Познавательное развитие детей раннего возраста посредством экспериментирования с веществами и материалами

Надежда Тишина
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством экспериментирования с веществами и материалами

Для организации развития исследовательской деятельности с детьми раннего возраста (детского экспериментирования)я поставила перед собой цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.Для достижения цели поставила следующие задачи: формировать у детей раннего возраста представления об объектах природы (вода, песок, камни); расширить представление детей о свойствах различных материалов; развивать умственную операцию – сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к природе. Все опыты и экспериментирование проводятся в игровой форме.

В группе имеется «Природный уголок, «Уголок экспериментирования», где знакомим детей с различными свойствами вещей, играем с песком, водой, бумагой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни и, как только у детей начинает формироваться познавательный процесс, они исследуют воду для игр. Проблема в том, что дети маленькие и не имеют достаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни человека и живых организмов. Всю работу с ознакомлением детей со свойствами воды, снега я объединила в проект «Волшебница вода».

Задачи: - дать детям представление о свойствах воды, формах, видах

- представление о роли воды в жизни человека и животных

- воспитывать бережное отношение к воде

- развивать речь, мышление.

Организационные формы: рассматривание картин, беседы «Вода нужна всем». Цель – дать представление детям о роли воды в жизни растений и животных. В природе землю поливает дождик, а комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев, без воды – засохнут, тоже самое и с животными; животные в природе могут утолить жажду в речке, а за домашними животными нужен уход.

«Почему воду нужно беречь?». Цель – научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу. Объяснить детям откуда берется вода в кране.

«Это волшебница вода». Цель – познакомить детейс различными природными явлениями: дождь, снег.Вода бывает разной: осенью дожди, зимой снег.

Наблюдая за сильным дождем из окон группы как стекает вода по стеклам,какие лужи после дождя на дорогах мы сделали выводы: дождь бывает разный – холодный, теплый, моросящий, ливневый. Для формирования у малышей интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик, дождик», рассматривали картины, играли в игры «Солнышко и дождик». Дети убедились, что дождь – это вода, но грязная, а из-под крана вода льется чистая.

Опыты с водой: почему осенью бывает грязно? Материал: лейка с водой, чашка с землей.Ход опыта: в чашку с землей налили воды (дождик идет, пощупали руками образовавшуюся грязь,сделали вывод: при соединении земли с водой образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно – подвела детей к пониманию таких явлений как дождь.

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что вода не имеет вкуса.

В игровой деятельности дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Сейчас на улице мороз, белый пушистый снег, самое время рассматривать многообразие снежинок, знакомиться с мягким снегом. Малышей знакомим с явлением неживой природы – снег. Снег тает, почему? В тепле превращается в воду. Провели эксперимент со снегом: дети узнали, что из снега можно лепить снеговика.

Проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. В игровой деятельности дети закрепляют знания о песке.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка, использую в своей работе кинетический песок. Детям нравиться играть с песком. Песок привлекает маленьких строителей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки. А если к этому я добавлю различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он придумывает, фантазирует, и проигрывает в игре жизненные ситуации. У детей активно развивается мелкая моторика. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. После нескольких занятий с песком дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычно для ребенка игровой среде.

«Рисуем на песке». Можно палочкой или зубочисткой рисовать геометрические фигуры, цифры, буквы.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке узоры из цветных бусинок, счетных палочек как по образцу, так и самостоятельно.

«Волшебный клад». Педагог заранее прячет маленькие игрушки в песок и предлагает ребенку их найти. Эту игру я использую для закрепления лексических тем, для развития мыслительных процессов - обобщения, классификаций. Мною замечено что дети с ОВЗ, взаимодействуя с кинетическим песком, намного быстрее стали усваивать новый материал, улучшилась связная речь, играя с песком, они получают разные эмоции.

Так как игра является ведущей деятельностью детей, то в играх с песком используем не только дидактический, но и природный материал, шарики су-джок.

Все знания в процессе экспериментирования закрепляли в художественном творчестве (лепка, рисование, дидактические игры, подвижные игры, а так же нами организуются развлечения «Незнайка в гостях у малышей», «В гостях у веселого Снеговика», «День рождение мыльных пузырей»).

Благодаря целенаправленной работе я пришла к выводу, что поощряя детскую любознательность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем мире.

Используемая литература:

1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование - СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015г

2. Мартынова Е. А., Сучкова Е. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Издательство «Учитель» 2009г

3. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством экспериментирования с веществами и материалами
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 15:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 апреля. День космических пришельцев на МААМ

Человечество давно задается вопросом, есть ли жизнь на других планетах. Землянам не терпится обнаружить внеземные цивилизации и установить с ними контакт. Мы представляем пришельцев маленькими, зелеными...

Детский конкурс на МААМ «Космическое путешествие»

В канун Дня космонавтики мы рады пригласить всех вас к участию в конкурсе «Космическое путешествие». Только в апреле - скидка на диплом 50%!

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Танк»
Цель: Формировать у детей интерес к празднику «День защитника Отечества» и желание что-то сделать своими руками. Задачи: 1. Расширить знания детей об...
Самоизоляция не повод расстраиваться и грустить. Играем дома с малышами
В начале года мир потрясла новость о новейшем вирусе. Статистика заболевших и погибших от COVID-19 растёт с неумолимой скоростью. Всё это стало сильнейшим...
Спортивный досуг для детей раннего возраста «9 Мая — День Победы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №194 г. Челябинск» Спортивный досуг для детей раннего возраста «9 мая-День Победы»...