МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Насекомые вредные или полезные»

Татьяна Черепкова
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Насекомые вредные или полезные»

Познавательно-исследовательский проект по экологии

«Насекомые вредные или полезные»

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.

Продолжительность проекта : май-октябрь

Итог проекта : экологическая сказка «Дачные истории», драматизация «Муха-Цокотуха»

Актуальность проекта :

Вдруг исчезли б насекомые.

Как бы изменился мир?

Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологии „Насекомые вредные или полезные“» размещена в разделах

Стал приятней бы намного:

Нас не «ели» б комары,

И не докучали б мухи.

Без вредителей полей,

Без болезней…было б лучше,

Нам дышалось бы вольней!

Но ведь оскудели б почвы

Без трудяжек муравьёв,

И не стало б мёда, воска

Без стараний добрых пчёл.

Не было бы урожаев

Фруктов, ягод, овощей.

Ласточки б не щебетали!

И не пел бы соловей.

И без бабочек порханья

Загрустили бы цветы!

Светлячки бы не сияли…

Мрачен мир без красоты!

Автор: Раиса Тростьянова.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе, заложить начало экологической культуры.

Дети смотрят на окружающий их мир, но зачастую не замечают его мелких представителей – насекомых. Не видят ни разнообразия насекомых, ни их особого мира, ни их прелести. Для того чтобы дети это увидели, им надо помочь узнать мир насекомых, а узнав, они полюбят его и будут беречь.

Педагоги группы заметили, что одни дети боятся насекомых, а другие стремятся во что бы то ни стало поймать их, не думая о последствиях. Есть дети (и немало, которые безжалостно их уничтожают.

В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Условия реализации проекта : создание на участке детского сада уголка насекомых («Гостиницы для насекомых», где дети могли бы наблюдать за жизнью обитателей, не мешая и причиняя вреда «шестиногим малышам», участие родителей в реализации проекта, подбор информации о насекомых нашего края, создание различных игровых ситуаций, направленных на поисково-познавательные действия детей.

Цель проекта : обогащение представлений детей о насекомых нашего края, формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

расширять и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида, условиях жизни;

учить понимать причинно следственные связи, показать взаимосвязь всего живого;

развивать у детей познавательную активность через ознакомление с насекомыми;

развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;

развивать у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

совершенствовать навыки партнерских взаимоотношений между детьми средствами проектной деятельности;

формировать осознанное отношение к соблюдению правил поведения в природе.

Ожидаемый результат:

-использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;

-проявление любознательности и вопросительной активности;

-обладание элементарными представлениями о насекомых родного края;

-проявление бережного отношения к объектам природы;

-заинтересованность родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Разработка и накопление методических материалов:

• подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта :

• подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;

• подготовка материалов для продуктивной деятельности;

• подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной, исследовательской деятельности.

3. Создание развивающей среды:

• организация на участке для прогулок уголка насекомых ;

• создание альбомов для рассматривания «Насекомые»

• изготовление лэпбука по теме «Насекомые».

4. Разработка мероприятий по работе с родителями.

• изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях за насекомыми (народные приметы, стихи, загадки и т. д.);

• информированность родителей о предстоящей деятельности;

• размещение справочной информации по лексическим темам.

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Образовательная область Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность

Трудовая деятельность

Сбор веток, коры деревьев, сухой травы, листьев и иголок сосны

для организации «Гостиницы для насекомых»

Формирование основ безопасности:

Беседы:

«Какие насекомые опасны для человека», «Почему нельзя трогать шмеля, пчелу»,

«В лесу мы гости у природы»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«Наша дача», игры- имитации «Бабочки», «Труженицы пчелки», «Весёлые кузнечики»,

«Труженики муравьи» и др.

«Путешествие на лугу»,

«Зоологический музей насекомых».

Дидактические игры:

«Где летит насекомое», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кто, где живет?»,

«Кто как голос подаёт», «Кто летает?», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию»,

«Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т. д.

Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».

Игры-драматизации:

«Муха - Цокотуха».

Физическое развитие Совместная деятельность

Беседы: «Какую пользу приносят насекомые для здоровья человека»

Подвижные игры: Подвижные игры: «Поймай комара», «Превращение», «Жуки».

«Пчёлки и медведи»

Здоровьесберегающие технологии:

Физкультминутки, развитие общей моторики: «Вот такая стрекоза».

Пальчиковая гимнастика по теме «Насекомые» :

«Червячки», «Гусеница», «Оса», «Комарик», «Паучок дом без окон».

Дыхательная гимнастика: «Бабочки летели на цветочки сели», «Паучок на паутинке».

Познавательное развитие Организованная – образовательная деятельность

Познавательно – исследовательская деятельность

«Шестиногие малыши».

«Экологическая тропа весной».

«В гости к хозяйке луга».

Совместная деятельность

«Угадай про кого я говорю» (Загадки про насекомых)

Беседы: «Кто приносит мёд?», «Насекомые вредители, «Почему

нужны насекомые», «Как появляются бабочки».

Рассматривание иллюстраций с насекомыми

Дидактические игры

Презентация по теме «Насекомые»

Наблюдения:

- за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности

строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).

Опыты, эксперименты: «Где живёт муравей».

Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность

Рисование:

«Пчелки на лугу», «Цветущий луг»

Лепка:

«Гусеница», «Божья коровка» из соленого теста, «Жуки» лепка +природный материал

Музыкальная деятельность

Слушание:

«Голоса насекомых»

Пение: распевка «Мы жуки»,

Аппликация

«Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток, «Бабочка» аппликация из кусочков бумаги

и объёмная аппликация.

Речевое развитие Чтение художественной литературы:

Потешка «Божья коровка»

Чтение : А. Барто «Комары»

Б. Заходер «Муха-чистюха»

К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище».

В. Сутеев «Под грибом»

Составление рассказов по сюжетным картинам о насекомых.

Беседы:

«Насекомые весной, летом и осенью».

Работа с родителями Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».

Помощь в создании «Гостиницы для насекомых» на участке детского сада.

Помощь в подготовке итогового мероприятия- экологической сказки «Дачные истории».

Помощь в создании костюмов для драматизации сказки «Муха-Цокотуха».

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.

3. Проведение итогового развлечения экологической сказки «Дачная история», драматизация сказки «Муха-Цокотуха».

4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку.

Итог проекта :

По окончании проекта дети узнали много нового о жизни насекомых. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с насекомыми, расширили знания о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям. Они научились беречь и любить природу, замечать изменения в жизни насекомых. А самое главное, получили массу положительных эмоций. Я надеюсь, что эти знания помогут моим воспитанникам стать настоящими ценителями природы.

Список используемой литературы:

1. Емельянова Э. «Расскажите детям о насекомых» : Мозайка – Синтез, 2010г.

2. Танасийчук В. Н. «Экология в картинках» : М. Дет. Лит. ,1989г.

3. 3. Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?» : Гном,2014,

4. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

5. -С. Н. Николаева, Парциальная программа «Юный Эколог». Система работы в старшей и подготовительной группе детского сада.

6. -О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая и подготовительная группа.

7. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект "Наш веселый огород" (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-творческий проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» Татьяна Голякова Познавательно-творческий проект: «Овощи и Фрукты — Полезные продукты» Татьяна Голякова Познавательно-творческий проект:.

Проект «Полезные и вредные продукты питания» Актуальность: нездоровые продукты питания наносят непоправимый вред нашему организму, в связи с этим развиваются многие заболевания у людей.

Проект «Вредные и полезные микробы» в подготовительной группе Цель проекта: Сформировать у детей элементарные представления о микробах, вреде и их пользе. Задачи проекта: -сформировать представления.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Насекомые вредные или полезные»
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 16:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД