Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Свет и тень»

Наталья Захарова
Познавательно-исследовательский проект «Свет и тень»

Цель: Формировать представления детей

о свойствах света и тени.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами света и тени;

- познакомить детей с различными источниками света и правилами безопасного обращения с ними;

- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;

- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Свет и тень“» размещена в разделах

Актуальность темы:

Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных их них - это свет и его составляющая тень. Попробуем разобраться, что же такое свет и как появляется тень?

С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Перед проведением опытов со светом важно выделить некоторые его свойства. Одно из свойств, света - это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна, можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длиной тени утром, днем и вечером. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Это оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Вид проекта: групповой, среднесрочный.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети средне - старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Возраст детей: 5 - 7 лет

Срок реализации: с 5 июня по 30 июня 2017 г.

Схема поэтапной реализации познавательно – исследовательского проекта «Свет и тень»

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап

Погружение в проблему, постановка задач. Формулирует цель и задачи проекта.

Цель: формировать представления детей о свойствах света и тени.

Задачи: - познакомить детей со свойствами света и тени;

- познакомить детей с различными источниками света и правилами безопасного обращения с ними;

- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;

- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность. Входят в проблему. Делятся своими знаниями о живой природе.

2 этап

Практическая работа. Обсуждение результатов

Проводит совместную работу по ознакомлению детей со свойствами света и тени, с источниками света и правилами безопасного пользования ими.

Подготавливает дидактические игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света», разрезные картинки «Всё, что светит ярко».

Подготавливает и проводит консультацию с родителями воспитанников по теме «Увлекательные игры с тенью».

Организует среду для познавательно - исследовательской деятельности детей (создание картотеки опытов по выбранной теме); планирует дальнейшую деятельность детей.

На прогулках проводит подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом». Перед знакомством со свойствами света и тени проводились беседы о источниках света, правилах безопасного использования их.

3 этап

Систематизация информации Подбирает беседы, литературные произведения и мультфильмы по теме проекта.

Изготавливает ширму для теневого театра.

Подготавливает дидактические игры, загадки по систематизации пройденного материала. Подготовка к оформлению лепбука «Игры с тенью». Заучивают стихотворение «Солнце и тень» Галины Рукосуевой.

Разгадывают загадки. Используют дидактические игры.

4 этап

Заключительный Вместе с детьми готовит атрибуты для разыгрывания сказки в театре теней, подводит детей к формулированию выводов по проблеме, подготавливает презентацию для выступления на педсовете. Участвуют в изготовлении атрибутов для разыгрывания сказок в театре теней, делают выводы по проблеме.

План реализации познавательно - творческого проекта «Свет и тень»

Направления развития и Виды детской деятельности

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая деятельность

- Настольно печатные игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света».

- Игра: «Свет бывает разный».

- Игровая ситуация: «Угадай сказку» (по тени).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом».

- Игровое упражнение: «Допрыгай до тени».

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с окружающим миром

-Беседы: «Знакомьтесь свет и тень», «Источники света», «Солнце».

-Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

-Наблюдение: за изменениями тени на участке в разное время дня (утром, в полдень, вечером); за солнцем на прогулке (рассмотрим солнце через цветные стеклышки»

- Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Тень»;«Фиксики. Театр теней».

- Проведение опытов по выбранной теме.

Введение в математику

- игры с разрезными картинками - «Всё, что светит ярко».

Развитие речи и обучение грамоте - беседы: «Огонь наш друг и враг», «Куда прячется тень».

Приобщение к художественной литературе - отгадывание загадок по теме проекта;

- чтение и выбор русской народной сказки для театра теней;

- чтение и заучивание стихотворений «Солнце и тень» Галины Рукосуевой; «Восход солнца» Сергея Есенина; «Солнце с тучкою…» Валентина Берестова.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Изобразительная деятельность

- вырезание силуэтов сказочных персонажей;

- фиксирование результатов опытов.

Просмотр сказок в театре теней.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Свет в нашей жизни» Исследовательский проект в подготовительной группе "Свет в нашей жизни" Содержание Паспорт проекта…. .5 Актуальность.

Исследовательский проект «Свет в нашей жизни»Исследовательский проект «Свет в нашей жизни» Исследовательский проект «Свет в нашей жизни» Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё.

Познавательно-исследовательский проект «Дары леса» В настоящее время, совершая прогулки в парк, сквер, на участок детского сада, мы видим картину потребительского отношения к природе: разбросанный.

Познавательно-исследовательский проект «Фасоль на подоконике» Познавательно-исследовательский проект «Фасоль на подоконике»Тип проекта: исследовательский. Вид проекта: среднесрочный (февраль-март 2017г.).

Познавательно-исследовательский проект «Космос» Актуальность: обогащая знания детей о космосе и солнечной системе, можно эффективно решать задачи развития познавательной, речевой активности;.

Познавательно-исследовательский проект «Мир природы» Познавательно-исследовательский проект «Мир природы» Основание для разработки. Актуальность В современных условиях, проблема экологического.

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Продолжительность проекта: одна неделя Тип проекта: познавательно- творческий Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Познавательно — исследовательский проект «Удивительный космос»Познавательно — исследовательский проект «Удивительный космос» Познавательно – исследовательский проект «Удивительный космос»Актуальность проекта Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано,.

Познавательно-исследовательский проект «Волшебный песок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино» Познавательно-исследовательский проект «ВОЛШЕБНЫЙ.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Свет и тень»
Опубликовано: 28 декабря 2017 в 22:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД