Ольга Давыдова
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Семенное размножение растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семенное размножение растений»
Формирование экологических чувств у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности.
Автор: Давыдова Ольга Юрьевна,
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
"Детский сад №3 "Солнышко" г. Рассказово Тамбовской области
Основные характеристики проекта :
• тип проекта : исследовательско-творческий
• вид проекта : долгосрочный
• по количеству участников: групповой.
• по характеру содержания: ребёнок и природа
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе „Семенное размножение растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
• срок реализации: 1 год
Участники проекта :
• воспитатель;
• дети подготовительной группы;
• заместитель заведующего по ВМР;
• родители.
Цель проекта :
Формирование экологического сознания детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с многообразием семян разных растений.
2. Познакомить детей со строением семени некоторых растений.
3. Дать детям знания о прорастании семян (все ли семена прорастают; почему зародыш семени может погибнуть; прорастут ли семена без зародыша; имеет ли значение размер семян для прорастания).
4. Научить вычленять влияние отдельных факторов (воды, тепла, воздуха, света, почвы) для прорастания семян.
5. Учить детей делать сравнения, выводы в процессе наблюдений (одинаково ли выглядят проростки разных растений, от чего зависит цвет проростков и т. д.).
6. Дать знания о зависимости роста проростков от глубины заделки семян.
7. Познакомить детей с понятием «пикировка растений».
8. Воспитывать у детей экологические чувства, познавательный интерес к размножению, росту растений, уходу за ними.
Гипотеза:
Если начинать знакомство детей с жизнью растений в дошкольном возрасте, это будет способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, её законам, воспитанию экологического сознания, активизации мыслительных процессов, развитию речи детей.
Обоснование проекта :
Сейчас, как никогда на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Наши предки находились в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Сейчас особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Детям все сложнее становится открывать связи в природе, воспринимать экологические законы. Все это диктует необходимость усиления внимания детей дошкольного возраста к природе. Она должна стать для детей родной, знакомой, понятной. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в ДОУ соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Аннотация проекта :
Данный проект направлен на развитие экологического образования дошкольников, где основной упор сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность в природе. Процесс обучения построен таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, что дает им возможность самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Механизм реализации проекта :
Форма организации:
1. Развивающие образовательные ситуации на игровой основе;
2. Беседы
3. Наблюдения
4. Опыты
5. Экскурсии
6. Целевые прогулки
7. Чтение художественной литературы
8. Самостоятельное рисование
9. Ведение дневника наблюдений
10. Зарисовка явлений и факторов
11. Трудовая деятельность в уголке природы
12. Дидактические игры
13. Рассматривание иллюстраций
14. Работа с моделями, с картинками
Предполагаемые результаты:
К концу года дети приобретут знания о многообразии и разнообразии семян разных растений, познакомятся со строением семени (семядоли, зародыш). Научатся проращивать семена, вычленять влияние отдельных факторов для прорастания семян, приобретут умение творчески подходить к делу: самостоятельно ставить цель, подбирать необходимый материал, планировать свою работу, выполнять её до конца. Усовершенствуются навыки ухода детьми за растениями, сформируется экологическое сознание детей, дети лучше усвоят законы природы.
Этапы проекта :
Организационно-подготовительный :
1. Выявление уровня знаний детей о размножении растений семенами.
2. Изучение методической литературы по данной теме.
3. Подбор энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
4. Написать перспективный план работы.
5. Создание развивающей среды. Приобретение материала (ёмкости, грунт, семена, орудия труда, рабочие фартуки)
6. Разработка конспектов бесед, экскурсий, целевых прогулок.
7. Подбор игр экологического содержания.
8. Изготовить альбом «Семена растений».
9. Изготовить модели «Строение растения», «Строение семени», «Что где растет».
10. Написать консультацию для родителей «Экологическое воспитание детей».
11. Написать консультацию для родителей «Какие опыты можно провести с детьми дошкольного возраста».
Основной:
1. Беседа «Как выглядят семена разных растений?»
2. Рассматривание альбома «Семена растений»
3. Экскурсия в цветник с целью сбора семян цветов.
4. Экскурсия к плодовым деревьям в сад.
5. Целевые прогулки к лиственным деревьям (береза, дуб, липа)
6. Экскурсия на огород.
7. Д/и «С какой ветки детки?», «Что сначала, что потом?», «Найди растение по семенам».
8. Чтение художественной литературы.
9. Наблюдение за трудом взрослых на огороде.
10. Опыт «Прорастание семян».
11. Длительное наблюдение за развитием проростков.
12. Зарисовка явлений и фактов.
13. Ведение дневника наблюдений.
14. Наблюдение «Все ли семена прорастают?»
15. Опыт «Почему зародыш семени может погибнуть?»
16. Опыт «Прорастут ли семена без зародыша?»
17. Опыт «Нужны ли для прорастания семядоли?»
18. Опыт «Какое значение имеет размер семян?»
19. Опыт «Значение воды для прорастания семян».
20. Опыт «Значение тепла для прорастания семян».
21. Опыт «Значение воздуха для прорастания семян».
22. Опыт «Значение света для прорастания семян».
23. Опыт «Значение почвы для прорастания семян».
24. Опыт «Значение почвы для развития молодого растения».
25. Опыт «Зависимость роста проростков от глубины заделки семян?»
26. Опыт «От чего зависит цвет проростков?»
27. Беседа «Одинаково ли выглядят проростки разных растений?»
28. Трудовая деятельность «Пикировка растений»
Заключительный:
1. Оформление фотовыставки.
2. Викторина с детьми «Знатоки природы».
3. Обобщение результатов работы.
4. Презентация проекта.
Результаты проекта :
Дошкольники приобрели знания о многообразии и разнообразии семян растений.
Дети познакомились со строением семени.
Дошкольники научились проращивать семена.
Дети научились вычленять влияние отдельных факторов для прорастания семян.
Дети научились самостоятельно подбирать необходимый материал, планировать свою работу.
У детей усовершенствованы навыки ухода за растениями.
Изготовлен альбом «Семена растений»
Приобретены и изготовлены дидактические игры экологического содержания.
Подобрана детская художественная литература по данной теме.
Составлен перспективный план работы по ознакомлению детей с семенным размножением растений.
Оформлена фотовыставка.
Информационные ресурсы:
1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Иванова. Творческий центр, Москва, 2005г.
2. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию» Л. П. молодова. Минск «Современная школа», 2005г.
3. «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2003г.
4. «Мы» программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2003г.
5. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет Т,М, Бондаренко. Издательство «Учитель» Воронеж, 2002г.
. Приложение:
1. Перспективный план работы по ознакомлению детей с семенным размножением растений.
2. Конспекты экскурсий, целевых прогулок.
3. Фотоотчет.
4. Презентация проекта.
5. Дневник наблюдений.
6. Сценарий викторины «Знатоки природы».
7. Дидактические игры экологического содержания «С какой ветки детки», «Что сначала, что потом?», «Найди растение по семенам».
8. Альбом «Семена растений».
9. Модели «Строение растения», «Строение семени», «Что где растет».
10. Детские рисунки на темы: «Цветы на нашем участке», «Огород на подоконнике».
11. Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей».
12. Консультация для родителей «Какие опыты можно провести с детьми дошкольного возраста?»