Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Юные экологи»

Ирина Фомичева
Познавательно-исследовательский проект «Юные экологи»

Познавательно-исследовательский проект

Тема: «Юные экологи».

Вид проекта : групповой, долгосрочный, исследовательски – творческий

Сроки проведения: июль-декабрь

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители

Составили и провели: Кошелева А. А

Фомичева И. А.

Введение:

Природа наш огромный дом

И всем найдется место в нем

Букашке зверю и побегу

И дереву и человеку

Хоть дом большой, но хрупок он

Ему все хуже с каждым днем

не враг вредит из века в век

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Юные экологи“» размещена в разделах

природу портит человек,

Но может, скоро мы поймем,

Что мы не правильно живем.

Проблема:

Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?

Актуальность

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.

Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к природе; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

Развивать знания о природе родного края, исчезающих видах растений и животных

Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.

Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.

Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Воспитывать бережное отношение к природе – как источнику жизни на Земле.

Развивать экологическую культуру.

Вид проекта : познавательно-исследовательский

По предметной области: Познание

По составу – групповой

По продолжительности долгосрочный (ИЮЛЬ-ДЕКАБРЬ).

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат проекта :

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Сформированы основы экологической культуры детей.

Развиваются взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, родителями, педагогами.

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Родители:

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию.

Педагоги:

Повышают профессиональный уровень.

Формы обучения:

Презентации

Экскурсии

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений.

Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность.

Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

Целевые прогулки на природе.

Игры: подвижные, дидактические, настольные.

Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.

Организация труда в уголке природы, на участке детского сада.

Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы.

Работа с календарем природы, дневники наблюдения.

Наблюдения:

За растениями на участке (в парнике), наблюдение и уход.

Практически-экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша»

Наблюдения на прогулках за изменением погоды, изучение объектов и явлений живой и неживой природы.

Заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Физ. минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры, гимнастики для глаз.

Информационные листы для родителей.

Этапы реализации проекта :

1. Организационно-подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

1. Организационно-подготовительный этап

• Педагогическая диагностика экологического развития детей.

• Изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников.

• Составление перспективного плана работы по формированию экологической грамотности дошкольников.

• Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта с использованием ИКТ, презентаций, эксперементальной деятельности. • Подбор иллюстраций, репродукций, картин, мультфильмов.

• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

• Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием.

Пополнение библиотеки книг: сказок, стихов, загадок по теме проекта.

• Обсуждение с родителями проблемы и определение путей решения.

• Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.

2. Основной этап.

Работа с детьми.

2.1 • «, Вырастим экологически чистые овощи». (Экологическая акция).

Непосредственно образовательная деятельнсть; чтение художественной литературы; беседы, просмотр презентаций, иллюстраций, обсуждения.

Беседы: «Лук от семи недуг»; «Помидор – золотое яблоко», «Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?» «Если бы не было овощей?»

Составление описательных рассказов об овощах.

Отгадывание загадок об овощах.

Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка», А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…», М. Исаковский «Вишня», Ю. Тувим «Овощи», Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

Б. Житков «Что я видел».

Высадка семян и рассады в парник, наблюдение и уход за растениями.

Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз.

Пальчиковая гимнастика: "Капуста", "Овощи", "Репка","У Лариски две редиски", "Однажды хозяйка с базара пришла".

Физминутки: "Овощи", "На огороде", "Ах, какой же урожай".

Художественное творчество.

Рисование "Овощи".

Конструированный и ручной труд. Забавные поделки из овощей. (Выставка – конкурс рисунков, поделок). Познакомить детей с новым для них материалом для поделок (овощи). Формировать навыки работы с ними. Поощрять совместные занятия детей и родителей в качестве атрибутов для сюжетно- ролевых игр (соленое тесто).

Лепка. "Натюрморты из овощей".

Аппликация: "Овощи".

Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры по теме.

Дидидактические игры: "Собери урожай", "Узнай овощи на вкус", "Вершки - корешки", "Что растет в саду, в огороде", "Найди по описанию", "Угадай-ка", "Назови ласково", "Что изменилось", «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Четвертый лишний».

