Конспект познавательного занятия в старшей группе «Эти удивительные насекомые — пчёлы»

Ольга Бычкова
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Эти удивительные насекомые — пчёлы»

Цель: уточнить и обобщить знания детей о пчелах, их отличительных особенностях от других насекомых, развитие творческих способностей детей.

Задачи :

Обучающие:

- продолжать конкретизировать представления детей о насекомых- пчелах (внешний вид, среда обитания, жизнедеятельность) и природных взаимосвязях,

- формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают сок-нектар, из которого получается мед, помочь определить

Развивающиеся:

-Побуждать детей к размышлению, решению познавательных задач, самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

- развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику пальцев;

- развивать психические процессы (воображение, память, логическое мышление, умение высказывать свои мысли;

- Расширять и активизировать словарный запас (улей, нектар, воск, соты, опыление, жало)

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

-воспитывать интерес к изучению насекомых и бережное отношение к ним;

-закладывать основы экологической культуры личности дошкольника;

Оборудование: картинки с изображением насекомых, загадки, «Чудесная лестница» (ТРИЗ, крутящийся круг со стрелочкой, картинки – факты из жизни пчёл.

Ход занятия

- Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

-Ребята, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце, и мы оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласили наши маленькие друзья. Интересно, кто же они?

Дети отгадывают загадки о насекомых и выставляют картинки на мольберт.

С ветки на тропинку.

С травки на былинку

Прыгает пружинка-

Зелёная спинка. (кузнечик)

Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь.

Тут уж вдоволь нажужжусь! (жук)

Над цветком порхает, пляшет.

Веерком узорным машет. (бабочка)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

-Как одним словом мы можем их назвать? (насекомые)

-Ребята, мы знаем много насекомых, встречаем их на улице, рассматривали картинки, но почему им дали такое название - насекомые? (на брюшке у них много полосок, похожих на насечки потому и назвали «животное с насечками»- насекомое).

-Где живут насекомые? (везде, где есть цветочные растения, но есть насекомые которые живут в воде).

- Какие насекомые живут большой семьёй, как называются их дома? (муравьи и пчёлы).

Ребята отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (пчела)

-Пчелы - это такие насекомые, которые бывают дикими и домашними. Они очень трудолюбивые насекомые. И делают очень много полезного для людей и природы.

-Давайте мы с вами сейчас поиграет в игру «Чудесная лестница», она нам поможет вспомнить всё что мы знаем о пчёлах. (дети рассказывают о пчеле передвигая карточку по ступенькам лестницы)

1 ступенька. –Кто это? (пчела)

2 ступенька. –Где можно увидеть много пчел? (на поляне, лугу, где много цветочных растений)

3 ступенька. –Из чего состоит тело пчелы? (голова, грудка, брюшка, покрытого волосками. Яркая жёлто-красная окраска. Два больших глаза по бокам головы и три маленьких простых глаза на её верхушке. Есть язычок, как длинная трубочка, которой пчела пьёт воду, нектар и мед. Две пары прозрачных крыльев. И она может летать вперёд, вбок и зависать в воздухе. У пчел шесть ног. У рабочей пчелы есть жало. Она жалит врага.)

4 ступенька. Цветовые пятна. –Каким карандашом мы будем рисовать пчелу.

5 ступенька. –Соотношение по размеру. - Какая пчела большая или маленькая?

6 ступенька. –На кого похожа пчела? С кем её можно сравнить?

7 ступенька. Рука. Функции пчелы. – Какая польза от пчелы?

8 ступенька. Крестик. Исчезнут пчелы во всём мире. –Как без неё обходиться? Что произойдет, если пчелы исчезнут?

9 ступенька. Я. Представить себя в роли пчелы. О чем вы думаете и мечтаете? Составление рассказа 2-3детей

Физ. минутку. «Пчёлка»

Утром проснулись (встают и протирают глаза).

Улыбнулись, подтянулись (улыбаются, подтягиваются).

Раз – росой они умылись. (Умываются).

Два – изящно покружились. (Кружатся).

Три – нагнулись и присели. (Наклоняются, приседают).

На четыре – полетели! (Летают и жужжат).

Однажды ясный солнечный день, я наблюдала, как пчёлы опыляют цветы, собирают нектар. Они такие трудолюбивые. Они садятся на яркие, ароматные цветы. Мне бы очень хотелось побольше узнать о жизни пчел. Давайте мы с вами поиграем. Вы будете пчёлками, а я журналистом, буду у вас брать интервью.

Я предлагаю поиграть в игру «Что, где, когда?»

На столе вокруг юлы по кругу выложены картинки (факты из жизни пчёл)

Вращая юлу со стрелкой, дети вспоминают знакомые им факты из жизни пчел, и выкладывают на магнитной доске картинки: цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг (опыление, соты, лапки с щеточками, пасечник, торт, зима. Все эти картинки выкладываются вокруг центральной с изображением пчелы.

1. Пчёлки, когда вы летаете над цветком, то всё время жужжите. Так вы поёте или разговариваете с другими? Почему возникает такой странный звук (гудение) при полете насекомого? (Взять линейку, прижимая одним концом к столу, а другой заставить колебаться. Линейка начнет при колебании звучать. Гудение у насекомого возникает от того, что оно машет крыльями. А о чём вы с ними разговариваете?

2. А вы чувствуете запах? Что вам в этом помогает? (усики-антенки)

3. В какую погоду вам хочется радоваться и танцевать? Представьте себе, что вы собираете нектар, но вдруг подул сильный ветер, пошёл дождь. Большие капли бьют вас по нежным крылышкам. Вам холодно. Что вы испытываете в этот момент. (пчёлы прилетают на цветы и ищут нектар и при этом пачкаются пыльцой. Когда они перелетают на другие цветки, то переносят на них эту пыльцу- опыляют растения. Лучше всего добывать нектар, когда солнце высоко и цветки полностью раскрыты.) Звучит мелодия дождя, а затем гудение насекомого в солнечный день. Логическая игра лабиринт «Помоги пчёлке добраться до цветка»

4. Куда переносят нектар пчёлы? Как называется дом пчёл?

5. Что такое соты? И зачем пчёлам воск? (пробуем мёд в сотах, рассматриваем воск. Определяем цвет, вкус, запах, твердость. На что похож воск? Что из него делают?)

6. Вы потрудились целый день и легли спать. А утром, проснувшись очень рано, увидели, что на лугу скосили всю траву и цветы. Что бы делали? Что чувствовали?.

7. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день

(Руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет)

И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами)

Скоро ведь зима придет.

(Поеживание)

Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты)

8. Как предупреждаете окружающих, что подходить очень близко к вам и брать в руки нельзя?

9. Мешает ли человек вам жить? Как помогает? Что было бы если вас не стало бы в природе?

10. На какую фигуру похожи ячейки сот?

-Спасибо вам пчёлки за интервью. Мне было очень интересно с вами беседовать. Теперь я знаю, что пчёлам надо помогать, оберегать их. Они очень нужны природе и человеку.

-А вам понравилось, ребята наше занятие.

-Ребята я предлагаю вам помочь пчёлкам. Давайте мы для них смастерим соты. А они нас потом отблагодарят.

Публикации по теме:

Проект в младшей группе «Удивительные насекомые» Проект в младшей группе №13 по теме: «Удивительные насекомые». I этап- организационный Тип проекта: познавательно- исследовательский проект.

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха» Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Эти удивительные камни» в старшей группе .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Насекомые и пауки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Эти удивительные насекомые — пчёлы»
Опубликовано: 22 августа 2019 в 01:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...
Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной...
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01. 12. по 31. 12....