Лучший педагог года

Познавательно-творческий проект «Наш веселый огород на окне»

Лариса Филимонова
Познавательно-творческий проект «Наш веселый огород на окне»

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа – детский сад №301»

структурное подразделение дошкольный инклюзивный центр

Проект «Наш веселый огород на окне»

Разработала воспитатель:

Филимонова Л. Н.

Омск 2016

Проект «Наш веселый огород на окне»

Публикация «Познавательно-творческий проект „Наш веселый огород на окне“» размещена в разделах

Тип проекта : исследовательско-творческий: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде творческого продукта.

Продолжительность проекта : среднесрочный: с 22.03 – 27.04. 2016 года.

Проектная идея.

Создать в группе детского сада огород, вырастив зеленый лук.

Участники проекта : дети, родители и воспитатели.

Проблема:

Дети обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах.

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме

2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы и другие семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.

3. Составить перспективный план мероприятий

Девиз проекта

У окошка лук зелёный,

Ярким солнцем освещенный,

Стрелы вытянулись в ряд,

Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зелёный лук,

Он здоровью верный друг!

Пояснительная записка

Проект разработан для детей старшей группы.

Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, познакомятся с историей возникновения лука.

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети с воспитателем проводят исследовательский эксперимент, выводы представляют их в виде рисунков в дневниках наблюдений.

Осуществляя проект, воспитатели пользуются различными источниками и способами передачи информации.

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через исследования лука и способов его выращивания в домашних условиях.

Актуальность

Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но, ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен? При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим.

Возникла идея реализовать проект «Наш веселый огород на окне» и предложить детям совместно с родителями посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он, при этом учесть, что посадка лука может быть выполнена в самом различном виде.

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Цель: создать грядки на подоконнике.

Задачи:

1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком ранней весной в комнатных условиях.

2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.

3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.

4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.

Работа с родителями.

1. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – землю, луковицы для посадки.

2. Домашнее задание – подобрать пословицы, поговорки и загадки о луке, записать их в дневники наблюдения, просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.

3. Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки, рисунки о луке.

1 ЭТАП – подготовительный.

В группе детского сада мы оформили грядки на подоконнике, родители приобрели семена, землю, принесли луковицы для каждого ребенка. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.

2 ЭТАП – исследовательский.

Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы: «Лук и чеснок», «Лук от семи недуг».

3 ЭТАП – заключительный.

• Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

• Оформили выставку поделок «Луковые чудеса».

Провели дидактические игры: «Что сажают в огороде, «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное — несъедобное» «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».

Результат.

1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука.

2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

План реализации проекта.

Месяц Неделя Игра, беседа, наблюдение Эксперимент Чтение художественной литературы

Март

Апрель 4-я неделя Что где растёт?

Цель: знакомить детей с названием овощей и фруктов; дать детям представление об их классификации Земля.

Занятие- беседа - исследование: Узнаем, какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.

Материал, оборудование: земля в контейнерах

Опилки. Где быстрее прорастет лук в земле или в опилках.

Рассказывание сказки Д. Родари "Чиполино

1-я неделя «Что лишнее?»

Оформили дневники наблюдений. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.

Опытно-экспериментальная деятельность: Посадка лука в землю, в песок, в опилки.

«Строение лука»

2-я неделя «Узнай на ощупь»

Ц. продолжать развивать у детей умение распознавать овощи на ощупь; развивать способность к сравниванию; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы Вода

Занятие - опыт- эксперимент: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем) Чтение художественной литературы – стихи про лук.

Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора.

3-я неделя «Съедобное — несъедобное»

«Что сажают в огороде, «Что где растет?».

Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.

Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы Солнце

Занятие - опыт - эксперимент: Солнце и лучок.

Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой - закрыт темной пленкой).

4-я неделя Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.

«Рисование»

Тема: «Лучок».

Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы;

проводить линии в разных сочетаниях;

пополнять словарный запас детей;

развивать речь и мышление;

воспитывать отзывчивость и аккуратность. Чтение поговорок о луке.

Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора.

«Опиши, я отгадаю»

Цель: учить классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Беседа «Чем хорош лук?

Цель: узнать полезные свойства лука

Разучивание стихов о луке. Театрализованная игра (сценка о луке). Человек

Занятие - опыт- эксперимент: Человек и лук

Цель: Выявить, насколько луку необходим уход человека.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Заключительное мероприятие с родителями «Луковые посиделки».

Готовим выступления детей (чтение стихов, сценка «Луковые посиделки, конкурсы и маленькие поделки для родителей).

«Луковые посиделки».

Вед. Мы рады вас приветствовать на наших посиделках. Настало время рассказать, как всё проходило, что мы узнали нового и интересного. Демонстрация слайд –шоу.

Немного из истории лука.

История лука

Лук пожаловал в наши края из Средней Азии. Применяют его не только в качестве обычного овоща, добавляя в супы и салаты, но также и как лекарственное средство вот уже более 4000 лет.