Сюжетно-ролевые игры: "Магазин", "Семья", "Овощи, фрукты".

Подвижные игры: "Съедобное - несъедобное", "Овощи".

Практически- экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша». Определяем кислотность у фруктового сока, делаем выводы.

Краткосрочный проект «Осень разноцветная».

• Результат «Праздник Осени».

Совместная деятельность детей и родителей:

Создание поделок из природного материала.

2.2 «Вторая жизнь упаковки»

Непосредственно образовательная деятельность; просмотр презентаций, обучающих фильмов, применение интерактивного оборудования.

Чтение художественной литературы; беседы, просмотр,иллюстраций, обсуждения.

Беседы: “Как мы можем вторично использовать мусор?”, “Из чего делают упаковки?”, “История упаковки”.

Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз.

Художественное творчество.

Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры по теме.

Совместная деятельность детей и родителей.

Рисование плакатов «Природа - наш дом-береги его».

Открытое занятие: «Берегите Землю от мусора».

2.3 Вода - это жизнь».

Непосредственно образовательная деятельность; просмотр презентаций, обучающих фильмов, применение интерактивного оборудования.

Чтение художественной литературы; беседы по теме, просмотр иллюстраций, обсуждения.

Чтение художественной литературы: Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н. А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка, С. Сахаров «Кто в море живет?.

Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река».

Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде.

Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет», "Свойства воды", опыт-эксперимент «Цветной лед», " Очищение воды: как воду сделать чище".

Беседы: "Мир воды", "Кому в природе нужна вода", "Зачем нужна вода человеку", "Как нужно беречь воду",

Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз.

П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», п,и "Ручеек", физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», "Веселые льдинки", "Снеговик", дыхательная гимнастика «Снежинки».

Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры по теме.

Дидактические игры: "Плавает - не плавает", "Что перепутал художник?", "Определи по контуру", "Что мы знаем о воде", "Как мы используем воду", "Аквариум".

Художественно-эстетическое развитие:

Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка», рисование с элементами аппликации "Рыбки".

Конструирование из бумаги "Кораблик", оригами "Рыбки в аквариуме".

Лепка "На дне морском".

Аппликация "Подводный мир".

Экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша».

Совместная работа с родителями: Открытое интерактивное мероприятие «Путешествие в подводное царство» (с использованием интерактивного оборудования и 3D технологий)

2.4.«Красная книга». Ее значение.

Беседы; непосредственно образовательная деятельность, проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр; чтение художественной литературы, заучивание стихов по теме; просмотр презентации по теме проекта; создание природоохранных знаков; создание эмблемы любимого животного; изготовление Красной книги группы.

Работа с родителями: «Страничка из Красной книги». Совместная деятельность ребенка и взрослых.

Открытое занятие: «По страницам красной книги».

• Краткосрочный проект «Помогите птицам зимой».

2.5.«Погода и ее значение».

Непосредственно-образовательная деятельность; наблюдения в природе; беседы; опыты-эксперименты; чтение художественной литературы; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; слушание музыки.

Опыты-эксперименты на метеоплощадке с использованием необходимых атрибутов.

Измерение температуры воздуха, количества осадков, определение силы и направления ветра, атмосферного давления, занесение полученных результатов в календарь наблюдения за погодой с помощью условных обозначений.

Практически-экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша» (температура, свет).

Измерение температуры воздуха в помещении; освещенности в разных уголках группы.

-Работа с родителями – ведение дневника наблюдения «Календарь погоды на неделю»(совместная деятельность детей и родителей).

Работа с педагогами:

• Консультация «Необходимость формирования экологической компетенции у старших дошкольников в ДОУ».

Мастер-класс: «Изготовление лепру «По страницам Красной книги».

Работа с родителями:

• Составление брошюры «Сохраним родную природу!».

• Проведение анкетирования родителей на тему «Экология в семье».

• Проведение дискуссии «Поговорим о природе».

• Изготовление совместно с родителями атрибутов к ролевой игре «Прогулка всей семьёй в лес».

• Оформление фотовыставки «Наш любимый город Гатчина».

• Проведение субботника по озеленению и уборке участка детского сада.

Заключительный этап.

• Проведение педагогической диагностики детей в рамках темы проекта.

• Коллективная работа «Береги природу» (стенгазета).

• Итоговое тематическое мероприятие «День юного эколога». (Преемственность со школой).

Результаты:

Организована интересная, содержательная, значимая экологическая деятельность детей с учетом развития личности и возрастных особенностей.

Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения детей в природе.

Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней (растениям, животным, птицам, насекомым).

Появился интерес к явлениям и объектам природы.

Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии.

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятий экологической направленности в ДОУ.

Список используемой литературы:

1. Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.

2. Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.

3. Л. Г. Горькова «Сценарии образовательной деятельности по экологическому воспитанию» с5, с. 6

4. Н. Б. Малеева «На огороде», «В гости к графу Листопаду» с. 24.

5. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005

6.«Конспекты-занятия по физ. культуре для дошкольников» с. 41

7. Т. И. Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду» с. 275,с418, c.422.

8. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» с. 155.

9. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий» с. 90.

10. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. С42, 46, 48.

11. Р. Г. Казакова. Нетрадиционные виды рисования.

12. Т. М. Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в ср. гр. д/с. с155,, c.160,c. 161.

13. О. В. Павлова «Изобразительная деятельность художественный труд ср. гр.

14. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб. :-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил. - Прил:1 электрон. опт. диск (Библиотека программы «Детство»).

15. Коломина И. В. Занятия по экологии в детском саду-М. :ТЦ Сфера, 2008-144.

16. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. \Под ред. Л. М. Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.

17. «Юный эколог» С. Н. Николаева.

18. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

19. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т. А. Шорыгина.

20. Использование ИКТ и интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о серии занятий с детьми по исследовательской деятельности «Юные экологи»Фотоотчет о серии занятий с детьми по исследовательской деятельности «Юные экологи» Серия занятий с детьми по исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения, игры, рисунки, поделки, зарисовки по охране.

Исследовательско-творческий проект «Юные Экологи» Проект «Юные Экологи» Меттик Светлана Сергеевна Актуальность: Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие.

Физкультурно-экологический досуг «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы Физкультурно – экологический досуг «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы. Цель: создать условия для расширения у детей.

Фотоотчёт о проведении проекта «Юные экологи»Фотоотчёт о проведении проекта «Юные экологи» Проект «Юные экологи»2017 год согласно указу Президента Российской Федерации объявлен годом экологии. Такое решение было принято в связи.

Фотоотчет экологической акции «Юные экологи»Фотоотчет экологической акции «Юные экологи» Наш любимый детский из года в год уделяет особое внимание проблемам экологического образования дошкольников. Особенно остро данная тема.

Фотоотчет о непосредственно-образовательная деятельности  «Юные экологи»Фотоотчет о непосредственно-образовательная деятельности  «Юные экологи» Старшая группа - "Признаки зимы" Игра "Где чей дом?" (составить пары: животное и место его обитания) Экологическое моделирование.

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе «Мы — юные экологи» Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе на тему: “ Мы - юные экологи ” Цель: Расширение и закрепление представлений об.

Конспект ОД «Юные экологи» Конспект образовательной деятельности Область: познавательное развитие Вид: формирование целостной картины мира Тема: «Юные экологи» (старшая.

Конспект занятия (НОД) на тему «Мы юные экологи» в старшей группеКонспект занятия (НОД) на тему «Мы юные экологи» в старшей группе Конспект занятия (НОД) на тему: «Мы юные экологи» в старшей группе Цель: Закрепить и обобщить знания детей о природе. Задачи: Закрепить.

Викторина «Юные экологи» Цель. Формирование у детей экологических знаний осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы. Задачи. 1. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Юные экологи»
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 22:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД