Татьяна Мартыненко
Познавательный проект «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, я имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Публикация «Познавательный проект „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).
Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и моя задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Поэтому я сочла возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Цель: Уточнение и расширение представления детей о воде, её свойствах, состояниях.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.
2. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Сроки реализации проекта : ноябрь 2014 – апрель 2015 г. (долгосрочный)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
Срок: ноябрь.
Задачи:
• Изучение и анализ теоретического и методического материала.
• Подбор дидактического материала по теме проекта.
• Проведение диагностического обследования, направленного на выявление уровня сформированности знаний детей средней группы о воде, ее свойствах, значении в жизни человека.
• Создание игровой предметно-развивающей и экспериментальной среды для детей 4-5 лет.
II этап: творческий (основной)
Срок: декабрь-март
Задачи:
• Реализация эффективных форм и методов организации с детьми средней группы.
• Реализация системы мероприятий всеми участниками проекта.
III этап: обобщающий.
Срок: апрель
Задачи:
• Проведение сравнительного анализа сформированности знаний детей о воде, ее свойствах, значении в жизни человека на основе результатов повторного диагностического обследования.
• Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности.
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы Содержание деятельности
I
Подготовительный
ноябрь
1. Изучение методической литературы и периодической печати по теме проекта.
2. Создание мини – лаборатории (для экспериментов) :
- подготовка оборудования для опытов с водой.
3. Подбор заданий по проведению диагностики.
4. Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- составление картотек наблюдений, бесед, опытов с водой, подвижных игр, дидактических игр, загадок, стихов, изготовление буклета «Вода».
5. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
6. Подготовить информацию для родителей по темам:
- Экологическое воспитание в семье.
- Рекомендации по экспериментальной деятельности с детьми.
- Эксперимент в детском саду.
II
Основной декабрь
1. Беседы: “Вода вокруг нас”, “Вода вокруг нас” (продолжение, “Вода нужна всем”, “Волшебница вода”.
2. Наблюдения: за водой, за испарением.
3. Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет цвета, вкуса и запаха», «Вода-жидкость».
4. Чтение стихотворений: «Речка зимой», «Вы слыхали о воде?», «Моряк», закличек, пословиц и поговорок.
5. Дидактические игры: «Придумай предложение», «Не намочи».
6. Пальчиковая гимнастика “Вышел дождик погулять”, «Рыбки».
7. Изготовление буклета «Вода».
январь
1. Беседы: “Град и снег”, “Дождь”, “Туман”.
2. Наблюдения: за снегом, за растениями.
3. Опыты: «Вода не имеет формы», «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах».
4. Чтение стихотворений, отгадывание загадок.
5. Подвижные игры: «Мы – капельки», «Море волнуется раз».
6. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Рыбки».
7. Дидактическая игра: «Где спряталась вода».
II
Основной
февраль
1. Беседы: “Водоемы», «Путешествие капельки», Водный транспорт».
2. Наблюдения: за облаками.
3. Опыты: «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Пар – это тоже вода», «Лед – твердая вода, тает в тепле».
4. Чтение стихов и рассказов, сказок, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о воде.
5. Рассматривание энциклопедии «ВОЗДУХ + ВОДА+ ПОГОДА И КЛИМАТ».
6. Пальчиковая гимнастика «Морские животные», «Капитан».
7. Подвижная игра «Удочка», «Снежинки».
март
1. Беседы: “Роса”, “Берегите воду”.
2. Наблюдения: за сосульками, за таянием льда.
3. Опыты: «Лед – легче воды», «Легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно», «В соленой воде предметы не тонут».
4. Прослушивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы” : “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
5. Подвижные игры: “ Болото: с кочки на кочку”.
6. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять», «Рыбки».
7. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
III
Обобщающий
апрель
1. Сравнительная диагностика сформированности представлений детей о воде, ее свойствах и значении.
2. Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности.
Список литературы:
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»- Творческий центр 2010.
3. Н. А. Рыжова «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
4. Г. П. Тугушева. «Экспериментальная деятельность»- Санкт-Петербуг ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014
5. Н. А. Рыжова «Волшебница –вода» – М. : Линка-Пресс, 1997
6. Т. В. Вострухина, Кондрыкинская Л. А. Знакомство с окружающим миром детей 2011
5. Интернет ресурсы.