Познавательное занятие в старшей группе «Знакомство с Удмуртией»

Людмила Мохначева
Познавательное занятие в старшей группе «Знакомство с Удмуртией»

Познавательное занятие в старшей группе

Тема: "Знакомство с Удмуртией"

Разработала и провела: воспитатель первой категории Мохначева Людмила Валерьевна

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о республике Удмуртия, её местоположении на карте России.

2. Знакомить детей с символами Удмуртской Республики: (флаг, гимн, герб, национальными костюмами и бытом удмуртов.

3. Закреплять знания детей об узорах и орнаментах удмуртов, названиях некоторых из узоров.

4. Развивать познавательный интерес, желание познакомиться с обычаями и культурой удмуртов через подвижные удмуртские национальные игры.

5. Воспитывать уважение к удмуртскому народу, желание взаимодействовать, обмениваться подарками, сделанными собственными руками.

Материал:

Коробка (посылка) с замком, рога лося, аркан (верёвка с петлёй, конверт с изображением народного героя удмуртских сказок Лопшо Педуня с письмом и заданиями, карта РФ с выделенной другим цветом республикой Удмуртия, изображение флага и герба Удмуртии, аудиозапись гимна Удмуртии, презентация «Национальный быт Удмуртов», ноутбук, чистый квадратный лист картона для аппликации, изображения удмуртских узоров большой величины для рассматривания и более мелкие – для аппликации, клей, клеёнка, тряпочки, мяч, тонкая верёвка для разметки круга в игре с мячом «Тупен но котырес гожен».

Ход занятия

Дети заходят в группу. Воспитатель показывает большую красивую коробку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сюрприз я нашла сегодня в группе! Хотите знать, от кого она?

Дети: Да!

В.: Эту посылку нам доставили из Удмуртии! Кто знает, где находится Удмуртия? Покажите на карте России. Правильно! Эта республика находится в России. С посылкой пришло письмо. Его написал герой удмуртских сказок Лопшо Педунь. Вспомните, какие удмуртские сказки вы знаете? А каких русских героев сказок вы знаете? (ответы детей)

Лопшо Педунь пишет, что в посылке подарок из Удмуртии, но чтобы её открыть, нужно выполнить несколько заданий. Каждое выполненное задание откроет цифру и мы узнаем код от замка, и откроем посылку.

1 задание.

Дети подходят к мольберту. Воспитатель выкладывает из конверта содержимое и размещает на мольберте.

В.: Лопшо Педунь прислал нам изображение флага и герба Удмуртии. А также гимн своей республики. Он просит нас с ними познакомиться. Посмотрите на флаг. Какого он цвета?

Д.: Красный, белый, черный.

В.: Какой узор в середине флага? На что это похоже? (ответы детей) Как и все флаги, удмуртский флаг имеет свое значение. Черный цвет это символ земли и стабильности, красный цвет -солнца и символ жизни, белый – символ космоса и чистоты нравственных устоев. Восьмиконечный знак является оберегом (оберегает человека от несчастий).

Удмуртский герб немного похож на флаг, в чём вы видите сходство?

Д.: Такие же цвета, знаки - обереги.

В.: Верно, только герб круглый и представляет собой щит, на котором изображен лебедь. Значение цветов вы уже знаете, а вот лебедь (человек-лебедь) является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.

А теперь прослушаем гимн удмуртской республики (звучит запись гимна). Как бы вы описали эту музыку? О чем в этой песне поётся, как вы думаете? (ответы детей)

В: Ну вот мы и выполнили первое задание, А чтобы узнать первую цифру кода, ответьте на вопрос от Лопшо Педуня: сколько знаков-оберегов изображено на флаге Удмуртии?

Д.: Один!

В.: Молодцы! Вот и первая цифра кода. На удмуртском это звучит как «ОДЫК» (дети повторяют)

2 задание.

В.: Во втором задании вам нужно угадать, в какой удмуртской игре есть название этого овоща? (на картинке изображена капуста)

Д.: Это игра – «Капустная голова»!

В.: Давайте в неё поиграем! Считалочкой выбираем сторожа и капусту.

Дети произносят удмуртскую считалку:

Ик-чук, гондыр Кук,

Беки-буки, тук.

Ход игры

Капуста встает на корточки на носочках, а сторож стоит рядом, положив руку на капустную голову. Остальные игроки на расстоянии 2-3 шагов уходят в сторону. Сторож делает вокруг капусты несколько кругов. Потом кричит: ”Капуста поспела!” После этих слов все подбегают к капусте и стараются дотронуться рукой. Сторож одной рукой держит голову капусты, другой рукой старается заляпать игроков. После того, как кого-то заляпал, кричит ”Поймал вора!”. Пойманный становится сторожем, а сторож – капустой. Если сторож не уберег капусту и все игроки затронули капусту, то сторож с капустой меняются местами.

В.: А теперь задание от Лопшо Педуня. Чтобы узнать вторую цифру кода, ответьте: сколько водящих в игре «Капустная голова»?

Д.: Два водящих – сторож и капуста!

В.: Правильно! Вторая цифра кода – 2! Запомните, по-удмуртски это звучит так – «КЫК».

3 задание.

В третьем задании нам необходимо познакомиться с бытом удмуртов, их национальными инструментами и одеждой. Приглашаю вас сесть и внимательно посмотреть слайды.

Просмотр презентации «Национальный быт удмуртов»

Следующую цифру кода вы узнаете, если вспомните, сколько музыкальных инструментов было на слайдах.

Д.: Три!

В.: Верно! На удмуртском три – это «КУИНЬ»! (дети повторяют)

4 задание.

В.: Теперь посмотрим, что же ещё мы должны сделать. Лопшо Педунь хочет, чтобы мы тоже сделали ему подарок. Он очень любит играть в игру с платочком, он про неё расскажет нам в следующем письме, но он потерял свой платочек и просит нас прислать ему новый. У меня есть чистый квадратный листок, мы украсим его удмуртским узором, чтобы Лопшо Педуню было приятно видеть родную роспись. Давайте вспомним, каким орнаментом удмурты украшают свою одежду.

На мольберт выставляются образцы удмуртских узоров. На столе разложены различные узоры для наклеивания. Дети вспоминают их названия, приклеивают по очереди понравившийся узор к платочку.

После завершения работы дети рассматривают платочек и заворачивают его в конверт.

В.: Теперь на конверт нужно приклеить марки с изображением удмуртских символов (герба и флага, чтобы письмо пришло по назначению.

Дети из предложенных воспитателем вариантов выбирают нужные марки и приклеивают их на конверт.

В.: Ну вот вы и справились с заданием, теперь скажите, сколько уголков у платочка, который мы украсили?

Д.: У платочка четыре уголка!

В.: Это и есть наша следующая цифра! По-удмуртски четыре звучит как «НЬЫЛЬ» (дети повторяют)

В.: А теперь последнее задание от Лопшо Педунь. Вспомните удмуртскую игру с мячом.

Д.: «Тупен но котырес гожен»

Ход игры

Чертится круг диаметром 2 м. В середине круга – 1 человек (водящий, остальные – стоят лицом в круг за линией, им в круг заходить нельзя. Водящий кидает кому-нибудь мяч, поймавший пытается попасть в того, кто в кругу (водящий не должен выходить за круг). Кто попадет в водящего – меняется с ним местами. Игра может продолжаться долго.

В.: Ну вот и подошли мы к разгадке подарка Лопшо Педуня. Последняя цифра – это оценка, которую дети в школе получают за отличную работу, как вы сегодня.

Д.: Это - пять!

В.: Правильно! Это последняя цифра, которую мы искали. На удмуртском «пять» звучит как «ВИТЬ».

Теперь попробуем открыть посылку.

Но так как Лопшо Педунь – герой сказок, то и посылка его – сказочная, волшебная. Все пять цифр мы произнесем на удмуртском языке: «ОДЫК», «КЫК», «КУИНЬ», «НЬЫЛЬ», «ВИТЬ»!

Дети произносят слова. Посылка открывается, из неё воспитатель достаёт рога лося и верёвку.

В.: Ребята, вы знаете, что это такое?

Д.: Рога!

В.: Верно! Удмуртские дети любят играть в игру «Охота на лося» (показ картинки с изображением человека, который заарканил лося)

Из верёвки они делают аркан и стараются накинуть на рога. Выигрывает тот, у кого быстрее это получится. Мы обязательно поиграем в эту увлекательную игру. Воспитатель устанавливает рога так, чтобы они не упали во время игры и не травмировали детей. Дети накидывают по-очереди аркан на рога.

Анализ. Какие задания Лопшо Педуня вам больше всего запомнились и понравились? Что у вас сегодня получилось лучше всего? (ответы детей)

Вы все молодцы! До свидания!

Публикации по теме:

«Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Золотая Осень» познавательное занятие в старшей группе Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Познавательное развитие. Конспект ОД в старшей группе «Знакомство со свойствами снега и льда» Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство со свойствами снега и льда». Цель: создать условия для формирования представлений.

Познавательное занятие для средней группы «Незнайка в гостях у малышей. Знакомство с городским транспортом» Познавательное занятие для средней группы «Незнайка в гостях у малышей. Знакомство с городским транспортом» Цель: расширять знания детей.

Познавательное занятие по экологии в старшей группе «Люблю березку русскую» Конспект познавательного занятия по экологии в старшей группе «Люблю березку русскую». ЦЕЛЬ: продолжать формировать интерес детей к родной.

Познавательное занятие с элементами ТРИЗ «Дикие животные» в старшей группе Познавательное занятие с элементами ТРИЗ «Дикие животные» в старшей группе Цель: закрепить знания детей о диких животных, о месте проживания;.

Познавательное занятие в старшей группе «В гостях у художника» Цель: -Закрепить знание основных и оттеночных цветов спектра и умение их дифференцировать и соотносить. Формировать у детей цветовое восприятие,.

Познавательное занятие «Знакомство с птицами, живущими на участке» Познавательное занятие «Знакомство с птицами, живущими на участке» Цель: формирование общих представлений о птицах. Программные задачи:.

Познавательное занятие в старшей группе «Хлеб — всему голова» Познавательное занятия в старшей группе: на тему «Хлеб всему голова». Составила: Сергеева А. В. г. Чебоксары, Республика Чувашия МДОУ «Детский.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Знакомство со звуком [з]» Тема: Знакомство со звуком [з]. Цель: Продолжать знакомить детей с согласными звуками [з] и [з’]. буквой З. Формировать правильную артикуляцию.

Знакомство с черепахой. Познавательное занятие с лепкой в средней группеЗнакомство с черепахой. Познавательное занятие с лепкой в средней группе ЗНАКОМСТВО С ЧЕРЕПАХОЙ. Познавательное занятие с лепкой в средней группе. Задачи: Образовательные: Уточнить представления детей о черепахах,.

Автор публикации:
Познавательное занятие в старшей группе «Знакомство с Удмуртией»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 20:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Мастер-класс «Панно «Три кота, два хвоста» из камушков
Данный мастер -класс предназначается для сстарших дошкольников и совместного творчества родителей и детей. Нам понадобится: камушки нужной формы,...
Отчёт о проведении мастер-класса для родителей и детей «Наша ромашка»
Отчёт о проведении мастер - класса для родителей и детей " Наша ромашка " . Возраст : вторая младшая группа . Участники : дети , родители , педагоги...
План проведения тематического дня «Слуцкий пояс — символ Беларуси» в старшей группе
В каждой стране есть предметы, которые свято почитаются ее жителями. Такие вещи являются реликвиями. Одна из национальных реликвий белорусов - знаменитые на...