Познавательно-развивающая игра по безопасности дорожного движения и профориентации для старших школьников «Автомир»

Гошева Елена
Познавательно-развивающая игра по безопасности дорожного движения и профориентации для старших школьников «Автомир»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга.

Опорный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка по теме

«Познавательно-развивающая игра для старших школьников в сфере профессиональной ориентации, транспортной безопасности и экологии «Автомир»

Опорный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма создан в 2016 году на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга.

Основной целью Опорного центра является создание организационно-педагогических условий для обучения детей Колпинского района Санкт-Петербурга безопасности дорожного движения через образовательную и досуговую деятельность.

Указанная методическая разработка относится к досуговой деятельности. Традиционными формами такой деятельности являются тематические акции, конкурсы, соревнования и игры. Изучив информацию о проводимой работе в районе и городе, а также проанализировав имеющиеся методические разработки по тематике безопасности дорожного движения в интернет-пространстве, мы, прежде всего, отметили следующее:

большинство мероприятий охватывает преимущественно школьников младших классов;

знания по правилам дорожного движения нередко подаются некорректно – упрощенно или с ошибками, без учета внесенных изменений;

учащихся не получают целостного представления о транспортном мире, его истории и перспективах развития;

практически отсутствует установка на раннее воспитание социально ответственного водителя – ведь в ближайшем будущем практически все наши учащиеся сядут за руль;

знакомство с профессиями транспортной сферы ограничено поверхностным знакомством с профессиями водителя и инспектора ГИБДД.

Отсюда возникла мысль о необходимости создания серии мобильных познавательно-развивающих игр по безопасности дорожного движения, нацеленных на решение этих задач. Познавательно-развивающая игра выбрана как наиболее эффективная и интересная форма мероприятия, сочетающая различные методики и технологии, позволяющие учащимся с различным уровнем подготовки получить или вспомнить знания по правилам дорожного движения и закрепить их в игровой форме. Мобильность игры заключается в том, что, имея любое учебное помещение, компьютер, демонстрационный экран и презентацию на съемном носителе, при небольшой подготовке её может провести каждый заинтересованный педагог.

В проект вошли несколько познавательно-развивающих игр для начальной, основной и средней школы.

Если в младших классах основной упор делается на повторении основных правил дорожного движения, умении распознать и минимизировать возникающие на дороге опасности, то в среднем и старшем возрасте рассматриваются такие понятия, как транспортная безопасность и социальная ответственность в целом, изучается устройство автомобиля, затрагиваются вопросы профессиональной ориентации.

Первой была разработана познавательно-развивающая игра для учащихся старших классов «Автомир». Данная игра ориентирована на решение задач по социальной адаптации учащихся, позволит подросткам познакомиться ближе с транспортной сферой и её профессиями, понять меру ответственности каждого человека за безопасность дорожного движения, а также за экологическую безопасность общества в целом.

К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию. Это возраст, когда подросток должен окончательно определиться со своими способностями и наклонностями в познавательной сфере, понять и принять общечеловеческие ценности, такие как общественная польза, ответственность и безопасность, выбрать свой дальнейший профессиональный маршрут.

Игре предшествовала большая подготовка: изучение, анализ и отбор необходимой информации по темам игры, подготовка демонстрационного материала (презентация, видеофильмы, заданий для учащихся, определение критериев оценки выполнения заданий.

При выполнении заданий учащиеся используют различные игровые технологии и методики: интеллектуальную разминку, игровое проектирование, баскет-метод анализа и отбора информации, дидактические игры, фрирайтинг (мозговой штурм).

Первоначально учащимся предлагается познакомиться с инфраструктурой транспортной сферы, причем, после разбора самого определения «инфраструктура», они сначала должны самостоятельно перечислить максимальное число её объектов. Не забыта и история транспортных средств – получив необходимые информационно-справочные материалы по истории дорог, колеса, светофора, дорожных знаков, автомобиля и правил дорожного движения, учащиеся должны подготовить и представить всем участникам краткий устный исторический экскурс по одной из тем.

В качестве проверки знания современных автомобилей учащимся предлагается определить марки 21 автомобиля по их логотипам и познакомиться с основными мировыми производителями автомобилей.

Основной упор при знакомстве с профессиями транспортной сферы сделан на высокую социальную ответственность данных работников, отвечающих за безопасность окружающей среды и людей. Профессии классифицируются по предметам и средствам труда:

проектирование, строительство и обслуживание дорог, мостов, тоннелей;

проектирование и изготовление автомобилей;

эксплуатация автомобилей;

обслуживание и ремонт автомобилей;

продажа и тюнинг автомобилей;

регулирование и управление в транспортной сфере.

Учащиеся проводят презентацию одной из профессий, используя заранее заготовленные информационно-справочные материалы.

Далее рассматриваются темы «Автомобиль и окружающая среда», «Автомобиль и животный мир», «Автомобиль и экология», «Автомобиль и здоровье», «Автомобиль и безопасность». По итогам учащиеся должны представить свои идеи для совершенствования и повышения безопасности дорожного движения и автотранспорта (конструкция и функции автомобиля, пути сообщения, средства дорожного регулирования и контроля, другое на выбор).

Игра командная, предполагающая дух соревновательности. Игра может проводиться в трех вариантах: команды могут формироваться из одного класса (группы); из нескольких классов одной образовательной организации; из разных образовательных организаций. Для победы участникам требуется запоминать и анализировать предложенный педагогом материал, мыслить логически, уметь использовать различные информационные источники, а также применять имеющиеся знания и грамотно их представлять окружающим.

В ходе игры участники не только приобретают знания, необходимые для социальной жизни, но и выполняют задания, что способствует раскрытию способностей учащихся, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию профессионального маршрута. В процессе игры школьники также совершенствуют свои коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в коллективе, находить компромиссы для достижения общей цели, грамотно излагать свои мысли.

Гошева Е. Н., методист ОЦ по ПДДТТ

Публикации по теме:

«Азбука безопасности». Развлечение для детей 5–6 лет по правилам дорожного движения Цель: закрепить знания правил дорожного движения в игровой деятельности и воспитывать у ребёнка самодисциплину, культуру поведения на улице.

Беседа «Безопасное поведение». Формирование у школьников представлений о безопасности дорожного движения Беседа «Безопасное поведение» Автор: Екушова Елена Владимировна, воспитатель I квалификационной категории, Кемеровская обл., г. Киселёвск,.

Интерактивная игра по правилам дорожного движения «Знает вся моя семья, знаю правила дорожного движения и я» Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах,.

Конспект досуга совместно с родителями по правилам дорожного движения «Уроки безопасности для Незнайки» Цели и задачи: • Обобщить знания детей о транспорте, о Правилах дорожного движения, правилах поведения на улице; • Довести до сознания детей,.

Консультация для родителей «Обучение старших дошкольников правилам дорожного движения» В большинстве семьях не жалеют времени на то, чтобы научить читать или рисовать, поиграть с ребенком, погулять, определить его в спортивные.

Квест-игра по ПДД «5 остановок безопасности, или поможем Звуковичку запомнить правила дорожного движения» в младшей группе Видео Квест-игра по ПДД «5 остановок безопасности, или Поможем Звуковичку запомнить правила дорожного движения» (младшая группа) Алина Пчелина.

Квест-игра по ПДД «5 остановок безопасности, или Поможем Звуковичку запомнить правила дорожного движения» (младшая группа) Квест - игра по ПДД для дошкольников второй младшей группы «Аленушка» с привлечением к организации родителей «5 остановок безопасности.

КВН для старших дошкольников «Азбука дорожного движения» КВН для старших дошкольников «Азбука дорожного движения» - Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады видеть вас на нашем празднике, который.

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Уроки безопасности дорожного движения»Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Уроки безопасности дорожного движения» Мы изучаем правила дорожного движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма важна и необходима. Спортивное развлечение.

Подвижные игры по правилам дорожного движения для старших дошкольников Подвижные игры по правилам дорожного движения для старших дошкольников Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Познавательно-развивающая игра по безопасности дорожного движения и профориентации для старших школьников «Автомир»
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 15:12
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Осеннее развлечение «Происшествие в огороде у козы»
Дети входят в зал по музыку Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы пришли сегодня к нам на праздник Осени. За чудесным, озорным летом пришла...
Фотоотчет «День именинника»
Что такое День Рожденья? Это радость и веселье Это песни, шутки, смех День который лучше всех И не зря наш детский сад Праздник отмечает С Днем рождения...