Приложение МААМ

Познавательно-исследовательский проект «Весёлый счёт» для детей среднего дошкольного возраста

Ольга Демченко
Познавательно-исследовательский проект «Весёлый счёт» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Название: "Веселый счет".

Номинация дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

Актуальность:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) основным принципом дошкольного образования является - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Формирование в дошкольном возрасте элементарных математических представлений развивает умственные и интеллектуальные способности у детей. В детском саду у детей появляется первоначальное понимание о счете и цифрах. Математика является сложным направлением, но, и в то же время обладает развивающим эффектом. Дидактические упражнения и игры математического содержания помогают знакомству детей со счетом, учат дошкольников думать, логически мыслить, развивают воображение, память, речь, формируют настойчивость, терпение. Важным моментом является то, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы математических знаний, необходимых для успешного обучения в школе.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Весёлый счёт“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В ходе реализации данного проекта были созданы условия для повышения уровня мотивации как дошкольников, так и воспитывающих взрослых, таким образом, в учреждении решается одна из проблем, отмеченная в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Содержание проектной деятельности насыщено поисково-исследовательскими видами деятельности взрослых и детей, что может послужить решением второй проблемы, обозначенной в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, а именно - проблемы содержательного характера.

Проблема, которая стала стимулом для создания данного проекта, заключается в том, что некоторые дети не проявляют интерес к познанию мира цифр, автоматически считают, не осознанно, не задумываясь о количестве предметов.

Проблема для детей : найти ответ на вопрос «Хорошо ли уметь считать?». Всё ли можно посчитать?

Роль взрослого - в игровой форме направить внимание детей, подсказать, используя эксперименты, чтобы малыши сами искали ответы на вопросы. Организация проектной деятельности детей позволит осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, решить поставленные цели, а самое главное, активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики.

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.

Участники проекта - воспитанники средней группы и их родители (законные представители). Списочный состав группы включает 22 ребёнка, из них – 9 мальчиков, 13 девочек. Мониторинг развития интегративных качеств, проведённый в мае 2016 года, показал хорошие результаты. 39% детей имеют высокий и выше среднего уровень развития интегративных качеств. Активны в своих познавательных действиях - 39% малышей. Воспитанники группы стабильно здоровы, только у 2-х воспитанников группа здоровья Д-2, у остальных Д-1. Посещаемость детей в среднем составляет 69-70 %. По социальному составу семей, группа достаточно благополучная. Из 22 семей: 2 - неполные, 3 - многодетные семьи и 1 ребёнок находится под опекой. Семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, неблагополучных семей – нет. Родители и опекуны в основном заинтересованы в успехах детей, идут навстречу в деле воспитания детей, но обладают минимальными педагогическими компетенциями.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : создание условий для развития познавательного интереса у дошкольников к математическим представлениям.

Задачи:

1. Для воспитанников:

1. Воспитывать интерес к занятию математикой.

2. Формировать умение узнавать цифры подряд и вразбивку, выстраивать их в цифровой ряд.

3. Активизировать в речи детей количественные и порядковые числительные.

4. Закреплять умение с помощью счета определять количество предметов с числом и различать процесс счета и его итог.

5. Развивать у детей память, внимание, логику мышления.

6. Формировать познавательные действия воспитанников.

7. Упражнять в счете на ощупь.

8. Активизировать мыслительную деятельность (умение считать) .

9. Упражнять в счете звуков на слух.

2. Для родителей (законных представителей) :

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создание совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах математического образования детей.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, включающих разнообразные игры, познавательно-исследовательские упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта, механизмы их реализации).

Разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года. На начальном этапе внедрения проекта было организовано анкетирование родителей (законных представителей воспитанников) и проведена диагностическая беседа с детьми. По итогам беседы и анкетирования была составлена «матрица» проекта, разработан план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий.

Мотивацией для введения воспитанников в проблему проекта стал просмотр мультфильма "Козленок, который считал до 10". С помощью главного героя мультфильма - козленка, детям была поставлена проблема: «Хорошо ли уметь считать?». Ещё одним важным событием, повлиявшим на заинтересованность детей, стал праздник – день рождения воспитанницы Кати О. Она принесла угощение для детей - конфеты. Все с радостью поздравили девочку, и я задала вопрос: "Ребята, а как вы думаете, сможет ли Катя угостить конфетами всех детей в группе?" Как узнать, хватит ли угощения для всех? Ребята сразу предложили посчитать конфеты, но количество детей в группе намного больше, чем дети научились считать в течении учебного года. Как же поступить? Воспитанники задумались, стали рассуждать. Потом посыпались детские предложения: надо попросить, чтобы посчитали взрослые, давайте каждый возьмёт, а можно поделить – разрезать ножом и т. д. Пришли к выводу, что имениннице нужно каждому дать по конфете. В итоге - конфет хватило на всех и еще осталось. Эта ситуация ещё более акцентировала внимание детей на проблеме проекта. Следующим шагом в проектной деятельности стало проведение беседы с детьми с использованием ИКТ на тему: "Хорошо ли уметь считать. " На слайдах дети увидели сюжетные картинки, где уметь считать очень важно. Например, ситуация "Мы ждем гостей" - нужно знать, сколько столовых приборов приготовить, сколько стульев поставить? Или например, посчитать жителей зоопарка - обезьянок, не потерялись ли они в течении дня.

После прошедших выходных дети делились впечатлениями, кто куда ездил отдыхать. Группа детей из 5-6 человек захотели нарисовать море. Определили, что для рисунка необходимы синий, голубой, фиолетовый цвет карандашей (фломастера). Я спросила у юных художников: "Как узнать, сколько карандашей нужного цвета стоит в стаканчике?" (Нужно посчитать) Хватит ли всем карандашей нарисовать картинку про море? Сначала решили посчитать художников (5, затем отсчитали карандаши. (всего понадобится 5 карандашей). Такие ситуации помогают детям думать, мыслить, развивать навыки счета, соотносить количество предметов с цифрой. Так познание и обучение счету проходило ежедневно, тем самым развивала у детей познавательную мотивацию. Затем дети поняли, что посчитать можно все, что видно вокруг: цветы, совочки, ведерки для полива.

Через несколько дней я заметила, что мальчики на прогулке пытаются сосчитать, сколько проезжает машин по дороге мимо детского сада? (или сколько проходит прохожих мимо). Мы все вместе стали считать и остановились на пятой по счету машине. Я предложила цветными мелками рисовали палочки, отмечая проезжающие машины. Позже я спросила у ребят: "Как вы думаете, можно ли посчитать то, что не видишь, а только слышишь?" - например, давайте послушаем и посчитаем, сколько раз кукушка прокричала? (сколько раз хлопнула в ладоши). Чтобы нам не ошибиться, мы будем выкладывать листочки, веточки. В результате кукушка прокричала 5 раз, и веточек получилось 5. Считали с детьми звуки проезжающих машин, звон колокола, лай собаки и другие звуки окружающего мира. После таких упражнений дети легко сделали вывод, что считать можно и на слух. А можно ли считать предметы на ощупь. А вы хотите научиться считать пальчиками на ощупь? На протяжении всего проекта я предоставляла право в выборе игр "Кармашки с секретом" или "Чудесный мешочек", внутри которого прятались мячики, камешки, орехи, шишки (Фото 1). Оказалось, большой интерес вызвало у детей то, что считать можно и на ощупь и на слух.

Однажды, наблюдая за стрекозами в клумбе, ребятам стало интересно сколько их? Мы стали считать, но под рукой ничего не оказалось: ни веточек, ни камешков - ребята боялись отойти и спугнуть насекомых. Саша показал прием счета на пальцах. Ребята с увлечением выполнили упражнение и посчитали - всего стрекоз оказалось 4, в результате сделали вывод, что нужно 4 пальчика загнуть.

На прогулочном участке летом детям раскрывается большая возможность для познавательно - исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием и интересом рассматривали в бинокль с увеличительными стеклами насекомых и считали, сколько ножек у стрекозы, паучка, богомола (Фото 2). Делали вывод, что у стрекозы и богомола 6 ножек, а у паучка - 8. Работа по подсчету велась в парах, что позволяло детям налаживать субъект-субъектные отношения между сверстниками. Так, путём экспериментирования дети искали ответ на вопрос – сколько шагов понадобиться, чтобы измерить расстояние от домика к дереву, от лавочки до ракеты. В результате у Вани получилось 10 шагов, у Вари -8, а у Даши -6 (Фото 3). В ходе проектной деятельности воспитанники самостоятельно выбирали место, время и материал для измерения, а так же партнёра для экспериментирования.

Приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме поможет быстрее и легче усвоить числа и цифры, закрепить счет. В гости приходили игровые персонажи - цифры. Каждая цифра несколько дней гостила у ребят в группе, присутствовала на прогулке. Персонажи рассказывали о себе в стихах, предлагали детям поиграть в новые дидактические игры, вместе разучивали пальчиковые игры, познакомили детей с математическими считалками. В дальнейшей работе вниманию детей была представлена презентация "Загадочные цифры", подготовленная мамой Виолетты. Взрослый читал загадку детям, а на слайде появлялась отгадка - цифра. В работе с дошкольниками так важно применение математических праздников и развлечений, поэтому каждую неделю проходили развлечения по теме недели, где ребята отгадывали загадки про цифры, выполняли познавательные упражнения, логические задания. Встреча с каждой цифрой была запоминающейся для детей. Они подбирали цифрам свой наряд из геометрических фигур, рисовали узоры, лепили их, раскрашивали книжки- раскраски с цифрами (Фото 4, 5). В дальнейшей работе по проекту дети с удовольствием занимались шнуровкой, использовали игру "Математический планшет". Искали в окружающем мире предметы, похожие на цифры, играли в игру "Чего может быть по два", «На что похожи».

В утренний прием детей очень эффективно отрабатывать навыки порядкового счета: первая пришла в детский сад сегодня Варя, второй – Ваня, третий – Саша и т. д.

Читая знакомые и любимые русские народные сказки: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Репка», в которых встречаются числительные, я предлагала ребятам отложить столько же счетных палочек, магнитов на доске, сколько в сказке было героев. Дома родители с детьми совместно изготовили книжки- малышки по этим сказкам для закрепления соотношения количество с цифрой.

Элементы кукольного театра вносят разнообразие и повышают интерес к формированию элементарных математических представлений. С помощью героев сказок "Репка", "Теремок" детей смогли найти свои места, закрепили порядковый счет и активизировали в речи порядковые числительные.

На уличной площадке, где дети проводят в летнее время больше времени, создали математический уголок. Там разместили различные игровые пособия, дидактические игры по теме проекта.

Незаменимые помощники воспитателей – родители. С начала работы родители активно принимали участие в проекте. Родители обсуждали информацию по теме проекта, размещённую в информационном уголке или изготовленную в форме листовок "Математические считалки - учите вместе с нами", буклетов "Учимся считать", «Весёлый счёт». Дома в семье родители выполняли различные творческие, познавательные задания и упражнения для с ребенком, предложенные в индивидуальных беседах. Непосредственно рукам родителей были изготовлены новые атрибуты развивающей пространственной среды - книжки - малышки "Веселый счет" (Фото 6,7, "Загадки про цифры" (Фото 8, 9, "Математические сказки", коврик "А ну - ка, сосчитай-ка"(Фото 10, 11).

Заключительный этап любого проекта – рефлексия и презентация полученных в ходе внедрения проекта знаний. По окончанию проекта был проведен итоговый праздник «Путешествие в страну веселых цифр» - важным моментом является то, что в ходе праздника дети продемонстрировали полученные знания и умения, а воспитанник Саша с мамой Еленой Николаевной показали увлекательную презентацию "Веселый счет". Проведение этого мероприятия показало, что дети-участники проекта закрепили навыки счёта, у них повысилась мотивация к познавательным действиям, так как ребята узнали для чего считать и как применить полученные знания на практике, а так же дети смогли выступить в роли оратора, презентуя полученные знания.

Ожидаемые и полученные результаты.

По наблюдениям педагогов и родителей воспитанников, по окончанию проектной деятельности, у воспитанников группы повысился познавательный интерес к занятиям математического содержания. В результате реализации проекта 70% детей запомнили цифры и осознанно применяют навыки счете до 5 и дальше. 80% детей узнают цифры, правильно выстраивают их в числовой ряд. Большинство детей активно используют счет на слух и на ощупь. У 10% детей еще не получается правильно называть количественные и порядковые числительные, но остальные (90%) дошкольники показали хорошие знания. Дети демонстрируют умение с помощью счета определять количество предметов, соотносить его с цифрой и подводить итог счёта.

По наблюдениям педагогов, в течение всей работы по проекту дети демонстрировали заинтересованность в подсчете предметов в игре, в разговоре, на прогулке, в сюжетно-ролевых играх, во время дежурства по столовой, при раскладывании материала для продуктивной деятельности, при проговаривании считалок, при выборе водящего в играх, при проигрывании сказок, в итоговых развлечениях

Родители с интересом и увлечением принимали участие в образовательном проекте. Как показало итоговое анкетирование, у родителей повысились знания в вопросах математического образования детей. Родители согласны с мнением, что нужно не просто научить ребенка автоматически считать, а важно осознанно правильно пересчитывать предметы и соотносить число с количеством.

В качестве методического сопровождения была разработана систему мероприятий, которая включает в себя разнообразные игры и познавательно

-исследовательские упражнения, направленные на развитие математических представлений дошкольников, обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы и прогулочного участка наглядными пособиями, дидактическими играми

Публикации по теме:

Дидактическая игра с использованием пуговиц «Весёлый счёт. Счёт до 10»Дидактическая игра с использованием пуговиц «Весёлый счёт. Счёт до 10» Я считаю, игры, сделанные своими руками, обладают особой энергетикой и иногда даже они лучше покупных. Предлагаю вашему вниманию, уважаемые.

Досуг «Забавный, весёлый День смеха» для старшего и среднего дошкольного возрастаДосуг «Забавный, весёлый День смеха» для старшего и среднего дошкольного возраста Ведущий: Здравствуйте дорогие девочки и мальчики! Сегодня вам не придётся скучать. Апрель-месяц розыгрышей, юмора, смеха и хорошего настроения.

Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОРОШО И ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ!» Цель проекта:Создать.

Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста «Удивительные пять чувств» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию детей среднего дошкольного возраста «В весеннем лесу» Методическая разработка образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей среднего дошкольного возраста на тему:.

Познавательно — исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Актуальность В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Имен-но в.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста «Защитник Отечества» Актуальность Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый счёт»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый счёт» Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый счёт». Зад. ачи: А. Для педагога: - дидактическая: упражнять детей.

Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Путешествие в мир цветов и овощей» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Длительность проекта: долгосрочный (текущий).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Весёлый счёт» для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 сентября 2016 в 20:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Весёлый счёт» для детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Демченко (УИ 379620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД