МААМ-картинки

Познавательно-исследовательское занятие «Что мы знаем о воде?»

Наталья Репина
Познавательно-исследовательское занятие «Что мы знаем о воде?»

Цель занятия :Опытным путём знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и т. д) и агрегатными состояниями.

Задачи занятия :

1. Формировать представления о переходе воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот.

2. Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств объекта и его характерные свойства.

3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

4. Учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагая свои мысли понятно для окружающих

Публикация «Познавательно-исследовательское занятие „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах

5. Продолжать работу по обогащению бытового природоведческого словаря.

6. Развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание, память.

7. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

8. Подвести детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано.

Словарная работа: Лаборатория, исследователи, спиртовка, горючая жидкость.

Интеграция областей: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

Оборудование:

Для воспитателя: Ёмкость со льдом, спиртовка, металлическая чашечка, спички, зеркало, щипцы, халат.

Для детей: пластмассовые стаканчики разного размера, тарелочки, ложки, цветные полоски из картона, кисти, краски, салфетки, фартуки, бутылочки с водой (на каждого ребёнка,сахар, флакон с духами, фломастеры.

Демонстрационный материал: письмо от «Сестричек -капелек», схема «Превращения капельки», Панно «Свойства воды»

Ход занятия:

1 часть: Подготовительная

Организационный момент (психологический настрой детей)

Вос-ль: Придумано кем- то просто и мудро,При встречи здороваться, Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! (здороваются с гостями)

Вос-ль: Я хочу пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься и узнавать много нового.

Вос-ль: Ребята, к вам в группу сегодня пришло письмо, посмотрите (показывает конверт).Хотите узнать от кого оно? (ответы детей)

(Воспитатель зачитывает письмо)

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам сестрички-капельки. Помогите нам.

Жили мы дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минутурасчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую льдинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотелапризнать в капельке и «паринке» родных сестёр. Ребята помогите! Докажите, что мы,капелька, льдинка, и «паринка», – родные сестры»

Вос-ль:Ребята, поможем капелькам? (ответы детей)

Для этого нам нужно исследовать свойства воды. Представьте, что ваша группа, это научно-исследовательская лаборатория. А мы все учёные, работающие в ней. Учёные работают в специальной одежде. Для этого вы сейчас оденете фартуки, а я халат.

Вос-ль: Все сотрудники лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, без разрешения.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.

А теперь пройдём в нашу лабораторию,проводить опыты.

(Дети проходят к столам, где приготовлено оборудование для проведения опытов)

2 часть: Практическая (опытно-экспериментальная)

Опыт № 1 «Вода жидкость, может течь»

На столах бутылочки с водой и пустые стаканы (на каждого ребёнка). Предложить налить немного воды из бутылки в стакан. Вопрос: «Вода льётся или нет? Почему?»

Вывод: Вода жидкая, льётся, течёт.

Опыт № 2 «У воды нет запаха»

Предложить понюхать воду в стаканах. Чем она пахнет? (ответы детей) Затем предложить понюхать другую жидкость- духи, пахнет или нет?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт № 3 «У воды нет вкуса. Вода-растворитель»

Предложить детям попить воду в стаканах, какая она на вкус? (безвкусная).Затем дети размешивают в стаканчике сахар. Что произошло с сахаром (он растворился). После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.

Вывод: Вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

Опыт № 4 «Вода прозрачная, не имеет цвета»

У детей на столах полоски цветной бумаги, краски, кисточки и стаканы с водой. Предложить посмотреть на полоску бумаги,сквозь воду. Вам видно полоску? Что мы можем сказать о воде, какая она (прозрачная, через неё видно).Определить цвет воды, приложив полоски к стаканам. Можно ли сказать, что цвет воды совпадает с одним из цветов бумаги? (ответы детей) Какого же цвета вода (бесцветная) Предложить детям набрать краску на кисточку и добавить в воду. Что теперь стало с водой? (ответы детей)

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная,но она меняет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Вос-ль: Ребята, мы с вами провели много опытов, долго сидели за столами, устали. Давайте с вами немного отдохнём, и сделаем друг другу массаж.

Физминутка «Дождь» (массаж спины)

Дети встают парами и выполняют указанные ниже движения.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам. (Хлопают ладонями по спине)

Гром! Гром, как из пушек

Нынче праздник у лягушек. (Поколачивают кулачком)

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят. (Постукивают пальчиками)

Только мой братишка в луже

ловит рыбу нам на ужин. (Поглаживают спину ладошками)

(Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж ещё раз)

Вос-ль: Ребята, нам надо сделать ещё один опыт. Только его я буду проводить самостоятельно, а вы будете наблюдать. Проходите, садитесь удобнее и начнём наше исследование. (Дети садятся на стульчики вокруг стола)

Опыт № 5 «Три состояния воды»(проводит воспитатель)

На столе чашечка со льдом, ложка, спиртовка, щипцы, спички, зеркало. Что такое лёд? (ответы детей). Над пламенем нагревается лёд, он тает. Вывод: От тепла лёд превращается в воду.

Продолжаем нагревать воду. Она превращается в пар.

Вывод: При сильном нагревании вода испаряется, превращаясь в пар.

Вос-ль: Ребята. А где мы ещё можем наблюдать превращение воды в пар (ответы детей)

Над паром устанавливается прохладное зеркало. Пар, касаясь зеркала, охлаждается и превращается в воду.

Вывод: При охлаждении пар превращается в воду.

Общий вывод: Вода имеет три состояния: твёрдое- лёд, жидкое-вода, газообразное-пар.

Вос-ль: Пришло время поиграть, вы согласны?

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель – мама-Тучка, а ребята - её детки -капельки. Мама -Тучка показывает, что им делать. «Полетели капельки на землю».(Капельки прыгают, разбегаются, танцуют) (Музыка- звуки дождя) «Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками» (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.).(Музыка -журчание ручья) «Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют» (Музыка- журчание реки) «Текла-текла речка и попала в море. (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).(Музыка-плеск моря) Плавали-плавали Капельки в море, а потом вспомнили, что мама- Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз и солнышко пригрело. -Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (капельки вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме- Тучке.

3часть: Заключительная (итоговая)

Вос-ль: Ребята! Сегодня мы многое узнали о воде. Давайте вспомним её свойства. (На доску выставляется панно «Свойства воды»)

Вос-ль: А теперь вспомним о превращениях воды. (Выставляется схема «Превращения капельки») Как каплю воды превратить в лёд? Дети: Поместить в морозилку, отнести на холод, мороз. (В пустом секторе между каплей и льдом дети рисуют снежинку)

Вос-ль: А как лёд превратить в воду? Дети: Нагреть. (Между льдом и каплей дети рисуют солнышко) Вос-ль: Как воду превратить в пар? Дети: Нагреть. (Между каплей и паром дети рисуют солнышко) Вос-ль: Как пар превратить обратно в воду? Дети: Охладить. (Между паром и каплей дети рисуют снежинку) Вос-ль:Можем ли мы теперь сказать,что льдинка, капелька и «паринка» родные сёстры. (ответы детей)

Вос-ль:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане,

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Вос-ль: Ребята, за активное участие в проведении опытов, капельки угощают вас вкусным соком.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Все живое нуждается в воде» Итегрированное занятие В подготовительной группе «Все живое нуждается в воде» Подготовила воспитатель БДОУ МО Гресь О. И “Все.

Комплексное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Что мы знаем о птицах?» Комплексное занятие по экологическому воспитанию в старшей группе "Что мы знаем о птицах?"Программное содержание:Уточнить представления.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о воде?» для детей второй младшей группы. Цель:Дополнять знания детей о воде, ее физических свойствах и роли в окружающей среде. Задачи: Образовательные: - формировать познавательную.

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде» Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему:.

Конспект ООД в средней группе по познанию на тему: «Что мы знаем о воде?» Цель: продолжать знакомить детей с основными свойствами воды. Задачи: Образовательные: = ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Что мы знаем о воде» Непосредственная образовательная деятельность. Конспект занятия «Что мы знаем о воде?» Цель: Определить значение воды и показать отношение.

НОД по окружающему миру в средней группе (4–5 лет) «Что мы знаем о воде?» Цель: способствовать освоению детьми представлений о воде, уточнить,что вода очень важна для всех живых существ. Задачи: Образовательные.

НОД по окружающему миру в средней группе (4–5 лет) «Что мы знаем о воде?» Цель: способствовать освоению детьми представлений о воде, уточнить,что вода очень важна для всех живых существ. Задачи: Образовательные.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Мы всё знаем, всё умеем» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Художественно-эстетическое.

Занятие-викторина по познавательному развитию в старшей группе «Много сказок знаем мы!» «Много сказок знаем мы!»Цели: 1. Закрепить знания детей о русском фольклоре на примере сказок; 2. Воспитывать любовь к русскому народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательское занятие «Что мы знаем о воде?»
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 10:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД