Практическая конференция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Светлана Потапова
Практическая конференция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС»

В рамках круглого стола, в форме открытого диалога мы все вместе обсудим следующие вопросы:

1. Актуальность. Проблемы познавательного развития (экологического воспитания) дошкольников в современном обществе.

2. Познавательное развитие дошкольников (экологическое воспитание) в системе всестороннего развития личности

3. Роль, место, значение познавательного развития дошкольников (экологическое воспитание) в системе дошкольного образования.

4. Педагогические условия успешного и полноценного развития ребёнка - дошкольника. Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития детей

5. Формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста по формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС.

6. Условия, направленные на познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС

7. Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнёрами как условие формирования экологической культуры дошкольников

Итак, начинаем.

1. Актуальность. Проблемы познавательного развития (экологического воспитания) дошкольников в современном обществе.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

?: Как вы считаете, на самом ли деле вопросы экологического воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план?

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

?: Действительно ли существуют проблемы познавательного развития (экологического воспитания, в том числе и дошкольников, в современном обществе?

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

?: Какой возраст является базой для формирования основ экологического воспитания?

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

?:Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем первый флажок!

2 ведущий:

2. Познавательное развитие дошкольников (экологическое воспитание) в системе всестороннего развития личности.

?:К какой образовательной области относиться экологическое развитие?

Познавательное развитие.

?:Назовите основную цель познавательного развития?

развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

?:Познавательное развитие (экологическое воспитание) детей предполагает решение следующих задач. Какие это задачи? (задачи расположены на мольберте).

-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,

-Формирование познавательных действий, становление сознания,

-Развитие воображения и творческой активности,

-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,

-Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках,

-Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

?:Что необходимо учитывать при реализации образовательной области «Познавательное развитие»?

•познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

•значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств;

•огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая и др.);

•реализация задач образовательной области обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Но чтобы решить эти задачи природа и педагогика выдвигает следующие принципы. Они все последовательны (принципы изображены в виде чаек).

Раздаётся крик чаек. А вот и принципы! Я приглашаю по желанию 10 человек найти эти принципы и зачитать их. Нужно выстроить последовательность.

1. Принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы и методы работы, учитывающие возрастные, психофизиологические особенности детей.

2. Принцип позитивизма - воспитание и обучение детей на положительных примерах (в практике – помимо запрещающих знаков использовать и разрешающие, и рекомендательные) для создания мотивации определенного типа поведения;

3. Принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);

4. Принцип системности - во взаимодействии специалистов ДОУ, и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями;

5. Принцип наглядности – учет наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование наглядного материала;

6. Принцип гуманистичности – в выборе педагогом гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание;

7. Принцип последовательности – в системе последовательного развертывания знаний от простого к более сложному;

8. Принцип безопасности - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к себе и окружающей среде.

9. Принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника.

10. Принцип интеграции – тесное сотрудничество всех образовательных областей;

?:Принцип интеграции экологического воспитания детей дошкольного возраста с другими образовательными областями, я предлагаю рассмотреть подробнее.

(Воспитатель смотрит в бинокль и видит бутылочки с SOS – сообщениями. В бутылочках спрятаны сообщения, надо достать их и ознакомить коллег.)

«Физическое развитие» -

Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе непосредственно образовательной деятельности дети под руководством инструктора по физической культуре и воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями, знакомят с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей

«Социально-коммуникативное развитие» -

В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Организация активной практической, самостоятельной и интеллектуальной деятельности детей и педагога по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья, повышение готовности детей к усвоению умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир».

«Речевое развитие»

Процесс экологического развития во всем ее многообразии, способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон, при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей

«Познавательное развитие» -

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, и возрастные особенности. Логическую завершенность в системе познавательного развития «природа – человек – общество – природа».

«Художественно-эстетическое развитие»

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Какое место в образовательном процессе занимает экологическое воспитание?

Формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя НОД, совместную деятельность (труд, игры, досуги, чтение и др., он придает им воспитывающий характер.

?:Какой можно сделать вывод из вышесказанного?

Интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие паруса для огромного корабля.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем второй флажок! Поднять флаг!

3 ведущий:

3. Роль, место, значение познавательного развития дошкольников (экологическое воспитание) в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

На нашем корабле есть сундук с драгоценностями, давайте посмотрим, что же в нем. А в нем золото, не простое, а с гравировкой.

Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Давайте систематизируем наше золото согласно данной классификации.

Сенсорные. Развитие мышления, памяти и внимания;

Различные виды деятельности;

Вопросы детей;

Развитие логики;

Развивающие игры.

Интеллектуально-познавательные.

Развитие любознательности;

Развитие познавательной мотивации;

Развитие воображения и творческой активности.

Интеллектуально-творческие.

Формирование специальных способов ориентации;

Экспериментирование с природным материалом;

Использование схем, символов, знаков.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем третий флажок! Поднять флаг!

1 ведущий:

4. Педагогические условия успешного и полноценного развития ребёнка - дошкольника. Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития детей.

?:Уважаемые коллеги, давайте вспомним — посадив семя, что необходимо делать?

Конечно же, ухаживать. И в нашем случае, мы не будем упускать из вида этот момент.

?:Как нужно ухаживать?

Очень просто — создать условия.

?:Что такое условия если мы например говорим о природном объекте?

это окружающая среда, которая может быть естественной и специально созданной.

В данном случае естественную среду ассоциируем с солнцем, а специально — созданную — полив из лейки.

?: В таких условиях, точно должно вырасти дерево. Но вопрос состоит в том, как мы их используем?

Ведь мы можем посадить семя в темном месте, и очень редко поливать или наоборот слишком много, точно также и в педагогической практике.

Я считаю, мало использовать предназначенные нам условия внутренней среды, их необходимо постоянно обогащать.

?:О какой среде у нас с вами сейчас пойдёт речь? Как она называется согласно ФГОС?

Центр науки (Центр природы и экспериментирования)

?: Уважаемые коллеги, поделитесь, чем вы обогащаете внутреннюю среду? (Центр природы и экспериментирования):

- комнатные растения (согласно возрасту детей);

- календарь природы;

- материалы для развития трудовых навыков;

- паспорта растений;

- папки-передвижки на экологическую тематику;

- макеты,

- материал для проведения элементарных опытов;

- обучающие и дидактические игры по экологии;

- природный и бросовый материал;

- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

- материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;

- аудио материал на природоведческую тематику.

?:Как вы считаете достаточно ли использовать и обогащать только внутреннюю среду?

На мой взгляд использовать и обогащать только внутреннюю среду недостаточно, поэтому мы с вами используем в своей работе внешнюю среду.

?: Что это за среда? Как вы используете в своей работе внешнюю среду?

Оформление сюжетной зоны на своем участке, что позволяет создать мотивацию детей к исследовательской деятельности, создавать проблемные ситуации;

Оформление учебно – опытного участка: выращивание растений, где можно наблюдать цикличность роста и развития овощных культур «От семени до плодов», злаковых культур, цветочных культур, лекарственные травы, ягодные цветники и т. д., учить сравнивать, проводить опыты и эксперименты. Знакомить детей с разнообразием растительного мира, не только с помощью дидактических игр, пособий, но и непосредственно через общение с природой;

Совместно с детьми определяем погодные условия, силу ветра, дождя, температуру и выявляем характерные особенности погоды в любое время года.

Поэтому важно соблюдать баланс в использовании и обогащении среды, так как ее может быть, как мало, так и много. Таким образом, мы видим, что недостаточно иметь условия, а просто необходимо их обогащать, тогда росток будет стремиться вверх, образуя ствол.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем четвёртый флажок! Поднять флаг!

2 ведущий:

5. Формы и методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста по формированию экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС.

?: Назовите формы работы по экологическому воспитанию дошкольников, используемые в нашем Учреждении.

(в ёмкости находятся распечатанные рыбки с названиями форм работы, воспитатель предлагает поймать педагогам по рыбке и назвать форму работы, затем выпустить рыбку в море)

В нашем дошкольном учреждении проектная деятельность уже является можно сказать не инновационной, а традиционной формой работы. Я думаю, в каждой группе реализуются или будут реализованы проекты экологической направленности.

?:Уважаемые педагоги поделитесь снами опытом по реализации ваших проектов.

?:А теперь я предлагаю распределить методы. И раскрыть каждый. (Педагоги условно делятся на три микро группы и каждая микро группа раскрывает один метод).

Методы:

наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация видеофильмов разного жанра);

практические (игровой метод, труд, элементарные опыты, моделирование)

словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы, рассматривание учебно-наглядных пособий, календарь погоды, тематические рисунки);

?:Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного?

Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка. Начиная работу на первой ступеньке образования в форме игровой деятельности, мы формируем у ребенка потребность бережного целесообразного расходования природных богатств, воспитываем чувство персональной ответственности за их сохранение и приумножение.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем пятый флажок! Поднять флаг!

3 ведущий:

6. Условия, направленные на познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста в контексте ФГОС (открываем шестой флажок).

Условия:

• педагогические;

• эстетические;

информационные;

• материально-технические;

• здоровьесберегающие;

• социальные.

Педагогические условия заключаются в разнообразии форм и методов экологического воспитания детей. Например, экскурсии, природоведческие беседы, экологические выставки, познавательно-экологические праздники и развлечения, изучение детских энциклопедий, просмотр видеороликов, презентаций, опыты и эксперименты, прогулки, использование творческих и исследовательских проектов.

Эстетические условия экологического воспитания. Эстетическое развитие – развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, то есть особое эмоциональное отношение. Исходя из этого эстетические условия экологического воспитания – это способность видеть и чувствовать прекрасное в мире природы, испытывать бережное и гуманное отношение к природе.

Информационные условия экологического воспитания заключаются в разнообразие источников информации. Информационное пространство может быть естественное и искусственное. Естественное – это окружающий мир, камни, песок, деревья и так далее. Искусственный источник информации: компьютер, интернет, книги, журналы и так далее.

Материально-технические условия экологического воспитания заключаются в: создание уголков природы, «живых» уголков, «огород на подоконнике», перечня экологических игр, муляжей, дидактический материал, приборы и инструменты и так далее. Важным условием является наличие информационных и коммуникационных технологий, позволяющих эффективнее осуществлять образовательно-воспитательный процесс.

Здоровьесберегающие условия экологического воспитания заключаются в проведении мероприятий и праздников, посвященных проблемам здоровья и связи здоровья с экологической ситуацией в мире, осознанию ребенка частью природы. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе. Применение информационных и коммуникационных технологий не должно наносить ущерб здоровью дошкольника, соблюдение эргономики организации процесса обучения и воспитания.

Социальные условия экологического воспитания заключаются во включении родителей, так как от того как относятся родители к окружающей среде, зависит отношение детей. Важно помнить, что, воспитывая детей уважать природу нужно, прежде всего, в себе сформировать чувства видения прикрас окружающей среды, через любовь к природе, к своему краю, к своей Родине! Формы работы: родительское собрание, консультации, совместные работы детей и родителей.

Соблюдение всех условий экологического воспитания даст возможность более эффективней развивать экологическую культуру детей дошкольного возраста, ведь от того как подрастающее поколение будет относиться к природе зависит жизнь и здоровье людей, да и всего живого.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем шестой флажок! Поднять флаг!

1 ведущий:

7. Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнёрами как условие формирования экологической культуры дошкольников (открываем седьмой флажок).

?: Каким образом и через какие формы работы осуществляется взаимодействие ДОУ и семьи, ДОУ и социальных партнёров в вопросах формирования экологической культуры дошкольников?

?: Какие формы работы с родителями вы используете в своей работе в рамках группы?

Работа с родителями осуществляется в системе педагогами во всех возрастных группах по четырем направлениям: информационно-аналитическое, досуговое, познавательное, наглядно-информационное.

?:Уважаемые коллеги, как вы считаете вопрос раскрыт?

Да!

?:Тогда открываем седьмой флажок! Поднять флаг!

2 ведущий: Анализ корабля

Уважаемые коллеги, давайте посмотрим, какой красивый корабль у нас получился, и какие выводы можно сделать в результате проведения круглого стола:

-Тема «Формирование экологической культуры дошкольников» актуальна, важна, необходима, значима в современном обществе, в системе дошкольного образования.

-Существуют проблемы экологического воспитания дошкольников в современном обществе.

-Формы и методы экологического воспитания дошкольников, используемые в нашем Учреждении, эффективны.

-Велика роль семьи в экологическом воспитании дошкольников.

-Важная роль отводится педагогам в вопросах просвещения родителей, формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

-Поэтому первостепенной задачей педагогов является повышение профессионального уровня в вопросах экологического воспитания дошкольников путем самообразования, КПК, участия в научно-методической работе.

Наш чудесный корабль «Экология» к плаванию готов. Он отправляется в экологическое путешествие. Приготовиться к отплытию! Пассажиров просим занять места на палубе! Мы желаем нашему кораблю, чтоб в море встречались только чистые, благородные люди, готовые делиться теплом своей души. Попутного ветра, и счастливого плавания.

Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования Экологическое воспитание – одно из важных направлений в наше время. В дошкольном возрасте необходимо воспитание потребностей, поведения.

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС  ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО Мурыгина И. В., воспитатель.

Инновационный педагогический опыт «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Инновационный педагогический опыт: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Всё хорошее в людях- из детства.

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни. Д. Родович Жизненный.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Праздники
Автор публикации:
Практическая конференция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 20:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Театр в детском саду»
Театр постоянно привлекает к себе ребенка. Он с детства является для детей носителем добра. Детская душа просит сказки, волшебства, ярких красок, эмоций,...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор...
о свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного...
Фотоотчёт тематическая неделя «Пожарная безопасность» в старшей группе
В нашей группе прошла неделя «Пожарной безопасности». За эту неделю мы провели много разных мероприятий, бесед «Бытовые приборы и правила обращения с ними»,...
Сценарий праздника 1 сентября в средней группе «День Знаний»
Сценарий праздника 1 сентября в средней группе "День знаний" Ведущая: Сегодня всей страны огромной дети Спешат с букетами осенними с утра. День знаний -...
Проект «Пасха» в подготовительной группе
ктуальность темы: В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И если...