Получи документы

Познавательный музыкальный проект «7 струн души русской»

Анастасия Шуина
Познавательный музыкальный проект «7 струн души русской»

“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства” (К. Глюк)

Тема проекта : «7 струн души русской»

Руководитель проекта :

Шуина Анастасия Евгеньевна – музыкальный руководитель.

Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта : познавательный.

Публикация «Познавательный музыкальный проект „7 струн души русской“» размещена в разделах

Проблема исследования: На одном из музыкальных занятий при прослушивании фрагмента "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" композитора Н. А. Римского - Корсакого, в которой роль Белки, поющей русскую народную песню "Во саду ли, в огороде" исполняет флейта,один из детей задал вопрос - это дудочка сейчас звучала? И мы тогда стали с ребятами разбираться, чем же отличаются и похожи эти инструменты и какие ещё русские народные инструменты мы уже знаем, и о каких хотели бы узнать.

Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения музыкальным руководителем и детьми) : Освоение русских народных инструментов детьми старшего дошкольного возраста при непосредственной помощи музыкального руководителя будет способствовать их творческому развитию, формированию у них любви к русскому народному творчеству,расширению кругозора и музыкального словаря дошкольника.

Цель: Формирование у детей знаний и представлений о русских народных инструментах.

Задачи для детей:

1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

2. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Приобщать к музыкальной культуре.

4. Формировать потребность в восприятии музыки.

5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

6. Развивать познавательные и творческие способности.

7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

8. Обогащать музыкальный словарь ребенка.

9. Развивать желание пользоваться специальной терминологией.

10. Осваивать различные формы приобретения опыта.

Задачи для родителей:

• создавать в семье благоприятные условия для развития творчески активной личности ребенка,

• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

• развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемый результат

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :

У детей:

• Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.

• Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям народной музыки.

• Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

• Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

• Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.

• Способствовать развитию личности мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

• Формирование интереса к экспериментированию с различными русскими народными инструментами;

• Овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении русских народных музыкальных инструментов;

• Проявление бережного отношения к традиционным русским народным музыкальным инструментам и к музыкальным инструментам, которые были сделаны самостоятельно;

• Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;

у родителей:

• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

• повышение компетентности родителей при подборе музыкального репертуара для домашнего прослушивания и музицирования.

I. Подготовительный этап:

1. Определение педагогом темы, постановка цели и задач, гипотезы, содержания проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта :

Формы работы Содержание

1. Непосредственно образовательная деятельность. • Социально – личностное развитие :

посещение концертов Вологодской Областной Филармонии и Вологодского Областного Музыкального Колледжа.

Познавательно-речевое развитие : «Сказки о музыкальных инструментах» (Формирование целостной картины, «Как звучат русские народные инструменты» (Развитие познавательно-исследовательской деятельности, «Вот такой у нас оркестр» (Формирование навыков элементарного музицирования).

Продуктивная деятельность: «Гармонист Тимошка» - аппликация и рисование; «Колокольчики» - оригами; «Веселые барабанчики» и «Шуршики» - ручной труд

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

• экскурсия в «Музей музыкальных инструментов» ,

• рассматривание картин, иллюстраций по темам деятельности.

• рассматривание различных русских народных музыкальных инструментов : гармошка, балалайка, домра, баян и т. д.

Сравнение двух похожих инструментов : домра и балалайка; гармошка и баян.

чтение художественной литературы:сказки о музыке различных авторов.

. пение песен и попевок о музыкальных инструментах :"ВЕСЕЛАЯ ДУДОЧКА" Музыка М. Красева Слова Н. Френкель; попевка "Бубенчики"; песня "Гармонист Тимошка" муз. Т. Морозовой; песня "Гармонь и Балалаечка", "Колокольчики", песня - танец "Чудо -Балалайка", сл. и муз. З. Роот.

. танцы: "Шутка" муз. В. А. Гаврилина; "Рыжий зонтик", муз. Т. Тераевич; "Танец с Вологодскими кружевами", муз. Т. Тераевич; "Вологодская кадриль", муз. Т. Тераевич.

дидактические и настольные игры: «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Волшебный кубик», «Музыкальная угадайка», «Чудесный мешочек»,

• сюжетно – ролевая игра: «Играем в Оркестре».

• слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского; «Шарманка» Д. Д. Шостаковича, произведения Вологодских композиторов: В. А. Гаврилина, Н. М. Берестовой, Т. Б. Тераевич и других; русские народные мелодии «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах – вы, сени» и т. д.

• подвижные игры «Веселый кубик», «Карусель», «Ищи»

• разучивание стихотворений и песен о музыке и музыкальных инструментах.

• беседа о появлении русских народных музыкальных инструментов :«Сказка для Всякого Случая», «Как простые вещи стали музыкальными инструментами».

• отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.

Рассказы детей: «Какой русских народный инструмент понравился больше всего».

3. Самостоятельная деятельность. • рассматривание картин, иллюстраций,

• выполнение заданий в рабочей тетради «Рисуем музыку»

• настольные и дидактические игры «Волшебный кубик», «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Чудесный мешочек».

• сюжетно – ролевая игра: «Играем в оркестре»,

• выставка детских рисунков «Музыкальная страна».

• игра на детских музыкальных инструментах.

4. Создание развивающей среды • пополнить музыкальный уголок традиционными, детскими и сделанными самостоятельно инструментами.

внести дидактические и настольные игры: «Кто на чем играет», «Музыкальное лото», «Чудесный мешочек», «Домино».

• пополнить библиотечку «Сборником загадок о русских народных инструментах», «Сборником частушек Вологодской области», «Портреты композиторов Вологдчины»

• оформить выставку «Бал музыкальных инструментов».

• Пополнить фонотеку аудио-энциклопедией «Русские народные инструменты».

5. Взаимодействие с семьёй. • Наглядная информация для родителей о проекте : объявление, приглашение, афиша, папка – передвижка.

• Совместные игры родителей и детей на развлечениях и в «оркестре».

• Демонстрация на родительском собрании результатов деятельности детей.

• Конкурс фотографий «Мама, папа, я – культурная семья», конкурс частушек» совместно с детьми,

• Подборка музыкальных инструментов к выставке «Бал музыкальных инструментов».

6. Взаимодействие с педагогами. • Психолого-педагогический тренинг «Роль педагога в организации игры на детских музыкальных инструментах»

Консультации для родителей «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста»; «А зачем вообще нужна эта музыка

Тематические дни к проекту «7 струн души русской» :

• Шуршики

• Балалайка, домра

• Гармошка и Баян

• Колольчики

• Гусли

• Бубны и барабанчики

• Дудочка и Свирель

• Свистулька – Окарина

4 этап Презентация проекта.

1. Конкурс «Мама папа, я – культурная семья».

2. Выставка «Бал музыкальных инструментов».

3. Сюжетно – ролевая игра «Играем в оркестре».

5 этап Контрольный.

Беседа с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Развлечение «Весела была беседа» с чаепитием.

Развлечение «Посвящение в Юные музыканты».

Развлечение «Сюрпризы из Шарманки» для детей и родителей.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Музыкальный уголок в группе.

2. Музыкальные инструменты : фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.

3. Коллекция детских музыкальных инструментов : металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.

4. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.

5. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски.

6. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютер, DVD – проигрыватель.

7. Сотрудничество с Детской Музыкальной Школой №2 им. В. П. Трифонова; Вологодским Областным Музыкальным Колледжем.

Содержание проекта :

Речевая деятельность:

-творческое рассказывание

-словесные игры

-рассказы музыкального рук - теля

-чтение стихов

-пение песен

-составление описательных рассказов

Изобразительная деятельность:

-рисование

-создание коллажа

-посещение музея

-рассматривание картин, иллюстраций

-выставка работ детей

Игровая деятельность:

-настольно-печатные игры

-сюжетно-ролевая игра

-игры-путешествия

Театрализованная деятельность:

-драматизация отрывков из сказок о музыкальных инструментах

-танцы, песни, стихи.

Познавательная деятельность :

-знакомство с русскими народными инструментами

- знакомство с элементарной нотной грамотой

-наблюдение, экскурсии, концерты.

Художественно-творческая деятельность:

-разучивание песен

-ручной труд

-рабочие тетради «Рисуем музыку»

-создание музыкального уголка.

Методическое сопровождение проекта.

1. Конспекты занятий - бесед, музыкальных праздников, развлечений.

2. Консультативный материал для родителей.

3. Картотека игр.

4. Подборка музыкальных загадок.

5. Подборка стихов о музыке.

6. Рисунки, рабочие тетради для каждого ребенка

7. Посещение концертов

8. Создание музыкального уголка в группе

9. Сценарии развлечений и праздников для детей и родителей.

Публикации по теме:

Проект «Русская березка» Проект "Русская березка". В данном проекте происходит знакомство детей, с символом России - русской березкой. Цель проекта: 1. Формирование.

Презентация по проектной деятельности с детьми 5–7 лет в группе с ЗПР «Мы весну встречаем!» Проект был разработан и осуществлён в дошкольном коррекционном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью. В проекте участвовали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный музыкальный проект «7 струн души русской»
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 19:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД