Алёна Хамова
Познавательно-речевое занятие в старшей логопедической группе «Яблочная история»
▼ Скачать + Заказать документы
МБ ДОУ "Детский сад №256" г. Новокузнецк Кемеровской обл.
Хамова Алёна Владимировна
Познавательно речевое занятие в старшей логопедической группе "Яблочная история".
Программное содержание.
Коррекционно – развивающие задачи:
• Обобщение представлений о яблоке (внешний вид, строение, польза для здоровья человека, использование в кулинарии).
Публикация «Познавательно-речевое занятие в старшей логопедической группе „Яблочная история“» размещена в разделах
• Формирование коммуникативных навыков (умение активно вступать в речевое взаимодействие, обогащение и активизация словаря; подбор относительно – качественных прилагательных: яблочный, светлый, ароматная, сочное и т. д. ; составление описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу).
• Развитие психических процессов: память, внимание, восприятие, логи-ческое и образное мышление.
• Развитие координации движений на основе согласования действий со словами физминутки, совершенствование мелкой моторики на основе пальчиковой гимнастики.
Образовательная задача:
• Познакомить с принципом работы соковыжималки, технологией получения сока.
Воспитательная задача:
• Формирование чувство партнёрства и сотрудничества.
Словарь:
Сложные слова: плодожорка, соковыжималка.
Подбор относительно-качественных прилагательных: яблочный, светлый, ароматное, сочное, вкусный и т. д.
Развивающая среда: посуда, соковыжималка, ножи, схемы, скатерть, столы, мольберт, яблоки, украшения для стаканов, салфетки, одноразовая посуда.
Предварительная работа: чтение книги Т. Шорыгиной «Фрукты. Какие они?», заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседы, наблюдения, работа со схемами.
Ход:
Организационный момент:
Ритуал «Добрый день»
-Настал новый день, и начинать его нужно с хорошим настроением. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло наших рук. Улыбнитесь друг другу и подарите частицу своего хорошего настроения. Опустите руки и скажите волшебные слова – Настя, добрый день. (При этом ребёнок дотрагивается до плеча соседа.)
В группу принесли коробку. (Дети и воспитатель встают в круг.)
-Ребята, посмотрите какая интересная коробка. Хотите узнать, что находится внутри? Одно условие – если кто-то догадается, что находится в коробке, никому не говорить.
-Послушайте.
Воспитатель трясёт коробку, а дети прислушиваются.
-Теперь, почувствуйте запах. (Дети принюхиваются.)
-Поднесу коробку, а вы, не заглядывая, ощупайте предмет рукой.
- Ребята, предлагаю вам пройти к столу.
- Таня, Никита и Ксюша соедините точки и узнаете, что лежит в коробке. А вы ребята, догадались о том, что находится в коробке, нарисуйте этот предмет.
-Ребята, посмотрите на рисунки. Что лежит в коробке? Как вы догадались? (Дети объясняют.)
Воспитатель достаёт яблоко и кладёт его на тарелку, ставит на стол.
-У каждого предмета есть своя история. Как вы думаете, есть ли история у яблока? (Да). Хотите ее услышать? (Да). Вы мне поможете? Предлагаю вам встать в круг.
- Яблоко катается – история начинается.
- Росла в саду яблонька, была она ветвистая, молодая, покажите какая.
Физминутка:
В саду фруктовом яблонька
Посажена была.
Она цветами белыми
Весною расцвела.
Яблоня в саду
Гнётся на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула,
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
/Дети изображают яблоню/
/Пальцы сжаты в кулак,
Раскрывают пальцы поочередно
как цветы. /
/Наклоны в стороны. /
/Мах руками через стороны
вниз, вверх. /
/Приседают. /
Наша яблонька заснёт.
-Висело на яблоне яблоко и на мир сверху смотрело. И вы ребята на яблоко посмотрите и всё про него расскажите. (Дети подходят к столам, рассматривают яблоки, они у всех разные, составляют описательные рассказы с помощью индивидуальной схемы.)
- Молодцы ребята. Хорошие у вас получились рассказы.
Яблоко катается – история продолжается. Хотите узнать, что произошло дальше?
-Вдруг налетел ветер и качнул яблоню. Яблоко упало в траву. (Дети и воспитатель садятся на ковёр.) Ползёт мимо червяк-плодожорка. Как вы думаете, ребята, почему, так его называют «плодожорка»(Ответы детей.) И так червяку интересно стало узнать, что яблоко внутри себя скрывает. А вы хотите узнать? Но, как мы с вами внутрь яблока заглянем? (Дети предлагают свои варианты, один из которых разрезать яблоко.)
Пальчиковая гимнастика:
Наклонила веточки яблоня в саду.
Подарила яблоко всем по одному.
Шкурку мы его почистим
Чистим, чистим, чистим, чистим.
И потом ножом разрежем
Режем, режем, режем, режем.
А когда его разрежем,
То узнаем, что внутри.
-Нож – это опасный предмет, так все говорят. Как вы думаете, ребята? Как же нам обращаться с ножом, подскажите. (Дети, перечисляют правила обращения с острыми предметами.)
-Теперь пора и за работу приниматься. (Дети подходят к столам и начинают разрезать яблоки.)
Воспитатель уточняет:
-Вика, чем покрыто яблоко?
-Данил, для чего нужна кожура?
-Никита, что находится под кожурой? (мякоть, семечки).
-Хотите попробовать яблоко? Отрежьте кусочек и попробуйте.
-Кто из вас ребята хочет сказать, какое яблоко по вкусу.
-Ой. Посмотрите, ваши яблоки меняют цвет. Они что, волшебные?
-Ребята, подумайте и скажите в чём польза яблок, для чего мы их едим?
-В яблоках всё полезно, даже семечки содержат полезное вещество «йод».
-Предлагаю яблоки сложить в блюдо и накрыть крышкой, нам они ещё пригодятся.
-Так вот почему червяк так хотел попробовать яблоко. Оно вкусное и полезное.
-Подумайте и скажите, что могло ответить яблоко червяку? (Не ешь меня.)
-Нет, сказало яблоко червячку, не ешь меня. Я хочу быть красивым, аппетитным и пользу людям принести. И покатилось дальше. Как вы думаете, куда могло попасть яблоко (Предположения детей.) Прикатилось оно на кухню. А там всё кипит, булькает. Ребята, есть ли место яблоку на кухне, на нашем столе? Хотите это доказать? Подходите к столу. (На столе стоят разные блюда из яблок.) Хотите попробовать? Попробуйте и назовите ваше блюдо, из чего оно приготовлено.
Игра: «Какой, какая, какое?» (Подбор относительно-качественных прилагательных).
-Если каша из яблок, то она …какая?
-Повидло из яблок, какое?
-Пюре из яблок, какое? И т. д.
-Ах, как всё было вкусно. (Упражнение «Вкусное варенье»)
-Я знаю интересную игру. Хотите в неё поиграть?
Игра: «Кулинарный поединок»
-Разделитесь на 2 команды. Выберете из предложенных блюд (картинки) то, которое хотели бы приготовить из яблок, прикрепите его на фланелеграф, и назовите, что вы приготовили.
-Ребята, посмотрите внимательно, мне кажется, чего – то не хватает. (Если дети затрудняются, то можно подсказать что это напиток.)
-Наше яблоко подумало и решило стать соком, чтобы принести пользу детям. Но как получить сок? Яблоко такое твёрдое. (Дети предлагают свои варианты).
-Это – соковыжималка. Она помогает выжимать сок из яблок. Вот сейчас то, нам и понадобятся те яблоки, которые мы разрезали. Настя, помоги, принеси блюдо. (Воспитатель знакомит детей с работой соковыжималки и технологией получения сока.)
Принцип действия соковыжималки: главным рабочим инструментом является металлическая тёрка, которую с большой скоростью вращает электродвигатель прибора. В процессе этого плоды перетираются в кашицу, которая попадает на сетчатый фильтр. Там и выделяется сок.
Дети и воспитатель рассматривают полученный сок и выясняют, на ос-нове сравнения, чем он отличается от магазинного.
-И превратилось яблоко в сок. Как хочется, его скорее попробовать, правда, ребята. (Подходят к столу со стаканами. Воспитатель, ставит на стол, свежевыжатый сок.)
-Но что это, ребята, стаканы для сока у нас с вами скучные. Можем ли мы с вами это исправить? Как? (Дети предлагают украсить стаканы). Теперь разделитесь на пары, и каждый из вас украсит стакан для друга.
-Стаканы готовы. Но удобно ли пить сок стоя (Ответы детей.) Я предлагаю вам накрыть стол, как в кафе.
Каждая пара вытягивает карточку – задание. Уточнить, какая пара, что накрывает на стол. Ставят стаканы, наливают сок, угощаются. Напомнить детям правила поведения в кофе: громко не разговаривать, пить сок аккуратно, из-за стола выходить тихо, спокойно.
Итог:
- Ребята, вам понравилась «Яблочная история»? Хотите послушать историю про овощ, а что это за овощ, вы узнаете во время нашей сле-дующей встречи. Спасибо всем, очень приятно было с вами сегодня встретиться. Давайте подарим друг другу аплодисменты.