать обобщенное представление о зимующих, перелетных и домашних птицах, различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;

• Углубить представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли).

• Классифицировать птиц на зимующих, перелетных и домашних на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

Познакомить с внешним видом птиц, уточнить, что они едят, пьют, где живут;

• Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Обогащать словарь путем введения слов: перелетные, зимующие, домашние;

• Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;

• Формировать обобщенное представление о птицах, как наземно -водно -воздушных существах, которые могут жить на земле, плавать, летать в воздухе.

II этап Подготовительный

• Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

• Подбор материала.

• Ежедневная подкормка птиц.

• Заучивание стихотворений.

• Беседы.

• Подбор литературы и художественной литературы.

• Изготовление кормушек, скворечников.

• Разработка занятий.

Сотрудничество с родителями

• Изготовление кормушек, скворечников.

• Информация для родителей по теме проекта.

• Подборка фотографий, литературы.

• Беседы и консультации с родителями.

Оборудование

• Методическая литература.

• Загадки о птицах.

Книги русских писателей: Е. Чарушина, Г. Снегирева, В. Звягиной, Т. Евтушенко, Ю. Никонова, С. Есенино, К. Чуковского, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. Тумбасова; русские народные сказки: «Петушок-золотой гребешок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.

• Музыка - аудиозапись голосов птиц.

• Иллюстрации зимующих, перелетных и домашних птиц.

Продукты проекта

• Книжная выставка «Птицы - наши друзья»

• Кормушки и скворечники, выполненные родителями

• Изготовление шапочек птиц к подвижным играм

• Презентация «Птицы»

III этап Реализация проекта (Основной этап).

I блок «Пернатые друзья»

II блок «Зимующие птицы»

III блок «Домашние птицы»

IV блок «Перелетные птицы»

I блок «Пернатые друзья»

1. Беседы: «Что мы знаем о птицах, «Чем птицы отличаются от животных», «Как птицы «лечат» деревья»

Цель: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц.

2. Опыты

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной активности.

3. Ознакомление с окружающим миром «Птицы»

Цель: обобщить знания детей о птицах. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

4. Игры

Подвижные игры: «Птички летают», «Коршун и наседка», «Скворечники», «Охотники и куропатки», «Охотники и утки», «Журавли и лягушки»

Дидактические игры: «Кто какую песенку поёт», «Птицы» ,«Найди цветок для птички», «Птичья столовая», «Собери птицу», «Чьи следы», «Угадай птицу по описанию», «Четвертый лишний».

5. Творчество

Лепка «Птичка»

Цель: учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.

Рисование цветными карандашами «Воробей и синица»

Цель: учить передавать позу клюющего воробья и синицы. Закрепить навыки рисования цветными карандашами, закрашивать не оставляя прогалов.

Рисование красками «Голубь»

Цель: учить делать набросок простым карандашом из геометрических фигур. Соединять краски, получая разные оттенки.

6. Наблюдение за птицами на участке

Цель: формировать желание заботиться о птицах. Различать по оперению, размерам птиц, называть их.

7. Выставка книг и иллюстраций

Цель: закрепить названия произведений и авторов, внешний вид и названия птиц.

8. Показ презентации «Птицы»

Цель: формировать элементарные представления о птицах, их жизни, дать сведения о звуковых сигналах птиц.

II блок «Зимующие птицы»

1. Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы, «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой.

Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

2. Игры

Дидактические игры: «Один - много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Настольные игры: «Домино» (птицы, «Разрезные картинки», «Лото», «Разрезные картинки».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».

Театрализация: «Где обедал воробей».

Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

3. Творчество

Лепка с нетрадиционными элементами «Снегирь»

Цель: формировать умение передавать характерные особенности снегиря посредством пластилинографии. Грудку птицы выложить скатанными шариками красного цвета и выложить глаз.

Аппликация с элементами рисования «Снегирь и синица»

Цель: учить составлять птицу из заданных частей. Различать птиц по окрасу и называть их. Составлять сюжет, дополняя деталями.

Аппликация «Кормушка для зимующих птиц» (коллективная работа)

Цель: формировать экологические представления о зимующих птицах.

Конструирование из бумаги (оригами) «Синица»

Цели: Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор, активизировать словарь детей

Рисование карандашами «Синичка на еловой ветке»

Цель: учить рисовать птичку-синичку, изображая ее их отдельных частей разной формы и величины. Продолжать активно закрашивать цветными карандашами, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию, воспитывать любовь и стремление помочь птицам. Рисовать ветку ели с натуры, располагая хвою от веточки в разные стороны.

4. Книги о птицах

Цель: пополнить развивающую среду группового помещения материалами по теме проекта.

5. Календарь наблюдений за птицами зимой.

6. Прослушивание записи голосов птиц.

7. Викторина «Кто больше знает о птицах»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

III блок «Домашние птицы»

1. Беседы: «Домашние птицы», «Уход за домашними птицами», «Как зимуют домашние птицы».

Цель: Расширять представления о домашних птицах, правилах ухода за ними, значении их для человека. Воспитывать заботливое и бережное отношение к домашним птицам. Закреплять знания детей о том, как зимуют домашние птицы. Показать преимущество домашних птиц перед дикими. Воспитывать заботливое отношение к пернатым.

2. Творчество

Лепка «У пруда» (коллективная работа)

Цель: учить лепить из целого куска гуся и утку. Находить различия.

Аппликация с элементами рисования и нетрадиционной техникой «Курица и гусь»

Цель: учить детей вырезать из заготовок разной формы отдельные детали и составлять из них образ домашней птицы.

Рисование «Петушок-золотой гребешок»

Цель: Закреплять знания детей о домашних птицах : учить создавать образ

петуха, передавать движение, форму частей, цвет, дополнения.

Конструирование оригами «Петушок»

Цель: стимулировать интерес, закреплять навыки работы с бумагой.

3. Игры

Дидактические игры: «Ласковые слова», "Четвертый лишний", «Птичий двор», «Где, чья мама?», «Кто как голос подает?», «Что изменилось?», «Что пропало?», «Продолжи ряд», «Полезные продукты».

Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Коршун и наседка», «Петушиная эстафета», «Мы как птицы», «Гуси, гуси…»

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий базар», «Птицеферма», «Птичий двор», «Как на нашем на дворе»

Игра-викторина «Домашние птицы»

Цель: закрепить знания о домашних птицах, их повадках, детенышах, чем питаются, где живут, какую пользу приносят человеку.

4. Чтение художественной литературы: Ушинский «Петушок с семьёй», «Храбрый утёнок» Б. Житкова, В. Осеева «Добрая хозяюшка», сказки: «Петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», Серия книг «Животные на ферме».

Цель: Продолжать знакомить с произведениями художественной литературы, развивать отзывчивость, стремление помочь, память. Учить детей высказывать свою точку зрения.

5. Прослушивание записи голосов птиц.

IV блок «Перелетные птицы»

1. Беседы: «Перелетные птицы», «Почему птицы улетаю на юг, «Что ты знаешь о перелётных птицах, «Жизнь перелётных птиц весной», «Чем птицы отличаются от животных»

Цель: Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

2. Творчество

Рисование «Ласточка»

Цель: учить рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей. Рисовать птицу в движении.

Конструирование из бумаги (оригами) «Грачи прилетели», Птица»

Цель: развивать навыки конструирования из бумаги по схеме.

Аппликация «Сказочная птица»

Цель: развивать фантазию, воображение.

Лепка «Перелетные птицы», «Жаворонок»

Цель: Лепить из целого куска пластилина путем вытягивания, добавлять детали.

3. Игры

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Птички»

Сюжетно-ролевые игры : «Лесная школа» .

Дидактические игры «Какая это птица»,«Четвертый лишний?», «Кто, чем питается?», «Угадай, чьи следы?», «Угадай птицу по силуэту», «Найди, чей домик?», «Найди часть целого» .

Настольно-печатные игры: «Накорми птиц», «ЛOTO», «Логические цепочки».

4. Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

5. Чтение и заучивание стихотворений о птицах.

6. Конкурс «Кормушка для птиц»

7. Досуг «Птицы - наши друзья»

Цель: формировать основы экологической культуры, представление о перелетных птицах.

IVэтап Заключительный

1. Подведение итогов конкурса «Кормушка для птиц»

2. Оформление выставки рисунков

3. Викторина «Что мы знаем о птицах»

4. Праздник «Птиц»

5. Презентация «Птицы»

Достигнутый результат:

По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелетных от зимующих и домашних птиц, научились ухаживать за птицами, подкармливать их.

В ходе реализации проекта у воспитанников возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями.

У детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Прикреплённые файлы:

v-mire-ptic_ggik1.ppt | 25104,5 Кб
 
Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе Познавательно - исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе. Цель проекта: Создавать навыки познавательно – исследовательской.

Познавательно-исследовательский проект «Кораблик» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Золотая рыбка». Познавательно - исследовательский проект во.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно — исследовательский проект «Огород на окне» во 2 младшей группе.Познавательно — исследовательский проект «Огород на окне» во 2 младшей группе. У ворот шумит народ, Где тут чудо-огород? Говорят, что там растёт И цветочная рассада, Перчик, огурец, лучок! Смотрят все на огород, И.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группеПознавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно – игровой. Образовательные области: познавательная, художественно – эстетическая, речевая, социально – коммуникативная.

Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группыПознавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы .

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни» Актуальность Проблема защиты и бережного отношения к воде сегодня очень важна и актуальна. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике» Мы посадим огород! Смотреть мы будем, как растет На нем лучок, укроп, петрушка! Мы будем за росточками Дружно наблюдать, Будем мы ухаживать,.

«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы Таисья Сагалакова «Птицы нашего двора» Тип проекта : познавательно- исследовательский Участники : воспитатели, дети, родители, бабушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Мир птиц» в старшей группе
Опубликовано: 16 января 2020 в 19:32
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД