Лучший педагог года

Познавательный проект «Байкал-жемчужина Сибири»

Светлана Меттик
Познавательный проект «Байкал-жемчужина Сибири»

Познавательный проект «Байкал-Жемчужина России»

В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования по ознакомлению детей с природой родного края.

С этой целью и был разработан данный проект, познакомить дошкольников с достоянием нашей страны озером Байкал.

Паспорт проекта

1. Тема: «Байкал- Жемчужина России»

2. Тип проекта : познавательный

Публикация «Познавательный проект „Байкал-жемчужина Сибири“» размещена в разделах

3. Признак проекта : культуроведеческий, экологический

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители,краеведческий музей.

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: долгосрочный

7. Предмет изучения – животный и растительный мир Байкала,Восточной Сибири.

Актуальность.

В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образования. В нашей группе успешно используются различные образовательные технологии. В частности наш город имеет не менее замечательную историю, есть краеведческий музей. Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников не посещают музеи. Причины самые разные, но чаще родителям кажется, что детям дошкольного возраста посещать подобные места еще рано.

Для привлечения внимания детей создаются уголки природы и игровые уголки. Это краеведческие уголки, посвященные животному, растительному миру Байкала, традициям и быту бурятского и русского народов.

К созданию уголков родного края пришли не случайно. Тематические выставки, направленные на ознакомление с родным краем и его особенностями, систематически проводятся для дошкольных групп с учетом возрастных особенностей. Посредством наглядно созданных музейных экспозиций педагоги детского сада стараются привить чувство любви к родному краю.

Применительно к дошкольному возрасту можно констатировать то факт, что этнокультурная образованность детей – результат этнокультурной образовательной стратегии педагогов детского сада. Этническая принадлежность ребенка (представления о мире, конкретная языковая и социокультурная действительность, отношение к людям) формируется в течение 3 – 5 лет после рождения (Ж. Пиаже, Э. К. Суслова, О. Н. Юденко)

Противоречия между возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, введением в содержание образовательного процесса ФГОС дошкольного образования, к личности педагога как активного и творческого субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности ребенка актуализировали данную проблему. В целях разрешения возникшего противоречия нами была выбрана проектная деятельность педагога, детей и родителей в качестве программно-методического, практического и организационного обеспечения образовательного процесса в Основные направления проекта :

- Национально-региональный компонент;

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательно-речевое развитие.

Цель проекта –

Задачи:

Образовательные:

- выяснить представления детей о родном крае;

- дать представления о природе Байкала, познакомить с его растительным и животным миром;

- разработать перспективный план, конспекты занятий, игр с детьми с использованием мини-музеев ДОУ;

- познакомить с традициями и бытом бурятского и русского народов.

- поддерживать естественный интерес ребенка к родному краю;

- обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через познавательную деятельность в детском саду. - развивать мотивацию на сохранение культурного наследия родного края;

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к природе озера Байкал;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Все полученные знания должны стать прочной основой для понимания детьми значимости региона, в котором они живут, служить инструментарием для воспитания чувств уважения, гордости, сопереживания, любви к малой родине, а также воспитывать активную жизненную позицию.

Ожидаемые результаты:

- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада;

- формирование эколого-краеведческого мышления;

- приобщить причастность к своему родному краю;

- систематизировать материал по ознакомлению детей с растительным и животным миром Байкала; разработан цикл мероприятий, викторин, развлечений, досугов о Байкале;

- повысить уровень знаний детей о традициях и быта бурятского и русского народов.

- сформировать новые положительные эмоции и чувства у детей с помощью игр с экспонатами музеев.

План действий:

1. Постановка цели;

2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

4. Определение направлений познавательной практической деятельности;

5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности с педагогами, родителями и детьми, с музеем Природы,

6. Работа над частями проекта, его коррекция.

Этапы реализации проекта :

1. Организационный:

– создание и оформление экологических и краеведческих игровых центров под лестницей «мини-музеи», посвященных каждый определенной теме: «Растительный мир Байкала» Животный мир Байкала», «Бурятская юрта», «Русская изба»;

- подбор материала, изготовление экспонатов музеев;

- сбор и анализ литературы;

- подбор сюжетно-ролевых игр;

- подбор наглядного и дидактического материала;

- разработка плана реализации проекта.

2. Деятельностный:

– работа по перспективному планированию;

– взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

занятий с посещением музеев

3. Заключительный:

- оформление презентации проекта «Наследие Байкала»;

- выставка продуктивной деятельности детей;

- итоговое занятие «путешествие по Байкалу»

Перспективно-тематическое планирование:

Месяц Совместная деятельность взрослого и ребенка Работа с родителями

Сентябрь 1. Рассматривание альбомов «», «Священный Байкал», общегеографической карты Иркутской области и Бурятии.

2. интегрированное занятие «Родной край», Государственный флаг, герб, гимн Иркутской области и России, Бурятии.

3. Художественное творчество «Флаг Иркутской области»

4Чтение бурятских и русских сказок «Омулевая бочка», «» и т. д.

Игровая: подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

Октябрь 1. Рассматривание альбома, открыток на тему «Бурятская юрта».

2. Беседа «Жилье и быт бурятского народа»

3. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок

4. Рисование «Дом, в котором я живу» Коллективная работа по изготовлению домашней утвари русского человека-сибиряка.

Ноябрь 1. Познавательная беседа «Красная книга Восточной Сибири

2. Чтение стихов, сказок и легенд.

3. Знакомство с растительным миром Байкала».

Организация совместной экскурсии в «Музей природы».

Декабрь 1. Рассматривание альбома, открыток на тему «Русская изба».

2. Беседа «Жилье и быт русского народа» (посещение мини-музея «Русская изба»)

3. Чтение стихотворений, народных пословиц и поговорок

4. Рисование «Дом, в котором я живу» Организация семейной гостиной «В гостях у»

Январь 1. Бурятские имена. Что они означают?

2. Рассматривание открыток, картин «Национальные костюмы народов Бурятии»

3. Рисование «Женщина в национальном платье», русские национальные костюмы (сарафаны, косоворотки);

4. Подвижная игра «Бэлэг», «Одень куклу». Оформление выставки кукол в национальных костюмах

Работа с родителями (ознакомление с произведениями бурятских и российских авторов)

Февраль 1. Беседа «Ветры Байкала».

2 Фото-выставка подводный и животный мир Байкала

3 Ластоногое достояние Байкала-Нерпа»-беседа, художественное творчество.

Март Знакомство с творчеством иркутских художников

2 «Сибирские узоры»

3. Лепка, тестопластика «Бурятские узоры».

4. Подвижная игра «Иголка, нитка, узелок»

Подбор материала к созданию альбома «памятники города…», посвященные достопримечательностям города Усолье –Сибирское, Иркутск.

Апрель 1. Познавательная беседа «Животный мир».

2. Чтение стихов, сказок и легенд.

3. Знакомство с животным миром Приангарья

3. Экскурсия в «Музей Природы». Досуг для детей и родителей «Путешествие в солнечный город»

Май 1. Рассматривание открыток о Байкале.

2. Занятие «Байкал – уникальное творение природы»

3. Чтение «Легенда о Байкале и его дочери Ангаре»

4 Игра – путешествие «Кто быстрее дойдет до Байкала»

Оформление выставки с использованием Байкальских камней.

Использование результатов:

Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети много двигались, решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : воспитателя, детей и родителей, сотрудников музея, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов: развитие у детей познавательной деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование навыков коммуникативного общения.

В результате работы дети усвоят нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту и чуткость.

Занятия позволяют детям реализовать свои познавательные потребности и творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.

Проект позволяет отбирать материал из уже разработанных мероприятий из уже разработанных мероприятий и занятий, фотоматериалов, раздаточного материала и материала для поделок в соответствии с познавательным уровнем детей.

Образовательное пространство некоторых занятий и мероприятий расширяется за счет сотрудничества с музеями города. Данная работа позволила вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а, главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами, обоюдно раскрыть познавательный потенциал.

Педагогический смысл заключается в том, что она помогает воспитать у детей любовь к своей родине, родному краю, учит сочувствовать ко всему живому, ценить и уважать красоту своего края, бережно относиться к животному и растительному миру Байкала. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, она помогает развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, работать в коллективе.

Публикации по теме:

Викторина «Байкал-сердце Сибири»Викторина «Байкал-сердце Сибири» Мы с детьми подготовительной группы представили вашему вниманию игру- викторину на тему «Байкал-сердце Сибири». Эта игра является заключительным.

Гражданский урок в старшей группе «Путешествие по родному краю» или «Тобольск-жемчужина Сибири» Цель: Закреплять знания детей о родном крае, городе в котором мы живем и его достопримечательностях. Задачи: Закреплять.

Однодневный проект «Приморье, мой край океанский, жемчужина русской земли» Мини – проект «Приморье, мой край океанский, жемчужина русской земли!» Тип проекта: групповой, познавательно-творческий. Срок реализации:.

Познавательный проект «Матрешка» Познавательный проект «Матрешка» Тип проекта: познавательный. Интеграция областей: «Познание», «Труд», «Музыка», «Безопасность», «Художественное.

Познавательный проект «Это всё — соль» Тип проекта: педагогическое проектирование Вид проекта: познавательный Сроки реализации: краткосрочный Возрастная группа: дети 4-5 лет Проблема:.

Проект «Как живет байкал» по экологическому воспитанию детей старшей группы ЦЕЛЬ: расширение знаний и понятий о проблемах экологического характера, касающихся оз. Байкал, пропаганда экологического образа жизни..

Проект: «Летний дождик, он какой?» Краткосрочный музыкально-познавательный проект. В проекте участвовали: Музыкальные руководители МАДОУ "Детский сад № 11" г. Курчатов, Курской обл. - Степанова Н. Г., Нагорная Н. А. Воспитатели.

Проект создания мини-музея «Невидимые санитары озера Байкал» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о невидимых санитарах озера Байкал их роли в механизме самоочищения воды поверхностны,.

Проект создания мини-музея «Серебристое богатство озера Байкал» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о рыбном богатстве озера Байкал поверхностны, часто ошибочны В рассказах о подводных.

Проект создания мини-музея «Славное море — священный Байкал». Старший дошкольный возраст Цель проекта: Уточнить и систематизировать знания детей о своеобразии и уникальности озера Байкал. Задачи проекта: Образовательные: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Байкал-жемчужина Сибири»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 09:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД