Привалова Светлана
Познавательно-развивающий проект по лексической теме «Первоцветы»
Познавательно-развивающий проект по лексической теме «Первоцветы»
Автор проекта :
Привалова Светлана Алексадровна
учитель-логопед
2019
«Природа - это единственная книга, каждая страница которой, полна глубокого содержания»
И. В. Гёте
Пояснительная записка
Автор проекта : Привалова Светлана Александровна – учитель-логопед
Публикация «Познавательно-развивающий проект по лексической теме „Первоцветы“» размещена в разделах
Руководитель проекта : Привалова Светлана Александровна – учитель-логопед.
Образовательное учреждение Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №79 г. Калининград
Проект : По лексической теме : «Первые весенние цветы».
Тип проекта : познавательно – исследовательский, групповой, среднесроч-ный.
Целевая аудитория: предназначен для детей логопатов.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной и старшей групп - посещающие логопункт.
Длительность: 2 недели
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творче-ство, чтение художественной литературы.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена не-достаточными знаниями и представлениями о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут, какую пользу приносят. Не всегда точ-но и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существи-тельным прилагательные и глаголы. Данный проект позволяет пополнить зна-ния детей об окружающем мире. В процессе реализации проекта дети овладе-вают навыками самостоятельного поиска. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, раз-витие словаря.
Цель проекта : пополнение и расширение знаний по теме «Первоцве-ты», формирование лексико-грамматического строя речи, расширение и обо-гащение активного словаря.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение произведений о первых цветах, разучивание стихов, чистоговорок, из-готовление поделок, наблюдения за цветами на участке детского сада и в пар-ке,подбор и разучивание подвижных игр, заданий для развития памяти, вни-мания и мышления.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Расширение первичных естественно- научных и экологических представлений. Закрепление знания примет весны. Расширение и уточнения словаря по теме. Совершенствование грамматиче-ского строя речи
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, тонкой и общей мото-рики, творческого воображения. Развивать мелкую моторику, графомотор-ные навыки, логическое мышление слуховое, зрительное восприятие и внима-ние.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать бе-режное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Расширить кругозор знаний у детей проявлять любознательность, уметь под-держивать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необ-ходимые пояснения; активно участвовать в разучивании стихов, загадок; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при рассматривании слайдов и цветов на участке детского сада, ак-тивно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Возможные риски:
трудности взаимодействия с родителями.
Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по осуществлению проекта проходит в 3 этапа :
1-этап подготовительный:(первая неделя)
Задачи воспитателя:
1. Сформировать интерес к теме «Первые цветы».
2. Обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.
3. Развивать умение пользоваться речевыми средствами общения
4. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с речевыми нарушениями.
5. Сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррек-цией речи.
Задачи учителя-логопеда:
1. Расширение первичных естественно-научных и экологических представ-лений.
2. Закрепление знаний примет весны.
3. Расширение и уточнение словаря по теме «Весна. Первые весенние цветы»
4. Развитие общей и тонкой моторики.
2-этап основной (2 неделя)
Задачи воспитателя:
1. Обогащать материал по теме «Первоцветы»
2. Активизировать предметный словарь.
3. Развивать познавательную активность.
4. Формировать эстетический вкус, отображая красоту цветов в рисунках, аппликации.
Задачи учителя-логопеда:
1. Формирование лексико-грамматических средств языка.
2. Развитие разговорно-описательной речи.
3. Пополнение словарного запаса.
3- этап заключительный:
Задачи:
1. Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с воспитате-лями по вопросам речевого развития детей.
2. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
3. Транслировать опыт работы по данной теме на педсовете.
Этапы реализации проекта :
№ п/п Содержание деятельности Сроки про-ведения Ответственные
1-этап подготовительный 3-я неделя марта
1 Изучение уровня знаний о цветах Привалова С. А., учитель-логопед
Ягудина Т. Е.
Мацуайлова О. Н. воспитатели
2 Подбор методической и художествен-ной литературы
3 Информационное обеспечение проек-та
4 Изготовление дидактических пособий по теме
5 Подбор наглядного материала
6 Планирование НОД
7 Наблюдение за первоцветами во вре-мя прогулок, экскурсий на территории детского сада. Ягудина Т. Е.
Мацуайлова О. Н. воспитатели
8 Ведение альбома наблюдений
9 Составление композиций и апплика-ций из цветов
10 Беседы и рассказы воспитателя о пер-воцветах
11 Загадывание загадок и заучивание стихотворений
12 Дидактические и речевые игры
2-этап основной 4-я неделя мая Привалова С. А., учитель-логопед
Ягудина Т. Е.
Мацуайлова О. Н. воспитатели
1 Ознакомление детей с первыми весен-ними цветами.
2 Классифицировать цветы: садовые, полевые, луговые, лесные, комнатные
3 Составление загадок описательного характера
4
Работа над пополнением словарного запаса (См. Приложение 1).
5
Игры и упражнения по теме (См. Приложение 2) Привалова С. А., учитель-логопед
7 Игра на развитие слухового внимания «Определи на слух самое короткое слово»
8 Формирование лексико- грамматиче-ских средств языка (См. Приложение 3)
9 Развитие разговорно-описательной речи (См. Приложение 4)
3- этап заключительный 4-я неделя марта Привалова С. А., учитель-логопед
Ягудина Т. Е.
Мацуайлова О. Н. воспитатели
1 Создание альбома «Первые цветы»
2 Презентация проекта на педагогиче-ском совете
Формы реализации проекта :
НОД (тематическая) (См. Приложение 5)
Создание выставки творческих работ родителей и детей, поделки из бумаги или открытки на поставленную тему
Совместная ИЗО деятельность
Чтение стихотворений, загадывание загадок, составление рассказов о цветах
Оборудование: презентация о первоцветах, иллюстрированный набор кар-тинок с описанием первоцветов и их особенностей, разрезные открытки, по теме «Первые весенние цветы», цветные карандаши, краски, цветная бумага, альбомы, ватман, подборка стихов, загадок и художественных произведений живые первоцветы, мультимедийная установка.
Результат:
1. Удетей пополнился словарный запас.
2. Усовершенствовался грамматический строй речи и связная речь.
3. У детей повысился познавательный интерес и любознательность, высокая активность
4. Актуализируются ЗУН о цветах
5. Совершенствовались личностно – волевые качества (терпение, воля, само-контроль)
6. Установилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с воспитате-лями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ
7. Дети бережно относятся к природе, различают и называют цветы ближай-шего окружения.
Используемая литература:
1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2006г.
2. В. В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе». Москва 2008г.
3. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». Творческий центр. Москва 2007г.
4. И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва «Ознакомление с окружающим миром». Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006г.
5. Н. В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет». Творческий центр. Москва 2008г.
6. А. А. Плешаков «Зелёные страницы». Москва «Просвещение» .1994г.
7. Л. С. Сековец,Л. И. Разумова, Н. Я. Дюнина «Коррекция нарушений речи у дошкольников».Москва 2005г.
8. «Книга для чтения в детском саду и дома». Пособие для воспитателей дет-ского сада и родителей». «Издательство Оникс», 2009г.
9. В. Зотов «Лесная мозаика». Москва «Просвещение» 1993г.
10. «Дошкольник» 2009г. №3 Журнал для педагогов.