Познавательное комплексное занятие «Путешествие в прошлое Заонежья. Сказки Заонежья»

Анна Орехова
Познавательное комплексное занятие «Путешествие в прошлое Заонежья. Сказки Заонежья»

Познавательное комплексное занятие

по теме: «Путешествие в прошлое Заонежья. Сказки Заонежья»

Автор: Орехова Анна Александровна

Направление развития: познавательно-речевое, национально –региональный компонент.Цель: сохранение и распространение родной уникальной культуры, фольклора, особенностей языка и традиций карельского народа на примере жителей Заонежья (Республика Карелия).

Задачи:

1. Продолжить погружение детей в этнокультурную среду старинного Заонежья по средствам использования ИКТ – технологий и интеграции образовательных областей.

2. Продолжить учить устанавливать сходства и различия между временными периодами настоящего и прошлого, между жителями города и деревни на примере элементов быта, фольклора, природы.

3. Формировать положительное восприятие речи жителей Заонежья, интерес с историческому прошлому, к фольклорному наследию.

4. Развивать умение анализировать, сопоставлять сказки Заонежья и русские народные сказки.

Рекомендуемый возраст – подготовительная группа, дети 6-7 лет

Продолжительность занятия – 25 -30 минут

Место проведения: музыкальный зал

Вещный ряд: объекты нематериального наследия – скамьи, домотканые дорожки, лапти.

Методические приемы:

- Технологии: ИКТ – технологии, РТВ-ТРИЗ, игровые.

- Приемы: игровые, музыкальные движения, слушание, игры- хороводы,

- Формы работы с аудиторией – беседа

Научно-методические пособия: мультимедийный проектор, слайды с использованием фотографий с фонда музея – заповедника «Кижи», а также любительские фотографии. Фрагменты фильма «Тени исчезают в полдень» (1971 г., режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский, «Вечный зов» (1973 г., режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский).

Пояснительная записка:

Актуальность материала:

Сценарий данной образовательной деятельности из серии тематических занятий по теме «Путешествие в прошлое Заонежья», входит в систему работы по реализации программы «Юные исследователи этнокультурного наследия Заонежья». Использование ИКТ –технологий позволяет педагогам в увлекательной познавательной форме сформировать у старших дошкольников представления об уникальности Заонежья – одной из достопримечательностей Карелии. По средствам «путешествий» во времени и пространстве дети знакомятся с природой старинного Заонежья, особенностями быта, местного диалекта, промыслов, традициями, фольклорным наследием народа, проживающего сотню лет назад.Отличительная особенность: в презентации, сопровождающей занятие, используются фрагменты из фильмов «Вечный зов» и «Тени исчезают в прошлое». Благодаря данной задумке удалось наибольшим образом оживить впечатления детей, рассмотреть больше деталей и особенностей старины. И хотя события этих фильмов разворачиваются на примере жителей сибирской деревни с 1902, их быт сродни жителям старинного Заонежья начала 19 столетия. Еще одна наша «изюминка» - на каждое занятие мы вносим свои находки. В одних случаях –предметы старины, в других – это детские игры, песни, сказки, которые не печатались ни в одном сборнике, а были унаследованы от жителей п. Ламбасручей и с. Великая Губа Медвежьегорского района Республики Карелия в ходе реализации проекта «Юные исследователи этнокультурного наследия Заонежья».

Вовлечение детей в проблемно –поисковую деятельность позволяют старшим дошкольникам наиболее полно погружаться в изучаемую тему, своими глазами «увидеть, почувствовать, услышать, прикоснуться» к историческому прошлому родного края.

Особенность проведения.

Данную образовательную деятельность проводят 3 педагога: первый - педагог группы, выполняющий роль воспитателя, сопровождающий детей «в прошлое», второй педагог – носитель заонежского диалекта - «жительница старинной деревни», третий - обеспечивает музыкальное сопровождение (фоновое, хороводы, игры, песни по содержанию сценария, переключает слайды в зависимости от заданного контекста. Виртуальное путешествиевсегда начинается одинаково: дети входят в зал под знакомую мелодию и заводят хоровод. Затем отправляются в прошлое то на ковре-самолете, то на корабле, а на примере данного занятия – на дровнях. Детей в старинной деревне встречает хозяйка – «большуха» с дочкой (эту роль выполняет девочка подготовительной группы, её заранее познакомили с игрой, в которую она пригласит играть детей).

Сценарий занятия:

Дети с воспитателем заходят в зал и на уже знакомую мелодию заводят хоровод:

1. На лугу, у ворот,

Где рябина растет,

Мы тенёчке –холодочке

Заведем хоровод. Перемещаются «змейкой» по залу

Проигрыш

Выходят в круг,

перестраиваются в пары.

2. Про Карелию поем,

В гости всех позовем.

И чернику, и бруснику

Собирать в лес пойдём.

На 4 шага идут в круг

На 4 шага идут из круга.

«собирают» ягодки

Проигрыш. делают «лодочки» из пар

3. Неспроста говорят,

Что наш край богат:

Здесь леса и озера

Голубые блестят. кружение в парах,

руки «лодочкой»

Проигрыш. встают в круг

4. Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Наш карельский край! из круга ведущий

выводит детей «змейкой»

ведет детей в полукруг.

В конце зала, на большом экране подготовлена презентация на слайдах к занятию «Путешествие в старинное Заонежье».

Содержание и номер слайда Содержание беседы взрослого и детей

№ 1 изображение детского сада.

Я знаю, что вам нравиться путешествовать в прошлое Заонежья, в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Хотели бы вы сегодня снова туда отправиться?

На чем можно отправиться в прошлое? (ответы детей). Вспомните, в то далекое время не было ни машин, ни автобусов. На чем ездили и как перевозили грузы жители старинного Заонежья? (на дровнях)

№ 2 -дровни

№ 3 – лошадь впрягли в дровни

Чтоб вы лучше могли понять, как жили давным – давно, предлагаю отправиться в путешествие на старинных дровнях, которые помогут перенести нас в далекое прошлое Заонежья (дети садятся на «дровни»). А что такое дровни? Для чего они предназначены? В старину дровни очень помогали в хозяйстве. На них ездили в другие деревни. На больших дровнях перевозили сено, к маленьким - цепляли спиленные для дров деревья и волокли к домам.

№ 4 – поляна

- Итак, садитесь по удобнее, мы отправляемся в путь. дровней мы напросим овчину, чтоб в пути теплее было. Вот мы с вами на дровнях выехали за окраину Петрозаводска, дальше едем лесной дорогой напрямик.

№ 5- 6

Обратите внимание, чем дальше в глубину леса мы едем, тем больше снега. Как вы думаете, почему за городом, в лесу еще много снега? (солнце плохо проникает сквозь макушки деревьев, снег не вывозили как с тротуаров в городе, не посыпали песком). А разве не было гололеда в старину? Тогда как с гололедом боролись? Подумайте, чем хозяйка могла посыпать лед? Что в каждый день можно собирать в совок и выкидывать? (после сгорания дров образовывались угли и зола. Угли использовали для разжигания самовара, а золой посыпали скользкие дорожки и для быстрого таяния снега после заснеженной и затяжной зимы посыпали поля)

№ 7 - 8 лес (с озвучкой) - Давайте полюбуемся красотой леса. Что видите? Что слышите? (дятел стучит, снег скрипит под полозьями, ветка треснула). Вдохните глубоко. Ребята, почувствуйте, как пахнет весной в лесу. Какие запахи ощущаете? (запах сырости от таяния снега, запах гниющей листвы, коры разных деревьев)

-- Перечислите, какие деревья растут в Заонежье (березы, осины, липы, хвойные –сосны, ели).

№ 9 -10 - лес - Ребята,а как понять поговорку: «Лес кормит и лечит человека»? (Летом жители деревни собирали в лесу целебную траву для чая, по осени – грибы и ягоды, зимой – заготавливали дрова, чтоб потом приготовить в печи еду, охотились, весной – березовый сок и почки. Из дерева и коры делали посуду для хранения продуктов).

№ 11 -12 зимний лес

- Чем ближе мы приближаемся к старинному Заонежью, тем больше видим снега. Как вы думаете, почему? Вспомните мы рассматривали карту Заонежья, говорили про климат. Заонежье находится севернее Петрозаводска. Раньше погода была суровее, зимы морознее, весна затяжная.

№ 13 -14 вид проезжающего на дровнях крестьянина

Мимо нас проезжает на дровнях мужчина, значит деревня недалеко. А для чего служили дровни? (на них ездили в другие деревни, перевозили грузы)

Какие грузы тогда могли перевозить? (дрова, мешки с зерном, сено для домашних животных)

№ 15 – фрагмент видео – везут мешки - Вот как раз мы и видим, мимо нас проезжает мужчина на дровнях и везет мешки, возможно с зерном.

№ 16 –фрагмент видео – въезжают на санях в деревню - А вот впереди нас въезжают в деревню на дровнях еще двое мужчин. Давайте и мы за ними въедем.

№ 17 – вид заонежского дома с торца - Вот мы едем по деревне к дому, в котором проживает наша знакомая хозяйка с большой семьей.

№ 18 - старинный двор - Устали сидеть? Затекли руки и ноги? Надо размяться.

Выходите с дровней, распрягаем лошадь. А вот и Аннушка нас встречает. Здравствуй! Мы опять в гости к вам пожаловали.

А: Давайте поиграем возле дома.

Дети встают в круг. В центре –ребенок в роли бабушки.

Дети: бабушка, бабушка, что ты делаешь?Б: Яму копаю.Д: бабушка, бабушка, зачем ты яму копаешь?Б: иголочку ищу.Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе иголочка?Б: мешечек сшить.Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе мешечек?Б: Денежки хранить.Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе денежки?Б: часовеньку построить.Дети: бабушка, бабушка, зачем тебе часовенька?Б: Богу молиться.

Дети: бабушка, бабушка, пусти нас в часовеньку!

Бабушка ловит одного из детей и тот выполняет роль бабушки.

№ 18 – вид дома Выходит хозяйка дома – большуха (второй воспитатель) в одежде деревенской женщины 20 – 30 годов ХХ века.

Хозяйка: Услышала детский смех. Вот вышла посмотреть. Проходьте, гости дорогие, замерзли поди? Так милости просим в избу к нам.

№ 19 – вид старинного помещения избы возле печки Присаживайтесь на лавки, гости дорогие. Садитесь ближе к печке, погрейтесь. А я позову других своих детей, да расскажу вам сказку.

№ 20 - фрагмент видео (дети садятся на печь. У Веры в руках газета).Хозяйка: Ванюшка да Верушка, подьте с ребятами слушать сказку. Залезайте на печь.

Воспитатель: а мы для вашей Веры газету привезли, пусть читает.

Х: Верушка, у мня умна, грамоте чуток обучена, может газету иль книгу почитать. А вот мы с бабушкой читать не умеем, а сказки по памяти рассказать можем.

Воспитатель: Да ребята, в ту давнюю пору в деревнях школ не было и мало кто умел читать даже из взрослых.

Вера и Ваня сказку будут на печи слушать, а мы рядом на лавки сядем.

№ 21 – вид печки с другой стороны Хозяйка рассказывает сказку на заонежском диалекте «Снежна внучка».

В: Ребята, вспомните, на какую русскую народную сказку похожа эта сказка? Что общего? Чем отличается?

Аннушка: А давайте поиграем в «Гусачок»!

4 девочки «пьют чай». Приходит 1-й мальчик, стучит каблучком.

Девочки: Кто там?

Мальчик первый: Ёрш-ершович, Иван Петрович!

Девочки: Чё те надь?

Мальчик: пришел поиграть, веселиться и плясать!

Девочки: Чё тя есть?

Мальчик: грошь

Девочки: фу, парень не хорош!

Мальчик второй: Ёрш-ершович, Иван Петрович!

Девочки: Чё те надь?

Мальчик: пришел поиграть, веселиться и плясать!

Девочки: Чё тя есть?

Мальчик: бубликов восемь!

Девочки: Встают, делают поклон. Милости просим!

Далее дети под музыку танцуют кадриль.

22- вид двора - В: Спасибо, хозяюшка, за гостеприимство, в обратную дорогу нам пора.

Х: приезжайте к нам в мае, посадочных работ будет много, может поможете?

В: конечно поможем! Правда, ребята?

№ 23 –24 лес Воспитатель: Мы возвращаемся на дровнях обратно в современный Петрозаводск. Что нового узнали? (ответы детей)

Приложение: сказка на диалекте Заонежья

«Снежна внучка»

В одной досюльной деревне, жили-были старик со своей старухой. Жизнь прожили, а робят не нажили. Зима пришла, да пошли они на двор, стали катать себе рабенка из снега. И глазья, рот и нос слепили, да их рабенок и ожил. Деувка красива вышла. Радуются старики. Все по дому ладит-метёт, моет, прядет. Вот и зиму прожили. Лето стало, она всё в тень пихается. Деувки стали в лес собираться по грибы, да по ягоды. Пошли звать. Стали уговаривать. И она пошла. А самой то жарко, она все к деревинам ближе. Потом сдумали костер росжечь, да рыгать над ним. Так их внучка и спалилась. Ну тут дедка с бабкой плакать бросились. Да ничёго не поделать.

Пояснение: ударный слог на заонежском диалекте выделен жирным шрифтом и подчеркнут курсивом.

Словарь:

1. досюльной – старинной

2. робят – ребят (детей)

3. рабенка – ребенка

4. глазья – глаза

5. вышла – получилась

6. ладит – делает

7. стало – настало

8. пихается – прячется.

9. Деувки – девочки

10. к деревинам – к деревьям

11. сдумали – решили, придумали

12. спалилась – испарилась

13. бросились – начали, стали

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка)«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка) Детям всегда интересны таинственные миры прошлого. Тема существования динозавров также увлекает детей как Космос или современная техника.

Итоговое комплексное занятие в средней группе «Путешествие в страну Знаний»Итоговое комплексное занятие в средней группе «Путешествие в страну Знаний» Ребята, здравствуйте! Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! - Здравствуйте! -Ребята, сегодня я хочу пригласить вас отправиться.

Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров» «Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес.

«Космическое путешествие». Итоговое комплексное занятие в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» Видео Итоговое комплексное занятие в старшей группе по реализации образовательной области «Познание»: «Космическое путешествие». Цель: Продемонстрировать.

Комплексное занятие «Дед Мазай и зайцы»Комплексное занятие «Дед Мазай и зайцы» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу вам представить наше занятие на тему: "Дед Мазай и зайцы". h3] Цели: активизировать знания.

Музыкально-познавательное занятие «Путешествие в Японию. По следам матрешки» Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста.

НОД «Путешествие в прошлое куклы»НОД «Путешествие в прошлое куклы» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Познавательное занятие по развитию речи для детей 4 лет «Путешествие в «Белую сказку» Цель: Закрепление представления о белом цвете. Воспитание координации слова с движением, плавной, напевной речи. Развитие грамматического.

Проект «Путешествие в прошлое утюга»Проект «Путешествие в прошлое утюга» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА. Идея данного проекта возникла спонтанно. Так, после стирки кукольного белья возникла проблема - белье высохло,.

Занятие «Путешествие в прошлое ручки» для детей подготовительной группыЗанятие «Путешествие в прошлое ручки» для детей подготовительной группы Цель: познакомить детей с историей ручки. Задачи: продолжать развивать знание детей с процессом преобразования ручки, активизировать мыслительную.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Познавательное комплексное занятие «Путешествие в прошлое Заонежья. Сказки Заонежья»
Опубликовано: 13 марта 2020 в 22:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...

8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...


Горячие темочки