Познавательный творческий исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы помнили…»

Надежда Новожилова
Познавательный творческий исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы помнили…»

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П.Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он уже не сирота. Всёпроходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 г. Заволжска Ивановской области

Состав проектной группы:воспитатели: Н. Н. Новожилова, М. Н. Серёгина; музыкальный руководитель А. К. Заборова; дети и родители старшей группы «Жемчужинки», подготовительной группы «Солнышки» детского сада.

Тип проекта:

• По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий, исследовательский, музыкальный.

• По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: долгосрочный (февраль 2020г. – май 2020г.).

По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, краеведческий музей.

• По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

Проблема: время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

В преддверии празднования 75-летия Дня Победы в Великой Отечественной Войне с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не в достаточной мере имеют представление о причинах возникновения праздника.

Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг, осознать ценность мирного существования и окружающих их людей.

В основу проекталегли следующие принципы:

1.Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

2.Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3.Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4.Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музейной педагогикой, сочетание разных видов деятельности.

5.Принцип наглядности: создание мини-музея в группе, изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.

2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны.

3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории войны

4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

5. Развивать речь дошкольников, эрудицию, интеллект.

6. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину

7. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Предметно-развивающая среда:

• Создание мини-музея «По дорогам военных лет».

• Дидактические игры с патриотическим содержанием.

• Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.

• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.

• Подборка песен военных лет.

• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

• Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику

Ожидаемый результат:

• Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;

• Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;

• Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям.

• Разовьётся умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

План реализации проекта:

Первый этап - Подготовительный:

Определение темы проекта

Анкетирование детей и родителей по теме

Формулирование цели и задач проекта

Составление плана реализации основного этапа проекта

Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта

Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

Второй этап –Основной:

Тематические беседы:

«Великая Отечественная война»

«Военная форма солдат советской армии»

«Родина – мать зовёт»

«Великие полководцы»

«Города – герои»

«Блокадный Ленинград»

«Письма с фронта»

«Профессии ВОВ»

«Дети и война»

«Игрушки детей ВОВ»

«История георгиевской ленточки»

Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней»

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков

Просмотр презентаций: «Боевая техника войны», «Города – герои», «Великие полководцы», «Дети – герои войны»

Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших»

Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники», С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы», С. П. Алексеев «Брестская крепость», Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне»

Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе

Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», Б. Мокроусова «Марш защитников Москвы»

Привлечение родителей к созданию атрибутов сюжетно-ролевых игр «Военные», «Медсанбат», «Полевая почта»

Дидактические игры: «Военные профессии», «Лото – принадлежности профессий»

Рисование «Наша армия родная»

Аппликация «Мундир военного»

Работа в раскрасках: «Великая Отечественная война», «Боевая техника»

Оригами «Военная техника»

Лепка «Танк»

Вернисаж «Профессии ВОВ» (совместно с родителями)

Создание мини-музея «По дорогам военных лет»

Музыкально-литературная постановка «На привале»

Экскурсии к памятникам героям ВОВ – жителям Заволжского района

Акции: «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»

Создание «Книги Памяти» (судьбы, подвиги участников ВОВ Заволжского района)

Подвижные игры: «Пограничники», «Связисты», «Артиллеристы», «Гранаты в ящик», «Разведчики»

Участие во Всероссийском творческом конкурсе по теме ВОВ «Зелёная планета глазами детей»

Участие в онлайн акциях: «Пилотка фронтовика», «Открытка ветерану»

Онлайн – творческая мастерская «Победа в рисунках»

Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»

Третий этап –Завершающий:

Открытие мини-музея «По дорогам военных лет»

Выставки творческих работ детей по теме

Музыкально-литературный вечер «Чтобы помнили…»

Заключение

Таким образом, в результате реализации проекта у детей расширилось представление о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, начало формироваться чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине.

Родители получили консультации и советы о том, как в доступной форме рассказать детям о ВОВ, подвиге народа.

Новизна данной методической разработки заключается в установлении связи современности с историческим прошлым, помогающим дошколятам окунуться в доступной форме в эпоху ВОВ, благодаря применению при реализации проекта музейной педагогики. Кроме того, в ходе реализации проекта было реализовано ряд задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. К окончанию проекта многие дети выразили своё желание в будущем стать военными, медицинскими работниками, историками, что, на наш взгляд, является огромной заслугой всех участников и организаторов проекта.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может использоваться воспитателями и родителями дошкольников, заинтересованными данной темой.

В ходе реализации данной методической разработки все поставленные задачи были выполнены. Дети с удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли интерес и активность.

Познавательный творческий исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы помнили…»

Прикреплённые файлы:

chtoby-pomnili_86man.pptx | 8765,6 Кб
 
Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста).Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста). Организован с сентября по ноябрь. Актуальность: Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит.

Познавательно-исследовательский проект для старшего дошкольного возраста «Что за чудо — Молоко!» Задачи для ребенка: 1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту; 2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Автор публикации:
Познавательный творческий исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы помнили…»
Опубликовано: 8 января 2021 в 22:06
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 марта. Праздник бантиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен милому украшению, без которого не обходится ни одна девочка. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей завязывать бантики и с их...

6 марта. Международный день зубного врача

Международный день зубного врача приурочен ко дню рождения стоматологической бормашины. Она была сделана с ножным приводом, сделанным из колеса прялки. Как хорошо, что в наше время стоматологами уже...

Оформление помещения группы в ДОУ к 8 марта
К празднику 8 Марта пришла идея оформить в группе небольшую фотозону: цифра восемь и корзинка с цветами. Цифра восемь сделана из бумаги, размер...
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами весны»
Цель прогулки:Формировать представления детей о марте как о месяце пробуждения природы;закреплять знания о времени года;развивать умение замечать новые...
Конспект занятия по аппликации «Радужные цветы маме»
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по аппликации «Радужные цветы маме» в подготовительной группе. Цель занятия:...