Лучший педагог года

Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста

Новикова Елена
Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста

Познавательное развитие детей среднего и старшего возраста.

Познание - сложное образование, в котором можно выделить 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Включает:

• Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

Публикация «Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста» размещена в разделах

• Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет.

Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя:

• Накопление информации об окружающем мире;

• Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода:

Периоды «накопления» и «упорядочивания информации ” 2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет.»

4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации.

В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.

Можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей :

• Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

• Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

• Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;

• Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.

Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

5-6 лет. Третий период – «накопление» информации.

В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.

У детей 5-6 лет наблюдается:

• Стремление расширить свой кругозор;

• Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

• Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания :

• Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);

• Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);

• Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.

Познавательное развитие детей 6-7 лет.

Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на :

• Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;

• Содержательное упорядочивание информации.

Причинно-следственные связи.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность: причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

• Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

• Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

• Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);

• Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

• Обогащение и становление познавательно

• сферы.

• Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

Развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Детство - пора.

«Этот волшебный песок». Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие» Цель: формирование познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи: Воспитательные: • развивать умение.

НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Блинов И. Г. — последний рукописец на Руси» Тема: «Блинов И. Г. – последний рукописец на Руси». Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения.

«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары.

«Теплая капелька». Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста Дронь Юлия Викторовна Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста. Тема: «Теплая капелька,.

Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в летний период посредством игры» Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь.

План-конспект ОД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Добрые подарки» Цель: Формировать первоначальные знания у детей среднего дошкольного возраста о маминых профессиях. Задачи: Образовательные: - учить детей.

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». План работы по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей группы. 2017 -2018 учебный год. МДОУ «Ряжский детский сад №8» Букиной Н. И..

«Путешествие капельки». Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ОО «Познавательное развитие» Экспериментальная деятельность с предметами природы. «Путешествие капельки» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 14:40
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД