МАРИНА КОЗЛОВА
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев.
Дошкольный период в жизни ребенка является наиболее благоприятным для формирования познавательной деятельности, ребенок - исследователь, проявляя интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета. Исходя из этого, педагогами нашего ДОУ, создаем оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность.
Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания.
Любознательность как черта личности характеризуется стремлением узнать что-то новое, получая при этом положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности от проделанной работы, активизируется мышление и процесс поиска.
Исследовательская деятельность способствует получению новых знаний.
Этапы организации познавательно-исследовательской деятельности.
Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется подготовка детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, знакомство детей с предстоящей деятельностью.
Основной этап направлен на приобретение детьми специальных знаний и развитию умений исследовательского поиска.
Заключительный этап предполагает анализ полученных результатов деятельности детей и анализ собственных действий педагогов.
При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основном этапе мы используем:
Игры:
- игры с песком: «Я пеку, пеку, пеку…» - познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук, расширять практический опыт детей;
- игры с вертушками: познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания;
- игра-забава с мыльными пузырями - наблюдение за ветром, снятие эмоционального напряжения;
- игры-развлечения с водой: «Водоплавающие игрушки» - в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.
- игры с соломинкой - познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его и т. д.
- игра «Когда это бывает?» - понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
- игра «Угадай-ка» - понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
Беседы:
- «Свойства песка и его особенности»;
- «Из чего состоит песок?»;
- «Почему песок хорошо сыплется?»
- «Чудо водичка»;
- «В мире интересного»;
- «Планеты солнечной системы»;
- «Чудо техники»;
-«Мир путешественника»;
- «Загадки изобретений»;
- «Тайны человеческого тела»;
- «Как не обжечься»;
- «Как органы человека помогают друг другу?»
- «Беседа о стекле «Волшебное стекло» и т. д.
Разного рода наблюдения:
- наблюдения природных явлений в реальной жизни;
- «Хитрые семена»;
- «Из чего птицы строят гнезда?»;
- «Окрашивание воды»;
- «Где вода?»;
- «Как замерзшая вода двигает камни?»;
- «Когда это бывает?»;
- «Где быстрее?» и т. д.
В нашем детском саду мы достаточно широко применяем экспериментирование как один из методов познавательного развития. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Мини-эксперименты:
- «Тонет – не тонет»;
- «Хотела галка пить»;
- «Сделаем растворы»;
- «В какой воде легче плавать»;
- «Куда исчез снег?»;
- «Пузырьки – спасатели»;
- «Тайнопись»;
- «Пленённые пузырьки».
В течение года проведены мини-проекты:
1. «Экспериментирование с воздухом»: («Воздух в стакане», «Место для воздуха», «Двигает предметы», «Что легче?», «Волны», «Как услышать воздух»). Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.
2. «Неизвестная соль», позволил узнать о новых качествах соли, дети применяли её в разных нестандартных ситуациях — выращивали кристаллы, окрашивали соль и декорировали интерьер и многое другое.
3. «Экспериментирование с водой» позволяет детям сравнить различные состояния воды («Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода может лится, а может брызгаться?», «Помощница вода», «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду», «Рукам своим не верю»).
4. «Экспериментирование с песком», даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Из чего состоит песок», «Песочные часы», «Цветной песок».)
Развлечения:
- «Путешествие к Архимеду»;
- «Мы едем в сказку чудес»;
- «Путешествие в далекий космос»;
- «Осень золотая».
Конкурсы:
- «Огород на окне»;
- «Снежный ком».
Летом экспериментальную деятельность мы проводим на улице, ребята с большим удовольствием включаются в различные эксперименты:
- «Свойства мокрого песка»;
- «Послушный ветерок»;
- «Издает ли воздух звук?»;
- «Что в пакете?»;
- «Может ли камень издавать звуки?»;
- «Как добыть воду для питья?»;
- «Наша радуга» и т. п.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, которая окружает ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей т. е. содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.
В группах созданы центры экспериментирования. Где дети работают не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуются индивидуально.
При оборудовании центра экспериментирования нами учитывались следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность. Материал, находящийся в центре экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, а также необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Оборудование необходимое для исследовательской деятельности включает:
1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию такие, как:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».