Еще в Древнем Египте лук является священным растением. Форма луковицы напоминала древним людям Луну, в начале его не применяли в пищу «земное подобие луны». Затем люди раскрывали лечебные свойства лука. Рабы и крестьяне при постройке пирамиды Хеопса стали есть лук в огромном количестве, так как он придавал им силы, здоровье. Лук поистине стал божественной пищей.

Несколько интересных фактов о луке

•Потребление репчатого лука на душу населения в России составляет 11 кг в год.

•Сегодня известно около 400 видов лука, немного больше половины из них выращивают в России.

•Репчатый лук получил свое название от внешней схожести с репой.

•Если вы придерживаетесь диеты, не стоит исключать из нее лук. Этот овощ – отличный сжигатель жиров. Существует даже специальная луковая диета, во время которой нужно употреблять луковый суп.

•Самый большой лук в мире весил 6 килограмм и был выращен в Англии.

Лук растение необыкновенное (зеленый лук, лук порей, лук батун, лук слизун, сладкий лук, красный лук).

Все привыкли, что лук – обычное растение, а на самом деле лук является сказочным персонажем в мультфильмах, сказках, например, такой интересный герой сказки Джанни Родари как Чиполлино, луку посвящено много стихотворений, пословиц, поговорок.

Всем настолько полюбился этот замечательный сказочный герой – луковка, что в селе Мячково Коломенского района 28 августа 2009 года был открыт памятник луку. Теперь в самом центре села возвышается фигура весёлого мальчика-луковки, надпись на табличке гласит: «Счастье наше луковое». Необычный памятник луку есть и в Венгрии.

Лук используют в приготовлении пищи и для украшения. Блюда с луком полезны и вкусны (красивые картинки).

Луку даже выделили отдельный праздник – в начале сентября. Этот праздник широко празднуется в поселке Лух Ивановской области.

Лук – это полезное, интересное и необычное огородное растение! Кушайте лук и будьте здоровы!

Посадили лук весёлый

Чтобы вырос он огромный

Ведь наш лук хорош везде

И в лекарстве и в еде

Вверх зелёная стрела

Прямо в луке проросла,

Лук не даст лететь стреле –

Бородой прирос к земле.

Вышла Маша в огород,

В огороде - лук растёт.

Поливаем мы лучок,

Золотой его бочок

Лейка, лейка!

Лей, лей!

Грядка, грядка!

Пей, пей!

Ребята. А кто знает загадки о луке?

Расскажите, что вы знаете о луке и его полезных свойствах (ответы детей). Совершенно верно, лук – это очень полезное растение. В нем содержатся летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробов, поэтому так важно есть репчатый лук: он помогает нам справится с простудой и не только.

Скажите, а какие нужны условия, для того чтобы растение выросло (ответы детей?

Сценка «Лук – лучок».

Выскакивает Лучок

Лучок:Я и репчатый, и зелёный, Я и сушеный, и солёный. Как приправа к блюдам

Я полезен людям! Угадали? Я ваш друг — Я простой зелёный лук!

На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья

Ведущая

Жили-были в деревне Луковка дедушка Лука Лукич бабушка Лукерья Лукьяновна

И были у них внучата-лучата, весёлые ребята?

ЛукаЛукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка

Лукашка: Здравствуйте, бабуля. здравствуйте, дедуля.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая) : Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп. Бабушка Лукерья: Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня все исправят. Лук от семи недуг.

Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Бабушка Лукерья (ласково) : Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая - и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Лукашка:

А почему здесь так много лука?

Бабушка Лукерья

В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время гриппа нужно развешать в комнате лук. Он очищает воздух и убивает всех микробов. Достаточно в течении трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все микробы..

Дед Лукьян: А еще от луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста. Можно луковой шелухой покрасить яйца для праздника «Пасха».

Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременнобуду его есть.

Все уходят. Появляется Лучок

Лучок:

Лук зелёный - объеденье!

Он приправа к блюдам

Ешьте, дети, лук зелё ный:

Он полезен людям.

Витаминов в нём не счесть

- Надо лук зелёный есть!

И головки лука тоже

Нам полезны и пригожи.

Спасибо вам ребята за хорошее исполнение.

А ребята еще знают стихи о луке.

1. Почему от лука плачут? (Маша Д)

Говорят, он очень злой.

Кто же злит его на даче?

Почему же он такой?

Я у бабушки спросила: - Расскажи мне, почему?

И она мне объяснила, Разъяснила что к чему.

Что лучок - полезный овощ,

И никто его не злит.

Он всегда спешит на помощь,

От микробов защитит.

Лук сырой, конечно, горький,

А чеснок ещё горчей.

Но зато помощник стойкий

От простуды для людей.

2. В банку мы воды налили, (Влад К.)

Лук пузатый посадили.

Он на банке, как на троне

В новой зубчатой короне.

Только вот одна беда –

Очень мокнет борода.

3. Я - лук, я — Чипполино, (Даня Х.)

Веселый, озорной.

Простуды и ангины

Не справятся со мной.

4. На Букву «Л» тут зреет Лук, (Ильяс)

Он для здоровья лучший друг.

Хоть Лук порой до слёз доводит,

Но со стола у нас не сходит.

В салат порежем мы лучок,

Иди, сорви скорей пучок.

А сейчас ребята и уважаемые взрослые настала пора поиграть.

Я предлагаю вам разделиться на две команды. У каждой команды, конечно, должно быть название. Придумайте его и представьте свою команду.

Первое задание – разминка.

Пословицы про лук появились в устной народной речи давно.

Я буду говорить начало пословицы – вы её продолжение.

• Лук с чесноком …. (родные братья).

• Лук – добро и в бою и …. (во щах) (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами) .

• Лук семь недугов (лечит).

• Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.

• Лук во щах …. так и голод прощай.

• Лук да баня всё правят.

Второе задание потруднее. Нарисовать Чиполлино. Обе команды рисуют одновременно.

Третье задание «Собери урожай лука». С закрытыми глазами собрать в корзину только лук.

Уважаемые родители. Мы с ребятами приготовили для вас маленькие подарочки игольницы - луковки на память о нашей встрече.

Приложение 1

Фотоотчёт о проделанной работе

Посадили лук весёлый

Чтобы вырос он огромный

Ведь наш лук хорош везде

И в лекарстве и в еде

Индивидуальная посадка лука, оформление огорода

Вверх зелёная стрела

Прямо в луке проросла,

Лук не даст лететь стреле –

Бородой прирос к земле.

Дети наблюдали, как прорастает лук в песке и опилках.

Взошли у нас томаты

Маленьким исследователям всё интересно, прилежно записывают и зарисовывают свои наблюдения

Стрелки лука, растущего на подоконнике высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все луковицы.

Посадили огород,

Посмотрите, что растет.

Будем мы ухаживать, будем поливать,

Будем за росточками

Дружно наблюдать.

Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг

Потому что это - лук!

В сто одёжек лук одет,

Ребятишкам на обед.

Режем мы его в салаты

Добавляем лук в борщи…

Список используемой литературы

1. Сказка Д. Родари "Чиполино".

2. Корнилова В. М. "Экологическое окно» в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008г. - 123 с.

3. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Просвещение, 2006г. -93 с.

4. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб. : Акцидент, 1998г. - 319 с.

5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-синтез, 2004г. - 91 с.

6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. - М. : Мозаика - Синтез, 2006г. - 104 с.

7. Осипов Н. Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. - М: Педагогика-ПРЕСС, 1998г. - 208 с.

8. Смирнов А. «Зачем луку луковица». – М. : Малыш, 1990г. – 24 с.

Публикации по теме:

Проект «Огород на окне»  (вторая младшая группа)Проект «Огород на окне»  (вторая младшая группа) Проект «Огород на окне»Авторы: Шеина Наталья Васильевна Епанчинцева Мария Анатольевна Актуальность: Это детский исследовательский проект.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» Проект «Огород на окне»Тип проекта:познавательно – исследовательский. Вид проекта:краткосрочный, групповой. Продолжительность:1 месяц. Участники.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» Буйволова СветланаПознавательно-исследовательский проект «ОГОРОД НА ОКНЕ» Проект: краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий.

Проект «Огород на окне» в первой младшей группеПроект «Огород на окне» в первой младшей группе Тема проекта. «Огород на окне». Цели и задачи проекта. Обогащать представления детей о растениях, встречающихся в ближайшем окружении, обобщить.

Проект «Огород на окне» Автор: Тарасова Е. П. воспитатель МАДОУ детский сад № 15 «Золотая рыбка» г. Туймазы 2015 г. февраль-март 2015 г. Расшумелся народ.

Проект «Огород на окне» Познавательно – исследовательский проект «Огород на окне»«Ранчо дяди Тома» Это чудо огород на окошке он растет! В форме ранчо он оформлен.

Проект «Огород на окне» МБДОУ «Каменский детский сад» Старшая разновозрастная группа. Воспитатель: Красинская Светлана АнатольевнаПознавательно – исследовательский.

Проект «Огород на окне» в средней группеПроект «Огород на окне» в средней группе Проект: краткосрочный. Тип проекта: познавательный, исследовательский Продолжительность проекта: 1 месяц (апрель) Участники проекта:.

Проект в средней группе «Огород на окне»Проект в средней группе «Огород на окне» Проект в средней группе "Огород на окне". Выполнили: воспитатели средней группы Уразова Н. Е, Курбанова Р. Р. Цель проекта: создание условий.

Проект во второй младшей группе «Огород на окне» Проект во второй младшей группе «Огород на окне» Пояснительная записка Название проекта: «Огород на окне» Участники проекта: родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Наш веселый огород на окне»
Опубликовано: 19 апреля 2016 в 15:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД