Познавательное развитие детей на занятиях НОД по изобразительной деятельности

кима казарян
Познавательное развитие детей на занятиях НОД по изобразительной деятельности

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В. А. Сухомлинский/

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным.

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы, он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку. В процессе творческой деятельности у детей развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Следствием этого является удовлетворение познавательной активности ребенка. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Деятельность с бумагой, красками, карандашами - отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению познавательной активности ребенка.

-Главной особенностью, которую нужно учитывать при планировании и разработке занятий для детей от 3 до 7 лет, является то, что все компоненты мышления и психики ребёнка, задействованные в процессе обучения, находятся в стадии формирования.

Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух, что также оказывает положительное влияние на познавательное развитие.

Изобразительная деятельность или продуктивная деятельность,так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки, имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря многообразию наглядности. Речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. То, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, является особенностью изобразительной деятельности. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.

В процессе изо деятельности следует предусмотреть выполнение работы небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми. Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей, отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность, нормализировать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения работы детьми.

Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, ребенок приобретает ни с чем несравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенный кусок. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя. Откуда же взялась зеленая? Для ребенка творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым. Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.

Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельностисовершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольников велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для познавательного развития детей. Деятельность с бумагой, красками, карандашами - отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. ИЗО деятельность активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, коммуникативных способностей, а в целом, помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Развитие мелкой моторики при использовании различных видов изобразительной деятельности оказывает заметное положительное влияние на состояние речи дошкольников. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, отражая, знакомые и близкие ему чувства, а также открывая чувства новые.

Организация совместной работы (коллективная, на занятиях по изо, является продуктивной деятельностью,которая выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими людьми - социально-коммуникативного развития. Создание общих картин в процессе изобразительной деятельности помогает осознать необходимость действовать совместно с партнером (взрослым). А общий результат, который в данном случае всегда богаче по содержанию, производит на детей яркое впечатление.

-Восприятие детьми целостного облика предмета.

-Вычленение основных частей этого предмета и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей)

- Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т. д.)

- Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям

- Повторное целостное восприятие предмета

Освоение большого числа разнообразных нетрадиционных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. А всё это прямым образом способствует формированию гармоничной личности, воспитывает дружеские отношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься, стремление радовать старших хорошими поступками, развивает осознание ребёнком своего места в обществе, формирует потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Дети рассматривают разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи, фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины, душистый табак). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов оттенков листьев.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (ель, сосна, можжевельник и др.) Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за снегом, инеем. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказание помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов мать-и-мачехи, купальницы, сурепки показывается разнообразие оттенков желтого цвета.

Организуя процесс восприятия искусства, я знакомлю детей с работами народных мастеров и произведениями декоративно-прикладного искусства.

Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка.

Изобразительная деятельностьи конструирование позволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи. Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции,на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь и красота окружающего.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в современном ДОУ Видео "Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в современном ДОУ" Информатизация общества.

Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности "Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности" Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.

Духовно-нравственное развитие детей в изобразительной деятельностиДуховно-нравственное развитие детей в изобразительной деятельности Тема: Духовно - нравственное развитие детей в изобразительной деятельности. Целью является духовно- нравственное воспитание и развитие.

Конспект занятия «Роль классической музыки на занятиях по изобразительной деятельности. Осеннее дерево» Цель: развитие творческих способностей детей, преодоление эмоционального дискомфорта. Задачи. Образовательная: сформировать представление.

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Цель: Познакомить родителей с основными приемами работы, используемые.

Приобщение детей к народным промыслам на примере использования бересты на занятиях по изобразительной деятельности В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве.

Проект «Познавательное развитие детей средствами театрализованной деятельности» Слайд № 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» Мансного района с. Н- Есауловка Проект на.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через ознакомление с природой ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБ ДОУ №5 г ПЕТУШКИ СКВОРЦОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ 1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ 2014 год «Мир, окружающий.

Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться.

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности 1. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью Основным признаком состояния этих детей является недоразвитие.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Времена года и погода
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Познавательное развитие детей на занятиях НОД по изобразительной деятельности
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 19:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки