Лучший педагог года

Познавательное занятие «Знакомство с коми-пермяцкой утварью»

Валентина Кривощекова
Познавательное занятие «Знакомство с коми-пермяцкой утварью»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по познанию с использованием малого этнографического словаря для детей и взрослых «Коми-пермяцкая утварь».

На тему: «Знакомство с печью, чугунком, ухватом» для детей второй младшей группы.

Цель: Знакомство детей с традиционно-бытовой культурой коми-пермяцкого и русского народов (избой, домашней утварью- печью, чугунком, ухватом).

Задачи:

Публикация «Познавательное занятие „Знакомство с коми-пермяцкой утварью“» размещена в разделах

Обучающие: Познакомить детей с устройством печи, с домашней утварью- чугунком, ухватом. Учить применять имеющиеся знания в процессе дидактических игр, активизируя разнообразные психические процессы и доставлять эмоциональную радость детям. Познакомить детей с названиями на коми-пермяцком языке.

Развивающие: Продолжать развивать способность отвечать на вопросы, активизировать словарь детей, обогащая его новыми словами на русском и коми-пермяцком языках : чугунок, ухват, печь (чугунка, укват, гор).

Воспитывающие: Побуждать детей к обследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура». «Соцализация». «Познание». «Коммуникация». «Музыка». «Художественное творчество».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, художественная.

Опорные понятия (понятийный словарь) : Печь – массивное устройство с лежанкой, используемое для приготовления пищи и обогрева помещений. Кухонная утварь - совокупность предметов домашнего обихода, используемая на кухне для приготовления пищи, такие как - Чугунок – жаропрочная посуда из чугуна небольших размеров, в которой варили пищу. Ухват -приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в печь чугунки.

Методы и приемы на занятии :

Беседа, загадки; создание проблемной ситуации через вопросы к детям; обследовательские действия детей; использование наглядности (малого этнографического словаря «Коми-пермяцкая утварь» и мультимедиа); демонстрация предметов; дидактическая игра на закрепление пройденного материала; дыхательная гимнастика; самостоятельная творческая деятельность детей, направленная на закрепление положительного эмоционального настроя, полученного на занятии.

Оборудование и материалы: Видео-ряд; аудиозапись - Ансамбль-"Горадзуль" - частушки.

Демонстрационный и раздаточный материалы: Интерьер крестьянской избы ( печь с комплексом предметов: ухват, чугунок, малый этнографический словарь «Коми-пермяцкая утварь» карточки с изображенными предметами для дидактической игры.

Оборудование для самостоятельной творческой деятельности детей: раскраски по теме - печь, чугунок, ухват.

Ход НОД: 1. Организационный момент.

Приветствие

Пословицы и поговорки

Бур лун дона ёрттэз! Добрый день дорогие гости!

-Гость в дом – хозяину в радость!

- Красному гостю – красное место!

В: (Хозяйка) (в национальном коми-пермяцком костюме) : - Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в избу, к теплой печке. Хоть зима на дворе, а у меня тепло да уютно. Посидим рядком да поговорим ладком.

(Дети входят и присаживаются на стульчики Хозяйка достает из сундука словарь).

2. Беседа с целью создания мотивации детей к занятию.

Хозяйка: Что это? (Сундук)

В: (Хозяйка) - «А сундук не простой, а старинный, он хранит много тайн, забытых предметов. (Достает словарь). Сегодня он поведает об одной из них, но для этого угадаем загадки».

Создание проблемной ситуации (после того как у детей появился интерес к предстоящей теме, для дальнейшего погружения создаю проблемную ситуацию с помощью вопросов, попутно загадываю загадку).

В: (Хозяйка)Над нашей старенькой избой

Старик с огромной бородой

Вьются в бороде колечки

А родился дед тот в печке. (Дым)

Вопросы к детям: - Что это? (дым) - Откуда появился дым? (из печки) - А в нашей избе есть печка? (да).

4. Знакомство с новым материалом.

В: Хозяйка: «Давным – давно… Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, все люди жили в деревянных домах и в каждом доме была печка.

(И вот тут пошло открытие нового знания… с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности подвожу детей к новым открытиям). Обследовательские действия: предлагаю детям потрогать печку.

- Потрогайте печь, какая она? Гладкая? - Нет, шероховатая, неровная.

- Как думаете из чего она сложена? - Из кирпичей, камня.

- А теперь присядьте, да послушайте… Показ слайдов с рассказом.

В: (Хозяйка) - Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами. Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная? Печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.

Вопросы: - Как вы думаете, зачем нужна в доме печь? ( предположительные ответы детей: «Чтобы было тепло», «Греться», «Готовить еду» и т. п.).

Продолжаю рассказ, сопровождая показом слайдов: - Печку топили, чтобы в доме было тепло. В печь ставили чугунки, да противни. В чугунках хозяйка варила каши, похлебки, уху. На печи также сушили одежду, обувь, а также сушили грибы и ягоды на зиму, а еще, как мы уже говорили, на ней спали.

Дыхательная гимнастика:

- А теперь мы с вами пойдем в лес (шагаем на месте, и нарубим дрова топором. (имитируют движения). Соберем дрова. Положим их в печь и зажжем их. И все вместе подуем на дрова, чтобы огонёк разгорелся. Дуем, дуем все вместе. Молодцы! Вот и растопилась наша печка, какая она стала, как вы думаете? (теплая, горячая, она нагрелась).

Беседа с детьми с обследовательскими действиями:

В: (Хозяйка) - Ребята, а как вы думаете, в чем хозяюшки варили себе кашу? (в кастрюле). А посмотрите, что это у меня в руках? (показ чугунка). Это чугунок.

Обследовательские действия: Потрогайте, какой он? (гладкий, холодный, черный). Подержите его в руках, какой он еще? (тяжелый). Давайте заглянем в наш словарь. (рассматривание иллюстраций в словаре).

- А как нам поставить наш чугунок в печь, ведь наша печь уже горячая? – отгадайте загадку из словаря: Пуксяс в в выл и би г нит. (Чугунка и укват). Сядет на коня и скачет в огонь. (Ухват и чугунок)

А вот есть такое приспособление (показ ухвата). Это ухват. На что он похож? Посмотрите, ухват как-бы хватает чугунок и ставит его в печку (показ способа действия). Из чего сделана ручка ухвата? (из дерева). А сам ухват? (железный).

Самостоятельная деятельность детей.

На следующем этапе занятия организую самостоятельную деятельность детей, позволяющую воспроизвести новое в типовой ситуации. Создаю игровую ситуацию, которая фиксирует индивидуальное освоение ребенком нового материала. - Раздаю детям карточки с 4 картинками с изображенными на них предметами (чугунок, ухват, печка, электрический чайник). Задание: «Найди лишний предмет, то, чего не было у хозяек в старину».

Повторение нового материала с помощью загадок

«А сейчас ребята, отгадайте мои загадки» :

Кык сюра и тік кока. (Ухват) С двумя рогами и одной ногой. (Ухват)

(Рассматривание иллюстраций по сказкам в словаре «Угадай сказку)

Заключительный этап занятия.

Воспитатель: Понравилось вам ребята занятие?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: С какими предметами крестьянского быта вы познакомились?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Что с помощью них можно делать? Дети: (ответы детей)

(Дети получают раскраски по теме и рисуют после занятия).

Публикации по теме:

«Ландшафтный дизайн». Творческо-познавательное занятие для детей разновозрастной группы«Ландшафтный дизайн». Творческо-познавательное занятие для детей разновозрастной группы Дорогие друзья, коллеги предлагаю конспект занятия по ознакомлению детей с понятием «Ландшафтный дизайн» и профессией ландшафтный дизайнер.

Фотоотчет «Познавательное занятие зимующие птицы»Фотоотчет «Познавательное занятие зимующие птицы» Занятие начинается по звонку в колокольчик. Дети занимают места на стульчиках. Чтобы вежливыми быть Нужно здравствуй говорить! Всех кого.

Фотоотчёт «Познавательное и весёлое занятие в старшей группе «Дары осени»Фотоотчёт «Познавательное и весёлое занятие в старшей группе «Дары осени» Вот и наступила осень. Меняется природа, а вместе с ней и погода за окном. Каждое время года прекрасно по - своему. Осень, не зря называют.

«Где могут жить растения?» Познавательное занятие в подготовительной группе Задачи: Дать представление о разных условиях жизни в разных регионах Земли: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному.

Познавательное занятие «Синичкин день» в старшей группеПознавательное занятие «Синичкин день» в старшей группе Цель : сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения. Задачи:.

Магнит-волшебник экспериментально-познавательное занятие для детей 5–6 лет Магнит-волшебник [b]экспериментально-познавательное занятие для детей 5-6 лет[/b][/i] Воспитатель: Москаленко Елена Анатольевна ГККП «Детский.

Музыкально-познавательное занятие «Путешествие в Японию. По следам матрешки» Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста.

Познавательное занятие в старшей группе «Осенние приметы» Осень познавательное занятие в старшей группе Цель: обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Учебно-познавательное занятие для подростков «Зачем учиться?» Учебно-познавательное занятие «Зачем учиться?» Человек должен учиться, потому, что он человек. В. А. Сухомлинский. Цель: - Способствовать.

Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце)Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие «Знакомство с коми-пермяцкой утварью»
Опубликовано: 27 декабря 2020 в 15:36
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД