Лучший педагог года

Познавательный проект «Чай — это огромный мир, помещенный в маленькую чашку»

Ирина Федореева
Познавательный проект «Чай — это огромный мир, помещенный в маленькую чашку»

Название проекта :

Чай - это огромный мир, помещенный в маленькую чашку

Тип проекта :

Научно – исследовательский (познавательный) проект.

Участники:

1. Целевая группа – дети старшей группы (5-6 лет).

2. Родители.

3. Воспитатель старшей группы.

Временной масштаб:

Средне – срочный (январь 2023 – март 2023).

Актуальность:

Мы живём в мире вещей, и многое воспринимаем как обыденное, должное. Не задумываемся о происхождении и значении предметов в жизни человека.

Публикация «Познавательный проект „Чай — это огромный мир, помещенный в маленькую чашку“» размещена в разделах

Люди наливая, в кружку чай, не задумываются, а почему чай? Потому что так делали наши родители, деды, прадеды. Дети, выпивая кружку сладкого, горячего и душистого чая не знают что чай – это огромный мир, мир полный интересного и неизведанного. Чай – это уникальный напиток, который бодрит, освежает, лечит, согревает, помогает поддержать беседу. Таким образом, возникла идея разработать проект «Чай – это огромный мир, помещенный в маленькую кружку».

Цель: Обогащение знаний детей старшей группы о чае.

Задачи:

1. Обогатить знания детей о чайной церемонии в различные исторические отрезки времени.

2. Дать знания о пользе чая.

3. Познакомить детей с посудой для заваривания чая (заварочный чайник, френч, ситечко).

4. Привлечь родителей к реализации проекта.

Этапы реализации проекта :

- Подготовительный

- Внедренческий

- Заключительный

• Подготовительный.

1. Постановка цели и задач.

2. Определение методов исследования.

3. Беседы с детьми.

Цель: Определение знаний детей о чае.

- Подбор наглядно - иллюстративного материала по теме: «Чай».

- Подбор художественной литературы по теме.

- Работа с родителями. Сообщение о теме проекта.

• Внедренческий.

- Взаимодействие с детьми.

- Взаимодействие с родителями.

Взаимодействие осуществлялось по 4 направлениям:

Первое направление: Опыты и эксперименты с чаем

1. Беседа «Польза чая»

Цель: Показать детям, что чай и бодрит, и лечит, и успокаивает, и согревает.

«Чай без заварки»

Цель: Выяснить что чай – это кипяченая вода плюс высушенные листочки чая. Научить заваривать чай.

«Черный, зеленый, красный чай»

Цель: Познакомить с чаем разного цвета. Выделить сходные, а также отличительные особенности чая в сухом виде и при заваривании.

«Крупнолистовой, среднелистовой, мелколистовой, гранулированный чай»

Цель: Познакомить детей с тем, что чай может быть обработан по-разному. Выделить сходные и отличительные особенности чая в сухом виде и при заваривании.

«Чай с добавками»

Цель: Познакомить детей с тем, что чай может быть с разными добавками (травами, ягодами, фруктами, специями). Объяснить их назначение. Дегустация чая с мятой, с яблоком и шиповником, с корицей и гвоздикой.

«Чай рассыпной, в пакетиках, в пирамидках и прессованный»

Цель: Познакомить с разными фасовками чая. Выяснить назначение. Какой чай предпочитают дома?

«Посуда для заваривания чая»

Цель: Познакомить детей с заварочным чайником (стеклянный и фарфоровый, пресс – кружкой, ситечком. Выяснить назначение, их плюсы и минусы. Определить правила безопасности при обращении с горячей водой.

«Посуда для кипячения воды для чая. Самовар»

Цель: Познакомить детей с самоваром. Строение и принцип работы. Старинный и современный самовар.

«Посуда для кипячения воды. Чайник»

Цель: Выяснить, что чай можно кипятить в чайнике на газовой плите, в электрическом чайнике. Научить детей определять кипение воды. Объяснить, что чай заваривают кипяченой водой.

«Горячий чай (1)

Цель: Выявить, что чай можно остудить в блюдце.

«Горячий чай» (2)

Цель: Выявить, что чай можно остудить при помощи железной чайной ложки.

После каждого опыта, дети пили чай с медом, вареньем, баранками, сушками, сухарями, пряниками (как в старину, или с печеньем, конфетами, вафлями (как в настоящее время).

Чаепитие.

Цель: Дать знания о чайной церемонии (русская) в различные исторические отрезки времени.

Второе направление: Коллекционирование

• Беседа «Какой чай пьем дома?»

Цель: Выяснить какой чай пьют дома и почему? Кому, какой нравиться чай? (маме, папе, бабушке, дедушке, ребенку). Как мы дома пьем чай.

• Взаимодействие с семьей «Коллекционирование чая»

Цель: Принести из дома чай, для создания коллекции чая.

• Создание коллекции.

• Взаимодействие с семьей «Блюдце для чаепития».

Цель: Принести из дома чайное блюдце для чаепития, создания коллекции и опытов.

• Рассматривание разного чая.

• Дидактическая игра «Сортировка чая», «Четвертый лишний».

Цель: Классификация по цвету, величине, по обработке, по фасовке, по запаху.

• Сюжетно - ролевая игра «Семья». Игровые ситуации «Гости на пороге» и «Чай для больного медвежонка», «Сервируем стол».

Цель: Расширить знания детей о свойствах чай. Виды чая (травяной).

• Сюжетно ролевая игра «Магазин». Игровая ситуация «Продаем чай».

Цель: Расширить знания о чае.

• Чаепитие. Дегустация чая.

Третье направление: Путешествие по карте

1. Рассматривание иллюстраций на тему «Чайные плантации»

Цель: Дать детям понятия чайный лист, чайный куст, чайные плантации, сборщики чая. Родина чая – Китай.

2. Просмотр презентации «Как растет чай»

3. НОД «Где растет чай?»

Цель: Познакомить детей со странами, где растет чай.

- чтение китайской легенды «Обезьяна и чай».

- работа с картой.

- проблемная ситуация «Как добраться до.»

4. Чтение китайской народной сказки «Сказка о чае».

5. Обсуждение и изготовление символов для обозначения на карте.

6. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на самолете за чаем».

7. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на корабле».

4 направление: Путешествие по «Реке времени»

Беседа «Когда появился чай в России».

Цель: Дать детям знания о появлении чая в России (кем и когда был завезен)

НОД «Древность, старина, настоящее время».

Цель: Дать детям знания о том, что пили на Руси и в России (какие напитки) в разные исторические отрезки времени.

- рассказ воспитателя

- рассматривание иллюстраций на тему «Напитки, чай»

- рассматривание «реки времени», обсуждение.

.- проблемная ситуация «Что было до и после…»

Рассказ воспитателя «Чайная церемония в России в старину».

Чаепитие с самоваром из блюдец.

Рассматривание картин русских художников:

И. Грабарь «Утренний час. Подснежники».

В. Кустодиев «Купчиха за чаем».

Богданов – Бельский «Именины у учительницы».

Чтение художественных произведений:

К. Чуковский «Муха – Цокотуха».

С. Михалков «Самовар».

Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар».

В. Кужелева «Сказка о том, как Иван – чай лень прогнал».

Взаимодействие с семьей «Чаепитие в семье». Рисование на заданную тему.

Цель: Нарисовать рисунок, выучить частушку или стихи про чай.

Концерт «Частушки о чае».

Лепка из пластилина «Чайный сервиз».

Пословицы и поговорки о чае.

Слушание песни «Чашечка чая» (из мультфильма «Ничего»).

Просмотр мультфильма «Смешарики». «Индийский чай»

Игра (ТРИЗ) «Хорошо – плохо» (чай).

Ш. Заключительный этап.

Цель: Систематизация собранного материала.

1. Коллекции чая.

2. Коллекция блюдец.

3. «Река времени».

4. Карта с обозначениями.

5. Посуда для заваривания, хранения чая (чайные домики) и кипячения воды (самовар и чайники).

6. Организация выставок для родителей.

7. Чаепитие с родителями. Дегустация чая.

8. Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.

IV. Перспективы.

1. Познакомить с чайными традициями Китая и Англии.

2. Пополнить коллекцию чая.

3. Создание лэпбука «ЧАЙ»

Литература:

1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста

2. Интернет ресурсы

3. К. Чуковский «Муха – Цокотуха».

4. С. Михалков «Самовар».

5. Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар».

6. В. Кужелева «Сказка о том, как Иван – чай лень прогнал».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Познавательный проект для дошкольников «Волшебный жемчуг»Фотоотчет «Познавательный проект для дошкольников «Волшебный жемчуг» Добрый день, уважаемые гости странички! Вас снова приглашают на экскурсию по проекту "Как прекрасно вокруг". Знакомство невероятно красивое.

Долгосрочный познавательный проект «Времена года» Тип проекта: информационно - познавательный. Вид проекта: фронтальный. Продолжительность: долгосрочный, 02.05.16 – 28.04.17. По количеству.

Физкультурно-познавательный проект «Мы здоровью скажем — да!»Физкультурно-познавательный проект «Мы здоровью скажем — да!» Подготовил: Физ. инструктор: Ярошенко О. П. МБДОУ №6 Г. Пролетарск, Ростовской области Проблема: Самой актуальной задачей на сегодняшний.

Информационно-познавательный проект «Мы помним, мы гордимся!» Ежегодно наша страна празднует великий праздник – 9 Мая День Победы в Великой Отечественной войне. Необходимо систематизировать знания детей.

Познавательный проект «Маленький исследователь на огороде» Актуальность темы проекта: Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого.

Познавательный проект «Пожарный»Познавательный проект «Пожарный» Рано или поздно перед человеком встает проблема выбора профессии. Я обратила внимание на профессию пожарного, в настоящее время в нашей.

Познавательный проект «Птицы — наши друзья» Познавательный проект «Птицы – наши друзья» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей группы «Звездочка», родители,.

Познавательный творческий проект «Зимние забавы»Познавательный творческий проект «Зимние забавы» Цель: Обогащение у детей знаний о зиме и зимних забавах. Задачи: Формировать у детей познавательный интерес к экспериментам. Развивать у.

Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром.

Творческо-познавательный проект «Здравствуй, Бабушка Яга»Творческо-познавательный проект «Здравствуй, Бабушка Яга» Про Бабу Ягу Говорят очень глупо: Нога костяная, Метёлка да ступа. И руки кривые, И зубы торчком, И нос очень длинный И загнут крючком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Чай — это огромный мир, помещенный в маленькую чашку»
Опубликовано: 26 марта 2023 в 07:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД