Диброва Ольга
Познавательный час «Альтруизм и эгоизм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представление об альтруизме и эгоизме.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводное слово.
В. -Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…
- у кого сегодня хорошее настроение!
- кто сегодня готов к занятию!
- кто уверен в своих силах!
- кто готов начать работать!
3. Беседа по теме занятия.
Вы хорошо знаете такие сказки как: Морозко, Цветик – семицветик, Золушка.
Вспомните героев сказок, что произошло, справедливо ли были наказаны и награждены герои.
Ответы детей.
В. Почему?
Ответы детей.
Публикация «Познавательный час „Альтруизм и эгоизм“» размещена в разделах
В. Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку.
Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина!
— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
Кто герои этой притчи?
Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?
Как объяснил причину своего поступка мальчик?
Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились»,- характеризуют людей?
Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?
Как ты понимаешь значение слов «Если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень»?
Ответы детей.
В. Каким, словом можно назвать действия молодого человека?
Ответы детей.
В. Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?
Ответы детей.
В. Такие действия называют альтруизм.
Вам бы хотелось узнать об этом понятии?
Зачем нам надо знать, что такое альтруизм?
Ответы детей.
В. На доске написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм, и записать на листе.
(Бескорыстие, высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность, себялюбие, милосердие).
В. Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами.
- Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.
Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю, послушайте об этом.
Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. Её считали святой ещё при жизни. Её выпала нелёгкая доля нести благую весть, что смысл жизни каждого смертного любить и быть любимым.
В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.
А как вы думаете заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?
Нужно ли милосердие сегодня?
Какие альтруистические поступки можете совершить вы?
Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться?
А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?
Всегда ли нужно бездумно действовать?
Ответы детей.
В. Подберите антоним к слову альтруизм.
Ответы детей.
В. Что такое эгоизм? Зачем нам знать об этом понятии?
Ответы детей.
В. Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб- никому не люб».
В. Вернёмся к доске. Там ещё остались слова. Подберите из тех слов к слову эгоизм синонимы и назовите их.
В. Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?
Ответы детей.
В. Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?
Ответы детей.
В. -Действительно, альтруизм противостоит эгоизму. Послушайте ещё одну притчу.
Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера».
В. Что это слово значит.
Ответы детей.
В. Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.
4. Работа с пословицами.
В: я буду называть пословицу, а вы используя новые понятия, объясните их понятие.
Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает.
После меня хоть трава не расти.
Жизнь дана на добрые дела.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
5. Работа с рассказом.
В. Послушайте рассказ придумайте к нему название.
В. Сухомлинский
Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.
- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.
-Ты у нас самый умный! – говорит папа.
- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.
- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.
Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.
И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.
Ответ детей.
В. Как поняли этот рассказ? О чем он? К чему может привести такое обхождение родных с мальчиком?
Ответы детей.
6. Итог.
В. Закончите предложения.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Ответы детей.