Юлия Белова
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Что растет на грядке?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Что растет на грядке?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, рассматривая семена растений, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, исследуя внешний вид и особенности каждого выращенного растения. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Паспорт проекта :
Цель: развитие аналитического восприятия объектов природы, умения использовать разные способы их познания : установления связей по познаваемым свойствам, сравнения по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам, упорядочивания, классификации.
Задачи:
Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений в огороде, об уходе за ними, о характерных свойствах произрастания и внешнего вида овощей;
Закрепить представления о трудовых навыках, необходимых для выращивания урожая;
вырабатывать понимание установления изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомого растения в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность,
побуждать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии;
вызвать у детей интерес и пробудить желание к труду в огороде и уходу за растениями произрастающими там.
Участники проекта :
1. Воспитанники старшей группы «Солнышко»,
2. Родители воспитанников,
3. Воспитатель.
Сроки реализации проекта : март – апрель.
Тип проекта : Познавательно-исследовательский.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный.
Ожидаемый результат:
Ознакомление детей с культурными растениями.
Получение с помощью опытнической работы необходимых условий для роста растений.
Выявление с помощью исследовательской работы разнообразия посевного материала.
Формирование бережного отношения к растительному миру.
Формирование уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Итоговое занятие с использованием ИКТ.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Мы хотим узнать:
- Как выглядят растения и их семена,
- Что надо делать для того, чтобы вырастить огород,
- Что сажают в огороде наши родители,
- Какие условия необходимы для роста растений,
- Чем отличаются растения между собой,
- Какую пользу приносят культурные растения.
Методы и приемы:
- наблюдения;
-работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями);
- познавательные беседы,
- дидактические игры заданной тематики,
- просмотр иллюстраций,
- чтение художественной литературы.
Реализация проекта :
I этап – Подготовительный:
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, разработка конспектов организованной деятельности, бесед по ознакомлению воспитанников с культурными растениями, прогнозирование результата.
II этап - Основной:
1. Оформление информационного стенда для родителей.
2. Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
3. Составление календарно-тематического плана, включающий в себя различные виды детской деятельности.
4. Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке; подбор иллюстраций, раскрасок с культурными растениями в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с деятельностью в огороде и растениями; пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.
III этап - Заключительный:
Реализация основных видов деятельности по плану проекта :
-Экскурсия-наблюдения по детскому саду (кабинет заведующей, кабинет методиста, прачка, кабинет кастелянши, кухня, кабинет медицинского работника).
- Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями:
НОД «Декоративный забор из нарциссов», НОД «Розетка - клубничка для петрушки», аппликация овощей, фруктов, рисование сюжетов сельской и дачной жизни.
НОД «Волшебная капелька», НОД «Полезная зелень», НОД «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать»;
• Картотека дидактических игр.
• Альбом «Овощи и фрукты нашего огорода»
• Фотоальбом «Мы сажаем огород».
• Фотоальбом «Сельскохозяйственная техника».
• Библиотечка буклетов о профессии «Витамины круглый год».
• Итоговое мероприятие - викторина с использование ИКТ: интерактивная игра «В огород - без забот».
• Защита проекта
План мероприятий:
Беседы о культурных растениях и способах выращивания:
Беседа «Какая польза в овощах нашего огорода».
Беседа «Корнеплоды и плодоносные» (классификация овощей)
Беседа «Как вырастить хороший огород» (способы ухода за растениями)
Беседа «Как солнце может навредить?»
Беседа «Инструменты для работы в огороде»
Беседа «Огород твоей мечты»
Составление рассказа «Как я помогаю на огороде».
Итоговая беседа «Что мы посадим в огороде».
Посадка огорода на окне.
Чтение художественной литературы:
Стихотворения - С. Виталий «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок». Произведения - Дж. Родари «Чиполлино»,, загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Театрализованная деятельность:
Изготовление атрибутов к драматизации русской народной сказки «Репка» для младшей группы;
Драматизация отрывков художественного произведений (К. И. Чуковского «Огород», А. Максакова «Посадила в огороде»)
Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр:
Словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай что это», «Магазин овощей и фруктов», «Кто больше расскажет об овощах и фруктах», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Что кому», «Угадай растение», «Что лишнее», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия культурных растений от А до Я», «Что случилось, если бы…», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Настольно-печатные игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород»;
Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин», «В гостях у повара» Изобразительная деятельность и художественное творчество:
Рисование сюжетов сельской и дачной жизни.
Раскрашивание раскрасок и рисование инструментов и оборудования.
Аппликация «Вот такой урожай»; Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр; Изготовление овощей и фруктов, изготовление инструментов для огорода.
Лепка: Изготовление овощей, фруктов (соленое тесто, пластилин).
Вывод:
По реализации проекта «Что растет на грядке?» были получены следующие результаты:
Дети познакомились с культурными растениями.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород».
Родители приняли активное участие в проекте «Что растет на грядке?».
Дети активно отвечали на вопросы итоговой викторины с использованием ИКТ «В огород – без забот».
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М, 2003.
2. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша родина: пособие для воспитателя дет сада. – М, 1984.
3. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М, 1983.
4. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М, 1990.