Познавательно-творческий проект «Дикие животные зимой»

Галина Бибикова
Познавательно-творческий проект «Дикие животные зимой»

Технологическая карта проекта

Тема проекта: «Дикие животные зимой»

Автор: Бибикова Г. М.

Тип проекта: Краткосрочный, познавательно – творческий, групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст участников: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Сроки реализации: 25.01.2021г. – 29.01.2021г.

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Некоторые животные спят, а некоторые животные живут в лесу в своих домиках.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

• Кто живет в лесу?

• Как зимуют дикие животные?

• Почему нужно охранять животных, беречь природу?

• Кто заботится о животных зимой в лесу?

Актуальность: Суть проекта заключается в том, чтобы во время занятий, бесед, чтения художественных произведений, просмотра презентаций, работе по сюжетным картинам дети могли больше узнать о диких животных. Могли проследить взаимосвязь и взаимозависимость: в природе с изменением времени года происходят изменения в жизни диких животных.

Объект: дикие животные

Предмет: особенности жизни животных в зимний период.

Цель проекта: продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных зимой.

Задачи проекта: 1. Сформировать представления о жизни диких животных (как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях).

2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.).

3. Развивать познавательный интерес, воображение.

4. Вызвать интерес детей к явлениям природы; воспитывать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

5. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

6. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Ожидаемый результат проекта:

• У детей сформируются знания о животных нашего края, об их жизнедеятельности в зимний период.

• Обогатится развивающая среда по теме проекта.

• У детей повысится познавательный интерес, творческая активность.

• В процессе занятий, бесед, совместной деятельности, игр у детей активизируется словарный запас, повысится уровень коммуникативной компетентности.

• повысится активность родителей в совместной познавательно-творческой деятельности.

Работа с родителями:

• Сбор информации о диких животных в сети Интернет, научной, детской художественной литературе.

• Составление рассказов о диких животных по предложенному плану.

• Рисование картинок с дикими животными.

• Чтение художественной литературы.

• Просмотр видеофильмов, мультфильмов из жизни диких животных.

Продукт проекта:

• Оснащение предметно-развивающей среды (макет «Зима в лесу», папка-книжка «Рассказы о диких животных наших лесов», подборка книг, картинок, журналов в книжном уголке)

• Тематические папки по теме проекта:

загадки о диких животных;

конспект ООД «Как звери зимой в лесу живут» (с презентацией);

пальчиковые игры;

физкультминутки.

• Итоговое мероприятие: игра - соревнование «Хотим всё знать!»

• Коллективная работа по ручному труду (техника оригами) «Дикие животные»

• Выставка рисунков «Моё любимое животное».

• Фотоотчет о реализации проекта в группе ВК.

Реализация проекта:

I Этап – подготовительный:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Сбор информационного материала:

изучение методических пособий и литературы по теме;

подбор художественной литературы по теме;

подбор дидактических и подвижных игр по теме, пальчиковой гимнастики и физкультминуток, наглядных пособий.

3. Разработка конспектов занятий, бесед с детьми.

4. Информирование и привлечение родителей к участию в проекте.

5. Составление перспективного плана мероприятий.

II этап – основной этап (практический):

Познавательное развитие:

1. Рассказ воспитателя о диких животных.

2. Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала:

- Красная книга России.

- «Кто живёт в России» - журнал.

- «Дикие животные» - демонстрационные картины для детского сада.

- «Мир и человек» - географический атлас.

- «Эти удивительные животные -энциклопедия.

- «Хищники» - энциклопедия.

3. Просмотр презентаций:

- «Интересное зимой»;

- «Как животные готовятся к зиме осенью»;

- «Как звери в лесу зимуют».

4. ООД «Как звери зимой в лесу живут».

5. Рассказ воспитателя о Красной книге.

6. Опыты: «Какая шубка теплее?», «Почему заяц белый».

Речевое развитие:

1. Пересказ коротких текстов.

2. Разгадывание загадок про лесных зверей.

3. Составление рассказов по схеме (мнемотаблице) «Дикие животные».

4. Дидактические игры:

«Кто где живет?»

«Чей детеныш?»

«Живая и неживая природа»

«Помоги животным подготовиться к зиме»

«В зоопарке»

«Четвертый лишний»

«Чем мы угостим животных»

5. Словесные игры:

«Хвосты»

«Угадай кто?»

«Назови ласково»

«Где чей дом?»

«Кого не стало»

«Один - много»

«Кто кем был».

Чтение художественной литературы:

- В. Бианки «Холодно в лесу, холодно», «Купание медвежат», «Белкина сушильня», «Как звери готовятся к зиме»;

- М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Мишка-башка»;

- А. Прокопьев «Белка»;

- И. Чапек «В лесу»;

- Е. Чарушин «Волчишко», «Что за зверь»;

- Г. Скребицкий «Как белочка зимует», «Митины друзья»;

- Л. Н. Толстой «Бурый медведь»; «Как волки учат своих детей», «Лоси»;

- И. Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож».

- Русские народные сказки: «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Сказка про лису и медведя», «Лисичка сестричка и волк», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», «У страха глаза велики».

- Прослушивание аудиосказок: «Хвосты», «Ёж», «Медвежонок невежа», «Как лис ежа перехитрил», «Лис и мышонок», «Теремок».

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рисование: «Моё любимое животное», «Следы животных».

2. Лепка: «Зайчик».

3. Ручной труд: «Зайчонок», «Медвежонок»; в технике «Оригами»: «Лиса», «Волк».

4. Конструирование: «Теремок для зверей».

5. Раскраски «Дикие животные».

Физическое развитие:

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Лиса в курятнике»

«Зайцы и волк»

«Бездомный заяц»

«Зайка беленький сидит»

Физкультминутки:

«Дикие животные»,

«Звериная зарядка»,

«Весело в лесу»,

«У оленя дом большой»,

«Зайка».

Пальчиковые игры:

«Дикие животные и их детёныши»

III этап. Заключительный.

1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

2. Игра-соревнование «Хотим всё знать!

3. Оформление папки-книжки «Рассказы о диких животных наших лесов».

4. Выставка рисунков и поделок «Дикие животные».

5. Оформление тематических папок.

6. Фотоотчет и публикация на сайте.

Итоги проекта:

1. У детей сформировались знания о животных нашего края, об их жизнедеятельности в зимний период.

2. В процессе занятий, бесед, совместной деятельности, игр у детей активизировался словарный запас, повысился уровень коммуникативной компетентности.

3. У детей и родителей повысился познавательный интерес, творческая активность в результате совместного взаимодействия.

4. Обогатилась развивающая среда по теме проекта.

Литература

• Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада.

• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа.

• Дошколятам о животных: занимательные и справочные материалы / авт. -сост. Е. Ю. Вальк.

• Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).

• Савина А. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.

• Интернет – ресурсы.

Приложение

Сценарий познавательной игры - соревнования

«Хотим все знать!»

(итоговое мероприятие)

Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.

Материал:

Иллюстрации с изображением животных, шишки, панно мешок, медали «Друг природы» для награждения.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами будем играть в КВН. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды, придумать название для вашей команды. Победит та команда, которая правильно будет отвечать на вопросы, наберет больше очков (шишек). Для подсчета очков нужно выбрать жюри (можно пригласить младшего воспитателя).

Под музыку «Ужасно интересно все то, что неизвестно», музыка Шаинского, команды проходят на свои места.

Воспитатель:

Игра «Хотим все знать»,

Я думаю, пройдет

Активно и нескучно.

1 конкурс: «Приветствие команд».

Воспитатель. А теперь я попрошу, Вас загадки разгадать!

2 конкурс: «Загадки о животных».

1. Рыже-огненный комочек, с хвостиком как парашют.

По деревьям быстро скачет, Так ведь это… .(Белочка)

2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

3. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

4. За деревьями, кустами.

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

5. Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

6. На овчарку он похож,

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

7. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

8. Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

3 конкурс: «Угадай, чей хвост?» (показ иллюстраций).

у лисы – лисий; у зайца – заячий; у волка – волчий; у медведя – медвежий; у белки – беличий; у лося – лосиный; у кабана – кабаний; у оленя – олений.

4 конкурс: «Конкурс имитаций» (изображение разных животных).

По походке - лиса, волк, медведь, заяц;

По рогам - лось, олень;

По прыжкам – белка, заяц;

По звукоподражанию – кабан, волк, медведь.

Воспитатель: Предлагаю я командам

В этот конкурс поиграть.

На серьезные вопросы

Вам придется отвечать

За одну минуту только

Вы должны свой дать ответ.

5 конкурс: «Назови признаки животных» /Какой? Какая? /

лиса – /хитрая, рыжая, пушистая/;

заяц –/трусливый, длинноухий/;

медведь -/бурый, косолапый, неуклюжий/;

белка - /проворная, быстрая/;

волк - /злой, серый, зубастый, страшный/;

лось - /рогатый, сильный/.

Воспитатель: Все отлично потрудились.

Поиграть пришла пора.

Физкультурная минутка «Звериная зарядка».

Раз — присядка, Два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало — начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх).

6 конкурс: «Кому что дадим?» (работа с картинками).

Мясо - /волку/; мед - /медведю/; Морковку - /зайцу/; орехи - /белке/; Яблоко - /зайцу/; траву - /лосю/.

7 конкурс: «Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные»

«Лисичка-сестричка и серый волк»; «Рукавичка»; «Заяц - Хваста»; «Ёж и заяц»; «Два жадных медвежонка»; «Теремок», «Колобок» и др.

8 конкурс: «Назови маму»

Медвежонок - /у медведицы/; лисенок - /у лисицы/; Зайчонок - /у зайчихи/; ежонок - /у ежихи/; Волчонок - /у волчицы/; лосенок - /у лосихи/.

9 конкурс: Что? Где? Когда?

1. Чем отличаются дикие животные от домашних животных?

2. Как человек заботится о диких животных?

3. Какую пользу приносят дикие животные?

4. Какие повадки диких животных вы знаете?

5. Где живут дикие животные? /в норе, в берлоге, в дупле/.

1. Как приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? /линька, спячка/.

Воспитатель: И вот закончилась игра

Но мы надеемся, что с ней…

Вы стали чуточку умней.

(Все участники награждаются медалями «Друг природы»).

Познавательно-творческий проект «Дикие животные зимой»
Публикации по теме:

Проект «Дикие животные» в ясельной группеПроект «Дикие животные» в ясельной группе Актуальность: На земле живут тысячи различных животных. Нет человека, который не любил бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними. Дошкольное.

Беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группеБеседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой. Задачи: - расширять и углублять представления детей о зиме и диких животных;.

Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой» Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. " Цель: Продолжать формировать.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Дикие животные зимой»
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 15:54
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки