Катерина Зинченко
Познавательно-речевое занятие «Животные и детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Учебные задачи:
- обогащать познавательный опыт детей, закрепить знания о домашних животных и их детенышей;
- упражнять в пространственной ориентировке (высоко-низко)
- развивать мыслительные операции и познавательные процессы (память,
Мышление, внимание);
Воспитательные задачи:
- воспитывать гуманное отношение к животным;
- Воспитывать выразительности речи.
Публикация «Познавательно-речевое занятие „Животные и детёныши“» размещена в разделах
Задачи для воспитателя:
- создавать эмоционально – положительную атмосферу общения с детьми;
- вызывать у детей интерес к совместной со взрослым деятельности;
- воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу.
Словарная работа
Обогащать пассивный и активный словарь за счёт существительных, прилагательных: высоко-низко, на - под, маленькие, большие, детёныши, домашние, «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок», «поросёнок».
Прогноз:
- дети могут испытывать затруднения в названии детенышей «жеребёнок», «телёнок»;
- могут затрудняться в пространственной ориентировке (высоко-низко, на - под).
Индивидуальная работа
- для детей с высоким познавательным интересом (Жанна, Настя, Диана, Миша, предусмотрена самостоятельная деятельность в растравлении детенышей животных к родителям;
- для детей с низким познавательным интересом (Дима, Миша, Костя, Максим) – использовать повторение слов – ответов.
Оборудование
- набор игрушек (картинок) больших, маленьких;
- кошка – котёнок;
- лошадь – жеребёнок;
- корова – телёнок;
- собачка – щенок;
- свинья – поросёнок;
- стулья; стол;
- коврик небольшой;
- набор картинок с изображением животных и их детенышей;
- машина – грузовик;
- платок
- магнитофон, кассета;
- конверт большой;
- коврик;
-дерево;
- будка.
Содержание занятия
1. Сюрпризный момент: внесение письма с кассетой.
2. Игра «Угадай где живут?»
3. Физкультминутка
4. Коммуникативный тренинг
5. Игра «мамы высоко, а детеныши низко»
6. Дидактическая игра «Найди пару»
• Создание у детей мотивации на
предстоящую деятельность.
• Развивать мыслительные операции
и познавательные процессы (память,
мышление)
• Формировать пространственные
представления.
• Развивать познавательные процессы
(мышление, формирование навыков
общения в диалоге.
• Упражнять в пространственной
ориентировке (высоко-низко, на –
под).
• Закрепить знания о домашних животных.
Ход занятия
Воспитатель заранее расставляет большие игрушки (свинья (хрюшка, лошадь, собачка, корова) в разные места.
1)Кошечка на коврике;
2)Лошадка около дерева;
3) Свинья (хрюшка) в корыте под деревом;
4) Собачка в будке;
5) Корова на лужайке.
1. Дети вместе с воспитателем входят в группу. Ребята к нам в группу пришло письмо, с сюрпризом внутри. Давайте посмотрим что это? Это кассета, давайте послушаем что – там. Воспитатель включает кассету на кассете звуки животных. Дети слушают. Воспитатель спрашивает: Ребята, а вы узнали кто это? Ответы детей (Кошечка, Хрюшка, Собачка, Коровка, Лошадка). Где живут все эти животные (Дома). Как одним словом, можно назвать какие это животные (Домашние). Правильно, давайте все вместе повтори домашние, а теперь громко домашние, а теперь тихо домашние.
2. У нас в группе тоже есть домашние животные. Пойдем – те найдем домик, где они живут. Давайте посмотрим, где живет кошечка ответ: (на коврике, лошадка ответ: (около дерева, ответ: хрюшка (в корыте под деревом, ответ: собачка (в будке, ответ: корова (на лужайке).
Далее воспитатель рассказывает о «взрослых» и «малышах» в животном мире. Сравнивает с человеческими семьями.
Художественное слово:
Кто ребёнка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит?
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Напоит кто молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался – это мамочка твоя!
Ребята, а вы знаете, что у каждого мамы есть свой ребёночек? Ответы. Ой, а где же они, детки, где вы, куда вы спрятались. Ребятки давайте поможем мамам найти своих детенышей. Ответы детей (да поможем).
3. Дети вместе с воспитателем идут по следам (С вами вместе пройдем мы по следам, начинаем идти с левой ноги, павой ноги, и приговариваем правая лева, вот и пришли) и подходят к столу, который накрыт тканью, где под столом заранее спрятан грузовик с детенышами (котёнок, жеребёнок, щенок, поросёнок, телёнок).
4. Воспитатель аккуратно вывозит грузовик накрытый тканью. Ребята да это же детеныши наших мам!
Воспитатель достает по одному детенышу и спрашивает у детей как называется тот или иной детеныш. Дети называют по очереди. Воспитатель по очереди выкладывает детенышей на стол. В то время как называют дети детеныша, воспитатель использует художественное слово:
Теленок:
На лугу телёнок скачет,
«Му-у-у» – кричит,
Но он не плачет,
Мать-коровушку зовёт.
Молоком поит она
И телёнка, и тебя.
Жеребенок:
Выгнул шейку жеребёнок –
Сильной лошади ребёнок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал
Котенок:
Посмотри, играют в прятки
Шаловливые котятки.
Притаилась у окошка,
Тихо-тихо мама-кошка.
Учит деточек играть:
Мячик по полу катают,
Мышкой мяч воображают.
То подбросят, то поймают!
Щенок:
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая – собачка.
Поросё нок:
Посмотри, играют в прятки
Шаловливые поросятки.
А теперь каждый возьмите по ребеночку и спросите друг у друга. Дима спроси у Насти. Настя кто у тебя? Ответ: Котенок. 2-3 пары по аналогии.
Молодцы.
5. А теперь давайте порадуем наших мам и вернем им их детенышей, чтобы мамы не скучали. Воспитатель: предлагает отпустить животных погулять большие животные пошли на гору (животные ставятся на стулья) высоко, а маленьким сил не хватило. Они забрались на невысокий пригорок (низко). Воспитатель уточняет мамы сидят высоко, а детёныши низко.
---
6. Дети находят картинки, воспитатель группирует мама – детеныш.
Воспитатель обращает внимание детей на некоторые особенности животных и их детенышей, на то, что корова большая, а телёнок маленький. У коровы рога – она бодается. У телёнка нет рожек, они ещё не выросли (или у него ещё очень маленькие рожки). Корова большая – мычит громко, протяжно (Дети подражают). Лошадь большая, высокая с длинным хвостом, а жеребёнок еще маленький, собачка гавкает громко, а щеночек тявкает тихо, хрюшка большая, толстая и пятачок большой, у поросенка маленький хвостик, хрюкает тихо, кошечка мяукает и спинку любит выгибать, а котёнок любит молочко пить и почти не мяукает или если мяукает очень тоненьким голоском.
Детям предлагается пойти и подарить те картинки, которые они подобрали. Воспитатель с детьми идет к домикам, в которых живут мамы и их детёныши пока мамы и их детёныши гуляют, детям предлагается, подарки оставить около их жилища.
Воспитатель благодарит детей за помощь, за подарки, говорит о том, что мамам и их детёнышам подарки очень понравятся.
Воспитатель предлагает попрощаться животными и их детёнышами.
Детям предлагается всем вместе повторить высоко – низко.
Пока животные гуляют детям предлагается приготовить сюрприз для мам животных и их детенышей на картинках найти их и подарить им.
Дети подходят к столу, где заранее лежат картинки мама и отдельно их детеныши задача детей найти пару.
Анализ занятия
На этапе подготовки к занятию были учтены результаты обследования детей по познавательно - речевому развитию. Поэтому были поставлены следующие задачи:
Учебные задачи:
- обогащать познавательный опыт детей;
- упражнять в пространственной ориентировке (высоко-низко, на - под)
Развивающие задачи:
- развивать мыслительные операции и познавательные процессы (память,
мышление);
- закрепить знания о домашних животных;
- воспитывать гуманное отношение к животным;
- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению
громко-тихо, тоненьким голосом;
- использовать художественную литературу для ознакомления с названиями
детёнышей животных и запоминания слов «щенок», «котёнок»,
«жеребёнок», «телёнок», «поросёнок».
Задачи для воспитателя:
- создавать эмоционально – положительную атмосферу общения с детьми;
- вызывать у детей интерес к совместной со взрослым деятельности;
- воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу.
Прогноз:
- дети могут испытывать затруднения в названии детенышей «жеребёнок», «телёнок»;
- могут затрудняться в пространственной ориентировке (высоко-низко, на - под).
Оправдался или нет
Совместная деятельность осуществлялась в форме партнерского взаимодействия, взрослый и дети как равноправные участники образовательного процесса.
Индивидуальная работа:
- для детей с высоким познавательным интересом (Жанна, Настя, Диана, Миша, предусмотрена самостоятельная деятельность в растравлении детенышей животных к родителям;
- для детей с низким познавательным интересом (Дима, Миша, Костя, Максим) – использовать повторение слов – ответов.
Для решения задачи - обогащать познавательный опыт детей я использовала прием коммуникативного тренинга, когда детям взяв по детенышу, было предложено по взаимодействовать между собой.
Для решения задачи - упражнять в пространственной ориентировке (высоко-низко, на - под) – я использовала игру «Мамы высоко, а детеныши низко», где дети отпустили животных погулять большие животные пошли на гору (животные ставятся на стулья) высоко, а маленьким сил не хватило. Они забрались на невысокий пригорок (низко).
С целью развивать мыслительные операции и познавательные процессы (память, мышление) была предложена игра «Угадай, где живут?», где дети увидев животных мам определили, где живет то или иное животное.
Для создания у детей мотивации на предстоящую деятельность был использован сюрпризный момент (внесение конверта с кассетой)
Для активизации словаря на протяжении всего занятия использовался как пассивный, так и активный словарь за счёт существительных, прилагательных: высоко-низко, на - под, маленькие, большие, детёныши, домашние, «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок», «поросёнок».
Для себя я ставила следующие задачи:
- создавать эмоционально – положительную атмосферу общения с детьми;
- вызывать у детей интерес к совместной со взрослым деятельности;
- воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу.
Считаю, что выбранные приемы были верны, соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям детей и дали положительные результаты: дети были заинтересованы и активно взаимодействовали со мной и друг с другом.