Светлана Юнусова
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В подготовительном дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития ребёнка имеет приобщение его к миру взрослых людей и к созданным ими предметам труда. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает профессиональный интерес, приобщение к ценностям людей, формирует всестороннее развитие детей на выходе из детского сада, в том числе и готовность к школе, а в будущем и профессиональное ориентирование личности. Именно поэтому возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей, родственников способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию связной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный путь человека.
Публикация «Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста „Все профессии нужны, все профессии важны“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта :
Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей/родственников и месту их работы.
Задачи проекта :
- развивать интерес у детей к разным профессиям;
- формировать отчетливые представления о роли труда в жизни общества и каждого человека;
- помочь понять детям важность, необходимость каждой профессии;
- создать условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разным профессий;
- воспитывать уважение и благодарность к людям, занимающихся трудовой деятельностью, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни;
- развивать связную речь, лексико-грамматические категории;
- активизировать словарь по теме «Профессии»;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать психические процессы (воображение, память, и др.);
- побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Сроки реализации: 2 месяца
Тип проекта : познавательно – творческий.
Участники проектной деятельности : воспитанники и родители подготовительной группы № 9, педагоги.
Продукт проекта : видео-фильм «Все профессии важны, все профессии нужны», выставка орудий труда людей разных профессий (1 этап);
создание условий для игровой деятельности (2 этап) .
Ожидаемый результат:
- дети знают название профессий, трудовые действия, орудия труда;
- дети имеют представление о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда)
- дети умеют образовывать прилагательные от существительных (стройка – строительные профессии, медицина-медицинские, врач-врачебный, груз-грузовой);
- образовывать новые существительные (кран-крановщик, портной-портниха, продавец-продавщица, летчик-летчица);
- подбирать признаки (ответственный, заботливый, умелый, сильный, опасная и т. д.);
- составлять рассказ о профессии, опираясь на схемы, картинки и по вопросам;
- дети выполняют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
Этапы работы
1 этап. Подготовительный.
На первом этапе были определены: тема и название проекта. Сбор и анализ информации по теме проекта, создание предметно-развивающей среды, подбор художественной и методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, создание презентаций. Составление картотеки речевых игр на формирование лексико-грамматических конструкций, на совершенствование произносительной стороны речи – чистоговорки, пословицы, загадки. Планирование деятельности. Беседы с детьми.
Проблема: Беседа с детьми показала, что не все дети знают кем работают их родители. Некоторые дети называли трудовые действия, но не могли назвать профессию мамы и папы.
Тогда дети захотели больше узнать о том, где работают их родители и какие трудовые обязанности выполняют. После чего презентовать другим ребятам одну профессию.
Где найти информацию?
- узнать у родителей;
- стихотворение найти в литературных источниках, в интернете, сочинить совместно со взрослыми.
Какой результат мы хотим получить?
Для презентации необходимо было совместно с родителями подобрать стихотворение, выучить его и записать на видео. Все видео педагог собирает в один фильм о профессиях.
Кроме того, мы решили в группе организовать выставку предметов, которые так или иначе связаны с презентуемой профессией.
2 этап. Планирование.
Дети совместно с родителями выбирают одну профессию, которую собираются презентовать, для съемок подбирают необходимые атрибуты (одежда, предметы труда, продукты труда, снимают небольшие презентационные видеоролики, отправляют педагогам.
Наташа решила рассказать о профессии повара, Варвара о профессии своей мамы – мастер по маникюру, Саша – о профессии папы, а Вера и София решили презентовать профессию бабушки.
Педагоги в свою очередь для поддержания интереса к теме, организует деятельность детей в группе по данной теме, создают предметно-пространственную развивающую среду для осуществления игровой деятельности.
Мероприятия с детьми:
1. Презентация «Профессий на селе»
2. Презентация – экскурс в прошлое «Когда и как возникли профессии».
3. Электронная дидактическая игра «Кому что нужно»
4. Математическая игра на ориентирование «Посади огород»
5. Беседа «Профессии в городе»
6. Лепка «Продукция заводов и фабрик» (НОД по центрам развития)
7. Раскраски «Разные профессии»
8. Настольные игры: «Профессии», «Кому что нужно»
9. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Кухня», «Мастерская», «Магазин», «Парикмахерская», «Полицейский участок» и др.
10. Игры-имитации
11. Виртуальная экскурсия в музей профессий
12. Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь?»
13. Презентация «Все работы хороши»
14. Загадки о профессиях
15. Дидактическая игра «Машины на службе у людей разных профессий»
17. НОД «От куда хлеб пришел?»
18. Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский «Кем быть», С. Михалков «Дядя Степа», Г. П. Шалаева «кем сне стать?».
19. Пословицы и поговорки о труде
20. Дидактическая игра «Собери пословицу»
21. Знакомство с народными мастерами и народными росписями. Продуктивная деятельность «Дымковская игрушка».
22. Рассматривание иллюстраций по теме «Профессии»
23. Составление рассказа по сюжетным картинкам и серии сюжетных картинок.
24. Составление описательного рассказа о профессии по опорной схеме : «Профессии. Трудовые действия».
25. Показ презентации «На страже нашей Родины»
26. Показ презентации «Такие разные доктора»
27. Дидактические игры: «Найди пару», «Четвертый лишний»
28. Рассказы детей «Кем работают мои родители».
29. Чтение и театрализации Стихотворения Михалкова «А что у вас?»
30. Беседа по ОБЖ «Правила работы с различными инструментами»
31. Беседа – рассуждение «Как тело человека влияет на работоспособность»
32. Викторина «Профессии разные нужны»
Мероприятия с родителями:
1) Консультация «Игры в профессии»
2) Выставка орудий труда;
3) Рекомендации по чтению литературы;
4) Подборка стихов, разучивание с детьми, съемка презентационных видеороликов.
3 этап. Сбор и обобщение информации.
Воспитатель на этапе сбора информации напоминает родителям и детям о том, в какой форме нужно подготовить презентацию, дает советы по поиску информации.
Когда все презентационные видеоролики будут собраны, педагоги добавляют фотоматериалы в проект и создают один большой видеопроект по профессиям.
Кроме того, педагоги в группе оформляют выставку орудий труда людей разных профессий.
5 этап. Анализ результатов работы.
Продуктом проекта стали :
- выставка орудий труда людей разных профессий;
- участие детей в викторине «Профессии разные нужны, профессии разные важны»;
- видео-фильм «Все профессии важны, все профессии нужны»
Видеопроект презентован детям, которые принимали участие в проекте, родителям, а также педагогам детского сада.
Подводя итоги проделанной работы, хочется сказать, что поставленной цели мы добились. У детей систематизированы знания о профессиях, о предназначении человека, накоплены знания об окружающем, развиты коммуникативные навыки, а также, немаловажно, положена первичная основа личностного становления ребёнка на пути профессионального становления в будущем.
Дети с удовольствием принимали участие в проекте. Многим понравилось совместно с родителями снимать видеоролики. Они получились все разные, индивидуальные и каждый по- своему интересен.