МААМ-картинки

Познавательный проект для старшей группы «В мире сказочной математики»

Валентина Щербина
Познавательный проект для старшей группы «В мире сказочной математики»

Актуальность проекта

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Публикация «Познавательный проект для старшей группы „В мире сказочной математики“» размещена в разделах

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки. В этом детям может помочь сказка.

Для чего ребёнку нужна сказка? «Для того, чтобы создавать структуру своего интеллекта, устанавливать разногорода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные». Она средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Кладезь характеров и судеб, откуда ребёнок черпает сведения о реальностикоторой он ещё не знает, черты будущего о котором ещё не умеет задумываться.»(Джанни Родари).

Исследователи отмечают, что сказка вводит ребёнка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу.

А. М. Виноградова считает, что в момент слушания сказки у ребёнка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие: додумывание и воображаемое дорисовывание образов и ситуаций; освоение приёмов фантазирования: оживления, увеличения-уменьшения, ускорения- замедления и т. д.

Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребёнка. Через сюжет сказки взрослый может показать ребёнку его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства. Приведём пример. Сказка Г. -Х. Андерсена, которую читают старшим дошкольникам, - «Гадкий утёнок». Если взрослые акцентируют основное внимание на противопоставлении образов обитателей птичьего двора и бедного, несчастного маленького утёнка, то фактически они транслируют беспомощность в восприятии собственных жизненных неурядиц. Но ведьу автора совсем иная цель, и её достижение мы видим в конце. Значит, главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.

Соединение этих двух казалось бы разных направления, дает возможность детям повысить интерес к математике, развить познавательные способности, получать знания в той форме, которая ему ближе всего – в сказке.

Цель проекта:

создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающие:

- развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения.

Воспитательные:

- воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.

Участники проекта:

- Воспитатели

- Дети старшей группы

- Родители

Ожидаемый результат:

- использование в работе игровых ИКТ заданий;

- расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

- создание совместной книги «Сказочная математика»

Срок реализации проекта: 2 недели

Первый этап:

История проекта:

Наша история работы в проекте, началась с того, что в один из осенних дней на запотевшем после сильного дождя окне, Артём начал чертить пальцем геометрические фигуры и цифры.

Вокруг него тут же собрались дети. «Что ты делаешь?», «А что это будет?» - атаковали они его вопросами. «Это будет город — уверенно ответил Артём, — потому что я хочу, чтобы мой город стал ещё больше».

Как ни странно, ни у кого из детей не возникло вопроса «зачем?» По-видимому, желания других детей, так же как и свои собственные, малыши пока не подвергают критичному осмыслению. Они просто мечтают.

- Если он станет больше, кто там будет жить? (София)

- Да, ведь у всех уже есть дома (Даша)

- А в мой город ещё приедут люди и займут новые дома, и нас станет ещё больше. (Артём)

Вот и появилась первая информация о том, что дети знают, что они думают. Я записала эти высказывания для того, чтобы позже сослаться на «компетентное мнение» Софии, Даши, Артёма и иметь представление о том, что следует уточнить, актуализировать, расширить для предъявления родителям информации о жизни детей в группе.

Есть главный вопрос: «Как помочь Артёму построить большой город, о котором он мечтает?»

Обращаюсь к детям, которые пришли позже и не видели рисунка Артёма: «Ребята, у нас сегодня в группе началось строительство!»

Но сами мы не справимся, надо звать на помощь!

А кого? Родители на работе! (Святослав)

Я предложила вариант, который и детей заинтересует и родителей в стороне не оставит.

- Предлагаю нам всем стать волшебниками и с помощью волшебства построить большой город, как мечтает Артём.

Ребята конечно согласились с большим удовольствием.

- Для начала нам надо было сосчитать, сколько строительного материала нам понадобиться. Мы пришли к выводу, что сами не справимся, решили привлечь к нашей стройке родителей.

Взрослые вместе с детьми спланировали работу.

С этого дня ребята носили домой домашние задания и на следующий день приходили с чувством выполненного долга. Так значительно вырос интерес к математике.

Вместе с детьми мы решили писать сказки, да не простые, а математические и помогали нам наши родители. Так и полетели день за днём да сказка за сказкой. И получилась у нас книга целая, сказок волшебных.

Второй этап - реализация проекта:

НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

- НОД «Путешествие по сказке Золушка»,

- НОД Математическое представление «Затерянный город».

«Новости из Простоквашино», «Заюшкина избушка», «Стрекоза и Муравей»,

«Путешествие по сказкам».

конструирование «Лего» - «Цветные цифры», лепка «Веселые цифры».

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Просмотр презентаций «В некотором царстве, в некотором сказочно - математическом государстве», «Предметы и формы».

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

Работа со счетными палочками.

Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Домино», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Чудо крестики», «Танграм», блоки Дьенеша, «Волшебные круги», «Чудесный мешочек» и т. д.

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

Подвижные игры: «Море волнуется», «Построй фигуру».

Пальчиковая гимнастика.

Выставка литературы по теме «В мире Математики», Д/и «Подбери фигуру»

Беседа «Как люди научились считать?», Д/и «Подбери игрушку», Чтение сказки «Гуси - Лебеди», Конкурс детских рисунков по мотивам русских народных сказок, Д/и «Построй свой дом»,НОД «Математика в сказке», Д/и «Назови и сосчитай», Просмотр диска «Уроки тётушки Совы», НОД «Путешествие в осенний лес»

Чтение стихотворения «Дядя Стёпа», П/и «Что, мы делаем не скажем», Развивающая сказка «Четыре лебедя», П/и «Мы весёлые ракеты», Просмотр мультфильма «Козлёнок, который считал до десяти»

НОД «Приключения Незнайка в стране Математики», Конкурс загадок на тему «Весёлая математика», Развивающая сказка «Умная неделя», П/и «Сосчитай правильно», Д/и «Расскажи про свой узор», Конкурс на тему «Математические сказки», Досуг «В мире Математики»

На протяжении всего проекта

1. Разгадывание загадок

2. Заучивание стихов

3. Математические пословицы и поговорки

Третий этап – результативный

Составление волшебной книги математических сказок.

Приложения к проекту

Тема «Путешествие по сказке Золушка»

Цель.

Формировать умение производить арифметические действия в пределах 10, сравнивать числа, расставляя знаки «больше», «меньше», «равно». Упражнять в составлении изображения предмета из геометрических фигур.

Материал:

Иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка». Картинка с изображением дома с девятью окнами. Картинка с изображением трёх кустов красных и трёх кустов жёлтых роз. Таблица с изображением предметов посуды (в каждом ряду не хватает одного предмета) и карточки с изображением недостающих предметов посуды. Шесть картинок с изображением мыши на каждой. Картинка с изображением трёх пар лошадей. Картинка с изображением двух циферблатов (без стрелок). Картинка с изображением туфельки, составленной из треугольников и квадратов (образец). Красочно оформленная коробка. Таблица с парами чисел. Волшебная палочка. Вырезанные из жёлтого картона звёзды с цифрами.

Картинка с изображением дома с девятью окнами, счётный материал, картинка с изображением двух циферблатов (без стрелок, три треугольника и три квадрата, числовые карточки, простой карандаш, бумажный круг (торт) - на каждого ребёнка.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель. Какие бывают сказки?

Дети. Русские народные, авторские, сказки народов мира.

Воспитатель. А какие сказки вы любите слушать? (Ответы детей. Воспитатель выставляет иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка».) Назовите сказку, иллюстрации к которой вы видите. («Золушка».) Все вы знаете и любите эту сказку. Кто её написал?

Дети. Французский сказочник Шарль Перро.

Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие по сказке «Золушка». Вы знаете, Золушке очень хотелось поехать на бал в королевский дворец. Но злая мачеха не взяла её с собой, а приказала выполнить много трудных заданий.

- Сначала падчерица должна была натереть полы во всех комнатах. (Выставляет на фланелеграфе картинку с изображением дома с девятью окнами.)

- Посмотрите на изображение дома и сосчитайте, сколько в нём комнат, если в каждой комнате по три, окна. Ответ напишите в квадрате, который расположен в правом нижнем углу. (Дети выполняют задание, используя свои картинки. Тот, кто справляется с заданием первым, выходит к фланелеграфу и записывает ответ. Остальные проверяют)

Воспитатель. Затем Золушка должна была посадить под окнами дома три куста красных и три куста жёлтых роз. Помогите девочке и скажите, сколько всего кустов надо посадить.

Выставляю на фланелеграфе картинку с изображением трёх кустов красных и трёх кустов жёлтых роз. Используя счётный материал, дети составляют математическое выражение.

Воспитатель. Мачеха также наказала Золушке, чтобы она вымыла всю посуду и расставила её по полкам. (Выставляет таблицу с изображением предметов посуды.) Помогите Золушке определить, какой посуды не хватает в каждом ряду.

Вызванный ребёнок получает карточки с изображением недостающих предметов посуды и заполняет таблицу.

Воспитатель. На помощь девочке, кроме вас, пришла добрая фея. Стоило ей взмахнуть волшебной палочкой, и у Золушки появились великолепное платье, хрустальные туфельки и карета. А в лошадей добрая фея превратила самых обыкновенных мышей.

(Выставляю шесть картинок с изображением мыши на каждой.)

- Сколько мышей заколдовала добрая фея, если получилось три пары лошадей?

(Вызванный ребёнок выкладывает три пары картинок с изображением мышей на каждой и объясняет свои действия. Выставляю картинку с изображением трёх пар лошадей)

Воспитатель. Наконец Золушка отправилась на бал и оказалась во дворце затри часа до полуночи. В полночь ей обязательно надо было вернуться домой, потому что именно в это время должны были исчезнуть

все подарки доброй феи. Как иначе можно назвать полночь? (Дети отвечают. Выставляю картинку с изображением двух циферблатов.

- Перед вами часы без стрелок. Нарисуйте стрелки на одном

циферблате так, чтобы они показывали полночь, а на другом чтобы они показывали время, когда Золушка приехала на бал, тоесть на три часа раньше.

(Дети выполняют задание, используя свои картинки. Тот, кто первым справился с заданием, рисует стрелки на демонстрационном материале и объясняет свои действия)

Воспитатель. На балу было очень весело. Король устроил лотерею. Призы получили пары танцоров, у которых номера пригласительных билетов в сумме составили 6. Определите, какие это были пары чисел?

Выставляю красочно оформленную коробку и таблицу с парами чисел.

(Дети находят пары (5 и 1,2 и 4,3 и 3,выбирают соответствующие числовые карточки, поочерёдно показывают их воспитателю и опускают в коробку) Воспитатель. Золушка веселилась на балу и отдыхала от работы, которой нагружала её мачеха. Давайте и мы немного отдохнём.

(Проводится разминка)

- Беру в руки волшебную палочку.

На балу у короля

Собрались его друзья.

Тихо парами мы встали,

Во дворец на бал попали.

Выполняю круговые движения палочкой, приглашая детей на середину групповой комнаты. Звучит аудиозапись польки. Выступаю в качестве танцмейстера. Дети на счёт выполняют танцевальные движения)

Воспитатель. На балу угощали сказочно вкусными тортами. Поделить торт на равные части между королём, принцем, королевским звездочётом и танцмейстером доверили Золушке. Сколько получилось частей? (Четыре.) Докажите это.

(Дети сгибают бумажные круги пополам, затем ещё раз пополам. Разворачивают круги и объясняют, что получилось четыре равные части.

Воспитатель. Звездочёт придумал для гостей следующее задание. Он погасил на небе несколько звёзд, а чтобы они вновь засияли, предложил правильно расставить знаки сравнения)

Выставляю на фланепеграфе вырезанные из жёлтого картона звёзды с цифрами. Дети поочерёдно вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами.

Воспитатель. Золушка должна была уехать с королевского бала до наступления полу ночи. Но время летело так быстро, что Золушка опомнилась, лишь услышав бой часов. Она помчалась вниз по лестнице, и хрустальная туфелька соскочила с её ноги.

- Вы сможете вернуть Золушке туфельку, если соберёте её из геометрических фигур.

(Дети (без образца) складывают изображение туфельки из треугольников и квадратов. Тот, кто первым справляется с заданием, выходит к фланелеграфу и объясняет свои действия, используя выставленный воспитателем образец) Воспитатель. Вот и закончилось математическое путешествие по сказке. Без вашей помощи Золушке нелегко было бы справиться со всеми заданиями.

Сказке нашей конец, а кто Золушке помогал - молодец!

Публикации по теме:

Педагогический познавательный проект для старшей группы: «Мир космоса» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» г. Саратова Педагогический проект для детей старшей группы Название.

Познавательный математический проект для детей старшего дошкольного возраста «В мире чисел» Паспорт проекта. «Математика – игра, в которую играют согласно простым правилам и пользуются при этом обозначениями». Название проекта:«В.

Познавательный педагогический краткосрочный проект «День космонавтики» для средней группыПознавательный педагогический краткосрочный проект «День космонавтики» для средней группы Познавательный педагогический краткосрочный проект. Тема: "День космонавтики". Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: 3 дня (3 занятия).

Познавательный педагогический краткосрочный проект «День Победы» для средней группыПознавательный педагогический краткосрочный проект «День Победы» для средней группы Познавательный педагогический краткосрочный проект. Тема: "День Победы". Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: с 01.05.2017 по.

Познавательный проект для младшей группы №1 на тему: «Домашние животные». Участники проекта: -воспитатели группы; -воспитанники второй младшей группы; - родители воспитанников. Тип проекта: долгосрочный. Сроки.

Познавательный проект для подготовительной группы «Наш дом-Земля» Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и.

Познавательный проект «Где щи — там нас ищи» для детей средней группы Проект познавательно-игровой «овощи и фрукты – полезные продукты» средняя группа. Актуальность: Всем хочется видеть детей здоровыми,.

Проект в старшей группе «В мире математики» Тип проекта : учебно-методический. Вид проекта :краткосрочный (2 недели). Участники :дети, воспитатель, родители. Руководитель проекта.

Среднесрочный познавательный проект для детей первой младшей группы «В огороде у Антошки». Проект для детей первой младшей группы "В огороде у Антошки". Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

Творчески — познавательный проект «Новогодние игрушки для детского сада» Старшая и подготовительная к школе группы Творчески - познавательный проект «Новогодние игрушки для детского сада» Старшая и подготовительная к школе группы (реализованный) Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект для старшей группы «В мире сказочной математики»
Опубликовано: 9 октября 2017 в 14:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД